Эстетика Аристотеля |
Приложение. Литературная критика в комедии Аристофана |
Эстетика Аристотеля (отрывок)
1
Вопрос об отношении искусства к действительности,
художественного изображения к изображаемому возник
в античной эстетике задолго до Аристотеля. Вопрос
этот занимал античных художников еще до того, как он
стал обсуждаться философами. Борьба и смена направлений,
школ искусства -- скульптуры, живописи,
театра -- не раз уже заставляла художников задумываться
над отношением между натурой и ее образом
в искусстве. Допустимо ли в искусстве преувеличение, отклонение
образа от его оригинала или модели, исключение
известной части его содержания, свободное комбинирование?
Вопросы эти особенно осложнялись
с развитием искусства исполнения в поэзии, в музыке
и в драме. Развитие художественных профессий исполнителей -- актеров, рапсодов, флейтистов, кифаристов,
хористов и т.д. -- вызвало к жизни кроме вопроса
об отношении произведения к действительности, а также
образа к мифу еще и вопрос об отношении исполнения
к исполняемому, о праве виртуоза-исполнителя на вольное
истолкование и исполнение произведения.
Уже Аристофан был глубоко захвачен всеми этими
проблемами. Философы дали этим проблемам обобщенное
и вместе абстрактное выражение. Так, Сократ
стал рассматривать искусство как подражательное воспроизведение
действительности. Теория "подражания"
("мимезиса") должна была -- так думал Сократ -- объяснить
серьезное значение искусства в человеческой
жизни, возможность идеализирующего обобщения в искусстве.
Еще дальше пошел Платон. Учение об искусстве
как о подражании должно было, по замыслу философа,
объяснить не только сущность искусства, но также
дать меру для оценки принципиального несовершенства
искусства, его ложной претенциозности, лживости
и нескромности. Искусство -- такова мысль Платона -- должно
было бы подражать самой истинно сущей действительности,
чтобы иметь значение, но оно никогда,
до тех пор пока остается искусством, не в силах выполнять
это свое назначение.
Аристотель, так же как эти его предшественники,
видит в искусстве деятельность подражания. Но, в отличие
от Платона, теория подражания Аристотеля
строится не на основе теории запредельных чувственному
миру идей, но на основе аристотелевской диалектики
формы и материи, возможности и действительности.
Поэтому и в результатах своих обе эти теории
оказались глубоко различны: платоновское понятие
"припоминания" ("мимезиса") ведет к разрыву между
искусством и действительностью, к отрицанию познавательной
ценности художественного образа, к морально-дидактическому
понятию об искусстве. Аристотелевское
определение "подражания", напротив, открывает путь
к положительному решению вопроса о познавательном
значении искусства, к устранению платоновской антитезы
искусства и "идей" -- к реалистической теории искусства.
Как и у Платона, у Аристотеля теория искусства
неотделима от принципиального учения философа
о бытии. Понять эстетику Аристотеля возможно, только
поняв его учение о сущем, о сущности, о четырех причинах,
о форме и материи, о возможности и действительности,
о боге и неопределенном субстрате.
В этих основах своей философии Аристотель, как
было выше показано, -- бесспорный идеалист. Однако
идеализм его, как отмечал Ленин, во многих отношениях
"объективнее и отдаленнее, общее, чем идеализм
Платона, а потому в натурфилософии чаще = материализму"
(11, т.29, стр.255). И действительно, хотя Аристотель
сохраняет "идеи" Платона в качестве "форм"
вещей, признает эти формы "вечными", "невозникающими"
и в своей общности постигаемыми не чувствами,
но только "умом", от Платона он принципиально отличается
своим взглядом на отношение "формы" к "материи".
По Аристотелю, реально существующая единичная
вещь есть единство "материи" и "формы". "Форма"
не запредельный "образец", не потусторонняя причина,
но соприсущий самому веществу, привходящий в самую
материю вид, ею принимаемый. Так, мраморная статуя
есть единство вещества -- камня, из которого она изваяна
скульптором, -- и фигуры, которую мрамор принял
под резцом художника и которая до тех пор пока существует
статуя, составляет единство с ее веществом.
Отношение между "формой" и "материей" Аристотель
понимает не как раздельность сверхчувственной
"идеи" и чувственного "вещества". Противоположность
"формы" и "материи", по Аристотелю, -- не безусловная.
Один и тот же предмет чувственного мира может рассматриваться
и как "материя" и как "форма". Медь
есть "материя" по отношению к шару, который из меди
отливается. Но та же медь есть "форма" по отношению
к тем физическим элементам, соединением которых,
по Аристотелю, является вещество меди. Медь есть "лишенность"
формы, поскольку веществу меди еще не придана
форма шара. И та же медь есть "возможность" формы,
поскольку мастер может сообщить веществу меди
эту форму. "Форма" есть действительность того, возможностью
чего является "материя". И наоборот, "материя"
есть возможность того, чего действительностью
является "форма".
Учение это уничтожало характерную для Платона
отделенность "идей" от вещества. Согласно мысли Аристотеля,
вся реальность оказывалась последовательностью
переходов от "материи" к "форме" и от "формы"
к "материи". Категории эти, как отметил Энгельс, становились
у Аристотеля "текучими". Нигде, по замечанию
Ленина, у Аристотеля "нет сомнений в реальности
внешнего мира" (11, т.29, стр.327). Критика Аристотелем
"идей" Платана есть, как (показал Ленин, "критика
идеализма, как идеализма вообще" (11, т.29,
стр.255). Ленин отметил также, что критика эта принадлежит
к разряду той критики идеализма другим
идеалистом, от которой "всегда выигрывает материализм"
(там же).
И все же, как неоднократно показал Ленин, критика
платоновского идеализма не была доведена Аристотелем
до конца...
и другие языки.
Асмус Валентин Фердинандович
Выдающийся российский философ, доктор философских наук, профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, лауреат Государственной премии СССР, действительный член Международного института философии в Париже, заслуженный деятель науки. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета. С 1919 г. вел научно-исследовательскую и педагогическую работу. Автор более 200 книг и статей по вопросам философии, логики, эстетики и теории культуры. Работы В. Ф. Асмуса переведены на немецкий, французский, английский, испанский, итальянский, польский, словацкий, китайский, японский, венгерский, финский и другие языки.