Главная работа А. Шопенгауэра — «Мир как воля и представление» (1819–1844), первая и третья книги которой посвящены миру как идее, а вторая и четвертая — миру как воле. Мир, взятый как «вещь в себе», предстает у Шопенгауэра как слепая «воля к жизни», которая дробится в бесконечном множестве «объективаций». Подчеркивая иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, коренящегося в самой «воле к жизни» с ее бессмысленностью и вечной неудовлетворенностью, Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшим из возможных», а свое учение — «пессимизмом». Философия Шопенгауэра получила распространение со 2-й половины XIX в., явившись одним из источников философии жизни и предшественником ряда концепций глубинной психологии (учение о бессознательном); влияние Шопенгауэра испытали Р. Вагнер (посвятивший мыслителю свой оперный цикл «Кольцо Нибелунга»), Э. фон Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и другие.