Всемирную славу Иоганну Вольфгангу Гёте принес роман в письмах «Страдания юного Вертера» (1774), но самым грандиозным его произведением стала трагедия «Фауст», над которой он работал в течение всей жизни. В «Фаусте» в значительной степени нашли отражение рассуждения Гёте о естественных науках, политике, эстетике и философии. В области естествознания он выполнил ряд работ по сравнительной морфологии растений и животных, по физике (оптика и акустика), минералогии, геологии и метеорологии. Наибольшее историческое значение имеют его морфологические исследования; им прослежены признаки сходства в устройстве различных органов растений, ему принадлежит термин «морфология». Взгляды Гёте на единство строения растительных и животных организмов позволяют считать его одним из предшественников Чарлза Дарвина. Его труды по теории цвета и в наше время сохраняют научное и философское значение, главным образом в области физиологии и психологии зрения.