В своих трудах Джон Дьюи сформулировал новую концепцию прагматизма — инструментализм, а также разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания. Им была создана теория научного метода как инструмента успешной человеческой деятельности и достижения целей. Известность получила и его концепция эстетического опыта, оказавшая огромное влияние на развитие эстетики и теории искусства. Он выдвинул идею создания «инструментальной» педагогики, которая строилась на спонтанных интересах и личном опыте ребенка и в которой конечным итогом обучения должна была стать выработка навыков мышления и способности в первую очередь к самообучению. Педагогические идеи Дьюи получили известность в СССР: в 1920-е гг. он был приглашен наркомом просвещения А. В. Луначарским в качестве зарубежного советника по вопросам построения новой советской школы.