Гегель начинал как последователь «критической философии» И. Канта и И. Фихте, но уже вскоре, под влиянием Ф. Шеллинга, перешел с позиций «трансцендентального» (субъективного) идеализма на точку зрения «абсолютного» (объективного) идеализма. Среди других представителей немецкой классической философии он выделяется обостренным вниманием к истории человеческой духовной культуры. Центральное место в диалектике Гегеля занимает категория противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих друг друга противоположностей. С помощью созданного им диалектического метода Гегель критически переосмыслил все сферы современной ему культуры. Основные принципы своей философской концепции он развернул в получивших широкую известность работах «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812–1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821). Одно из наиболее кратких и популярных изложений системы Гегеля содержится в книге «Введение в философию: Философская пропедевтика», написанной в период 1808–1811 гг., но опубликованной в 1840 г., после смерти философа.