В своих трудах «Введение в философию» (1840), «Взгляд на движение философии в мире христианском» (1856), «Философский рационализм новейшего времени» (1860) В. Н. Карпов, исходя из положения о конечности природы и бесконечности духа, доказывал зависимость развития человеческого разума от того, насколько он просветляется верой. При этом он связывал появление и судьбы европейского рационализма с определенными религиозными движениями (например, в немецком идеализме он усматривал непосредственное и решающее влияние протестантизма). Он не отрицал значения опыта европейской философии, но полагал, что на российской духовной почве, питаемой традицией восточного православия, последовательный рационализм не имеет будущего. В книге «Систематическое изложение логики» (1856), за которую ему была присуждена Демидовская премия, логика рассматривалась В. Н. Карповым как наука о формах мышления.