Посвящается светлой памяти
Германа Алексеевича Голицына
(1937–1997)
Настоящий сборник посвящен преимущественно исследованиям, развивающимся в междисциплинарной области, на стыке естественных и гуманитарных наук. Работы подобной интегративной направленности – веление времени, их "собственно научное" предназначение – устранить непроходимую пропасть между "двумя культурами" (миром естественных наук и сферой гуманитарного знания), о пагубной роли которой говорил еще Ч. П. Сноу почти полвека назад. Говоря же о такой "корневой" для всей гуманитарной сферы науке, как искусствознание, следует также иметь в виду назревшую потребность в новой парадигмальной основе, в обновлении эстетической платформы, – чтобы появилась возможность получить новые конструктивные результаты, относящиеся прежде всего к структуре произведений искусства и к их воздействию на реципиентов, по-новому взглянуть на весь мир художественной культуры. Нельзя сказать, что подобные попытки не предпринимались раньше. Тут, разумеется, следует вспомнить о попытках создания "математической эстетики" еще в конце XIX – начале XX в., об усилиях русской формальной школы 1920-х гг., об исследованиях в рамках социологии искусства, семиотики, структурализма и др. (см., например: Искусствометрия: Методы точных наук и семиотики / Ред. Ю. М. Лотман, В. М. Петров. М.: Изд-во ЛКИ/URSS, 2007). Эти работы привели к определенному прогрессу в развитии науки об искусстве, но, все же, оказались неспособными совершить тот "прорыв", в котором нуждается современная наука, и прежде всего, – прорыв к новому этапу, который базировался бы на подходе, общем для естественных и гуманитарных наук. Именно такие возможности открывает теоретико-информационный подход, – ибо информация (и ее "тень" – энтропия) как раз и является "субстратом", общим для двух упомянутых сфер, разделенных пропастью. Работы по применению теории информации к гуманитарной сфере, и прежде всего к наукам об искусстве начались около полувека назад, как только появилась сама теория информации. Вполне естественно, что эти исследования (М. Бензе, А. Моль и др.) не могли сразу привести к конструктивным результатам, – слишком уж велик был разрыв между объединяемыми научными областями. И лишь в последние два десятилетия появился "свет в окошке" – в виде новой, современной версии информационного подхода, создателем которого стал Герман Алексеевич Голицын (1937–1997). В июне 2007 г. в Москве состоялись Международная конференция "Новые методы в исследованиях художественного творчества" и Международный симпозиум "Информационный подход к исследованию культуры и искусства". Эти два весьма представительных форума, организованных Государственным институтом искусствознания совместно с Московской государственной консерваторией им. П. И. Чайковского (при участии Института психологии РАН и поддержке Международной ассоциации эмпирической эстетики), были связаны с 70-летием со дня рождения и 10-летием со дня кончины Г. А. Голицына. На Конференции и Симпозиуме были заслушаны не только доклады, выполненные непосредственно в рамках теоретико-информационного подхода, – но и относящиеся к подходам смежным, и в первую очередь к применению методов прикладной математики, психологии, лингвистики и др. (см.: Информация, время, творчество. Тезисы докладов Международной конференции "Новые методы в исследованиях художественного творчества" и Международного симпозиума "Информационный подход к исследованию культуры и искусства" / Ред. В. М. Петров, А. В. Харуто. М.: Гос. институт искусствознания; Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2007). Такое расширение спектра рассматриваемых подходов представляется не только оправданным, но и весьма плодотворным: ведь не изолируясь от смежных областей, но обращаясь к ним, вероятнее всего найти поддержку зарождающимся инновациям. Той же традиции "широкого спектра" мы следовали и при составлении настоящего сборника (в который включены преимущественно тексты докладов, представлявшихся на вышеуказанной Конференции). Поэтому неудивительно, что в книге порой соседствуют материалы, относящиеся – по крайней мере на первый взгляд – к самым "полярным" областям: тут и философские течения начала XX в., и средневековая французская поэзия, и математические основы моделирования, и статистическая поэтика и т. д. И конечно, далеко не все публикуемые статьи будут поняты каждым читателем (даже самым подготовленным). Тем не менее, будучи собранными под одной обложкой, такие материалы (представленные ведущими специалистами ряда стран) дают исследователям возможности самых разнообразных "гибридизаций", создают поле широких междисциплинарных поисков, в которых так нуждается современная наука об искусстве. В этом – главное предназначение настоящего издания. Сборник состоит из шести частей. Первую часть: "Феномен Г. А. Голицына, проблема поколений и творческих групп" – мы посвятили преимущественно вопросам, которые можно было бы назвать "психолого-биографическими". Здесь на разнообразном историческом материале рассматривается "атмосфера" тех малых групп, в недрах которых порой появляются выдающиеся творческие достижения (в философии, поэзии, живописи). Во второй части: "Тенденции развития научного знания и современный информационный подход" – анализируется ситуация, сложившаяся в современной науке, и показывается перспективность новой (сложившейся в последние годы) информационной парадигмы для преодоления кризиса, наметившегося в науках о человеке, – хотя ставится под сомнение и сама необходимость построения информационных моделей в некоторых из этих наук. Третья часть: "Информационный подход к изучению искусства" – содержит конкретные результаты моделирования (реализованного на базе информационных моделей) процессов, протекающих при восприятии произведений искусства: музыкальных, живописных, поэтических. Феноменам более крупномасштабным посвящена четвертая часть: "Информационный подход в исследованиях культурной жизни". Тут представлены модели, описывающие функционирование целых "ветвей" культуры – таких, как виды искусства (музыкальное творчество, театральная жизнь), народные поверья, равно как целостной системы художественной культуры. Исследования, примыкающие к информационным (и порой весьма близкие к ним по духу), освещаются в пятой части: "Смежные подходы к изучению художественного творчества"; здесь в качестве "ядерных" выступают работы, количественно анализирующие строение живописных, поэтических и прозаических произведений. Наконец, в шестой части: "Новые подходы в психологических и педагогических исследованиях" – рассматривается "извечная" проблема соотношения между искусством и отражаемой им жизнью, а также собраны материалы, посвященные вопросам формирования творческого потенциала молодежи, избравшей своей профессией сферу искусства. В Приложении: "Из научного наследия Г. А. Голицына" – публикуются фрагменты рукописного наследия этого выдающегося исследователя, дающие представление не только о диапазоне его интересов, – но и о тех возможностях, которые открывает современный информационный подход при анализе широкого спектра проблем наук о человеке. Составляя данный сборник, мы совершенно сознательно включали в него не только близкие нам по духу работы, – но и те, концепции которых мы не разделяем (или считаем недостаточно мотивированными). Думается, время покажет правоту / неправоту тех или иных взглядов. Но во всех случаях материалы настоящего сборника, как мы надеемся, послужат развитию новых подходов к проблемам искусствознания и теории культуры. |
Comprar en Perú: URSS. 144 pp. (Spanish). Rústica. 12.9 EUR
En el libro se describe de manera accesible y amena un sistema de ejercicios para el rejuvenecimiento facial. Los ejercicios se ilustran mediante fotografías que facilitan la comprensión del texto y permiten realizar individualmente la gimnasia. Los resultados alcanzados tras la realización del curso... (Información más detallada) URSS. 304 pp. (Spanish). Rústica. 29.9 EUR
¿Qué es la dimensión del espaciotiempo? ¿Por qué el mundo que observamos es tetradimensional? ¿Tienen el espacio y el tiempo dimensiones ocultas? ¿Por qué el enfoque pentadimensional de Kaluza, el cual unifica la gravitación y el electromagnetismo, no obtuvo el reconocimiento general? ¿Cómo se puede... (Información más detallada) URSS. 136 pp. (Spanish). Rústica. 12.9 EUR
En el libro se presenta de una manera clara y amena un sistema de ejercicios que contribuyen al rejuvenecimiento del rostro sin necesidad de recurrir a una intervención quirúrgica. El sistema es accesible a todos, no exige gastos materiales complementarios y es extraordinariamente efectivo. Todo el que... (Información más detallada) URSS. 144 pp. (Spanish). Rústica. 12.9 EUR
En el libro se describe de manera accesible y amena un sistema de ejercicios para el rejuvenecimiento facial. Los ejercicios se ilustran mediante fotografías que facilitan la comprensión del texto y permiten realizar individualmente la gimnasia. Los resultados alcanzados tras la realización del curso... (Información más detallada) URSS. 144 pp. (Spanish). Rústica. 12.9 EUR
En el presente libro se exponen un curso rápido de estiramiento facial natural y un curso intensivo de masaje puntual de la cabeza y el rostro, los cuales le ayudarán a rejuvenecer diez o más años. Durante la elaboración de los cursos, el autor tuvo en cuenta el alto grado de ocupación de las mujeres... (Información más detallada) URSS. 224 pp. (Spanish). Rústica. 16.9 EUR
De forma viva y amena, el autor expone una diversa información sobre el héroe del libro, la famosa constante matemática que aparece en los lugares más inesperados, obteniendo de este modo una especie de "pequeña enciclopedia" del número pi. La parte principal del libro es de carácter recreativo,... (Información más detallada) URSS. 160 pp. (Spanish). Rústica. 14.9 EUR
El concepto de coherencia surgió en la óptica clásica. Hoy este concepto no sólo se ha convertido en un concepto general de la física, sino que se ha salido del marco de esta ciencia. En este libro el problema de la coherencia se estudia desde diferentes posiciones. Se examinan, además, las propiedades... (Información más detallada) URSS. 136 pp. (Spanish). Rústica. 15.9 EUR
La teoría cuántica es la más general y trascendente de las teorías físicas de nuestros tiempos. En este libro se relata cómo surgieron la mecánica cuántica y la teoría cuántica de campos; además, en una forma accesible se exponen diferentes tipos de campos físicos, la interacción entre ellos y las transformaciones... (Información más detallada) URSS. 200 pp. (Spanish). Rústica. 19.9 EUR
La presente edición de la obra Matemática en el tablero de ajedrez, del conocido ajedrecista y escritor Yevgueni Guik, consta de tres tomos, a lo largo de los cuales se describen diversos puntos de contacto entre estas dos actividades del intelecto humano. Se resuelven diversos tipos de problemas matemáticos... (Información más detallada) 376 pp. (English). Cartoné. 110.9 EUR
The present book includes the first full catalogue of Russian porcelain of the 18th and 19th centuries from the Vladimir Tsarenkov Collection. The collection has over 250 outstanding works by leading Russian manufactories — the Imperial Porcelain Factory in Saint Petersburg and the Gardner Porcelain... (Información más detallada) |