В философских трактатах «Смысл любви» (1892–1894) и «Оправдание добра» (1894–1897) Вл. Соловьев изучал нравственно-метафизическую основу подлинного, сопричастного Богу существования. В них наиболее полно представлена его доктрина «всеединства» и «цельного знания», отраженная в учении о «мировой душе» — Софии. Он также разрабатывал политические и правовые проблемы (трактаты «Великий спор и христианская политика» и «Национальный вопрос в России»); писал критические статьи о творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Ф. М. Достоевского и др., книги по эстетике, переводил произведения Платона, Вергилия, Петрарки, Гофмана. Вл. Соловьев оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов — А. Белого, А. А. Блока и др.