На формирование философских взглядов Гартмана существенное влияние оказали идеи Шопенгауэра и Шеллинга, которые он намеревался соединить с концепцией Гегеля. Однако если Шеллинг и Гегель при построении философских систем придавали второстепенное значение научным данным, то Гартман стремился достичь согласованности умозрительно полученных данных с научными знаниями, добытыми индуктивным путем. Как и Шопенгауэр, основой бытия он считал бессознательное духовное начало, идея которого пронизывает всю его этику. Кроме «Философии бессознательного», в число его важнейших философских работ вошли: «Неокантианство, шопенгауэрианство, гегельянство» (1877), «Феноменология нравственного сознания» (1878), «Религиозное сознание человечества в его последовательном развитии» (1881), «Религия духа» (1882), «Эстетика» (1886–1887; в 2 т.), «Основная проблема теории познания» (1890), «История метафизики» (1899–1900; в 2 т.), «Современная психология» (1901), «Мировоззрение современной физики» (1902), «Проблема жизни» (1906) и другие.