В философской системе Спинозы нашли свое преломление идеи античных философов, были критически переосмыслены взгляды средневековых мыслителей, философов-гуманистов эпохи Возрождения. Важную роль в формировании его взглядов сыграли произведения Декарта. Спиноза — убежденный рационалист, признающий истинное бытие только одной субстанции, обладающей множеством атрибутов, — Бога как имманентной причины существования остального мира. Он видел в геометрии идеал научного знания и в «Этике» — главном труде философа, написанном в форме математического трактата, с использованием аксиом, определений и доказательств, отвергал существование свободы воли, утверждая, что человек – часть природы, подчиненная ее порядку. Осознание этой божественной необходимости, «интеллектуальная любовь к Богу» — постижение вещей «под формой вечности», является, по убеждению Спинозы, высшей добродетелью. Счастье заключается в познании, в душевном успокоении, исходящем из созерцания Бога.