Encuadernación Иванцов-Платонов А.М. Ереси и расколы первых трех веков христианства
Id: 220417
13.9 EUR

Ереси и расколы первых трех веков христианства. Изд. 4

Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1877 г.)

Resumen del libro

Вниманию читателей предлагается книга известного русского историка и богослова А.М.Иванцова-Платонова (1835--1894), посвященная исследованию истории древних христианских сект. Показано, что первые три века христианской истории были временем самого сильного брожения религиозных идей. Автор проводит обзор источников, в которых прослеживается история древних ересей и расколов; описывает сектантские источники, апокрифы и церковные источники (писания ...(Información más detallada)апостолов и т.д.). В книге подробно рассматриваются ересиологические писания священномучеников Иринея Лионского и Ипполита Римского, церковных учителей III века --- Тертуллиана, Киприана, Новациана, Оригена и других, а также писателей IV--V и дальнейших веков: Евсевия, Епифания, Филастрия, Августина и т.д. В работе отмечается, что многие из систем, противопоставлявшихся церкви, при всей странности внешних формул, в которых они выражали свои воззрения, отличались тем не менее замечательной глубиной философской мысли и творчеством поэтической фантазии. По мнению автора, уже с этой стороны секты первых веков христианства имеют большое значение не только в истории христианской церкви, но и вообще в истории развития человеческого духа, в истории человеческой мысли.

Книга рекомендуется философам, религиоведам, историкам, всем заинтересованным читателям.


Oglavlenie
 Glava pervaya vstupitel'naya. Predmet' i metod' izsledovaniya
 Glava vtoraya. Obozrenie istochnikov' dlya istorii drevnikh' sekt'.--Sektantskie istochniki: Klimentini, Pistis-Sophia, Vardesanov' dialog'; apokrifi
 Glava tret'ya. Tserkovnie istochniki: pisaniya apostolov' i muzhej apostol'skikh'; utrachenniya polemicheskiya sochineniya II veka; sv.Irinej
 Glava chetvertaya. Sv.Ippollit': ego zamechatel'naya sud'ba, razlichniya skazaniya o nem' v' istorii i mneniya u novikh' uchenikh'
 Glava pyataya. Ereseologicheskiya pisaniya sv.Ippolita chastniya: protiv' Noetian', Feodotian', Alogov', montavistov', chetiredesyatnikov', markionitov'
 Glava shestaya. Ereseologicheskiya pisaniya sv.Ippolita obschiya: Biblidarion, Filosofumena
 Glava sed'maya. Ereseologicheskiya pisaniya tserkovnikh' uchitelej III veka: Tertulliana, Kipriana, Novatsiana, Klimenta aleksandrijskago, Origena, Dionisiya aleksandrijskago, Arkhelaya kaskharskago
 Glava vos'maya. Izvestiya o drevnejshikh' sektakh' i tsel'niya ereseologicheskiya sochineniya u pisatelej IV, V i dal'nejshikh' vekov': Evsevij, Psevdo-Afanasij, protivomanikhejskie pisateli, Epifanij, Feodorit' Filastrij, Avgustin', Predestinat' i dal.

Iz glavi pervoj

ZNAChENIE PREDMETA I METOD' IZSLEDOVANIYa

Edva li kogda proiskhodilo v' mire takoe sil'noe brozhenie religioznikh' idej, kak' v' pervie tri veka khristianskoj istorii. Edva li kogda poyavlyalos' v' khristianstve takoe mnozhestvo raznoobraznikh' sekt', i edva li kogda spori sektantov' s' khristianskoyu tserkov'yu kasalis' takikh' vazhnikh' suschestvennikh' voprosov', kak' v' eto vremya. Ereticheskiya sekti pervikh' vekov' khristianstva otlichalis' ot' pozdnejshikh' eresej tem', chto v' nikh' bol'sheyu chastiyu iskazhalsya ne odin' kakoj-nibud' dogmat', svoeobrazno ob'yasnyalas' ne odna kakaya-nibud' storona khristianskago veroucheniya ili nravoucheniya, -- no protivopostavlyalis' khristianstvu tseliya svoeobrazniya sistemi mirovozzrenij bolee ili menee strojno sostavlennikh' i posledovatel'no razvitikh'. V' etikh' sistemakh' predstavlyalos' samoe raznoobraznoe sochetanie idej -- khristianskikh', iudejskikh', yazicheskikh', -- religioznikh', filosofskikh', poeticheskikh'. V' nikh' zatrogivalis' i svoeobrazno reshalis' vazhnejshie voprosi religioznago i filosofskago znaniya -- o pervikh' osnovakh' vsyakago bitiya i vedeniya, ob' otnoshenii etikh' pervoosnov' bitiya k' vidimim' yavleniyam' mirovoj zhizni, o suschnosti mira dukhovnago i material'nago, o proiskhozhdenii zla v' mire, o prichinakh' i smisle zamechaemikh' v' zhizni protivorechij i tseli mirovoj zhizni, o kontse mira i t.d. Mnogiya iz' etikh' sistem', pri vsej vidimoj strannosti vneshnikh' formul', v' kotorikh' oni virazhali svoi vozzreniya, otlichalis' tem' ne menee zamechatel'noyu glubinoyu filosofskoj misli i tvorchestvom' poeticheskoj fantazii. Uzhe s' etoj storoni sekti pervikh' vekov' khristianstva imeyut' vazhnoe znachenie ne tol'ko v' istorii khristianskoj tserkvi, no i voobsche v' istorii razvitiya chelovecheskago dukha, v' istorii chelovecheskoj misli.

Izuchenie istorii drevnikh' sekt' imeet' tesnuyu svyaz' s' izucheniem' vnutrennyago razvitiya samoj khristianskoj tserkvi.

Poyavlenie razlichnikh' sekt' v' khristianskom' mire ne prokhodilo bezsledno dlya zhizni tserkvi, no imelo na nee bol'shoe vliyanie. Tserkov' s' samago nachala svoego suschestvovaniya i do pozdnejshikh' vremen' razvivala svoi sili v' bor'be s' eresyami i raskolami: v' etoj bor'be postepenno slagalis' -- i tserkovnoe bogoslovie i tserkovnaya distsiplina i samaya obryadnost' tserkovnaya. Odnostoronnee i nepravil'noe reshenie religioznago voprosa v' kakoj-nibud' ereticheskoj sekte davalo povod' tserkvi raskrit' pravil'noe uchenie po etomu voprosu na osnovanii bozhestvennago Otkroveniya i obsche-tserkovnago predaniya. Volneniya i bezporyadki, proizvodimie sektantami mezhdu veruyuschimi, sluzhili povodom' k' ustanovleniyu razlichnikh' pravil' tserkovnoj distsiplini. Poeticheskiya legendi, gimni i molitvi, sostavlyaemiya sektantami dlya udobnejshago rasprostraneniya ereticheskikh' idej mezhdu khristianami, vizivali uchitelej tserkovnikh' v' protivodejstvie sektantam' sostavlyat' svoi pravoslavniya molitvi i pesnopeniya. Takim' obrazom' vo vsekh' pochti zamechatel'nikh' pamyatnikakh' drevne-khristianskoj zhizni i pis'mennosti -- v' kratkikh' simvolakh' i obshirnikh' bogoslovskikh' proizvedeniyakh', v' pravilakh' i postanovleniyakh' drevnikh' soborov' i uchitelej tserkovnikh', v' samikh' molitvakh', pesnopeniyakh' i obryadakh' tserkvi nakhoditsya mnozhestvo pryamikh' i kosvennikh' ukazanij na ereticheskiya i raskol'nicheskiya sekti togo vremeni. I vsego etogo nel'zya ponimat' nadlezhaschim' obrazom', ne imeya pravil'nago predstavleniya o smisle i znachenii drevnikh' eresej i raskolov'.

Izuchenie drevnikh' eresej i raskolov' imeet' dlya nas' ne odno istoricheskoe znachenie, kak' izuchenie zamechatel'nago proshlago, no predstavlyaet' vmeste s' tem' interes' bolee zhivoj i blizkij nashemu vremeni -- nauchnij i dazhe prakticheskij. Bol'shaya chast' sekt', voznikavshikh' v' khristianskom' mire v' 1-m', 2-m' i 3-m' vekakh', ischezala dovol'no skoro; lish' nemnogiya iz' nikh' prodolzhali suschestvovat' do 5-go, 6-go i 7-go stoletij. No vliyanie ikh' daleko ne ischezlo tak' skoro, no naprotiv' ves'ma sil'no otrazhalos' kak' na sektakh' pozdnenshikh', obrazovavshikhsya uzhe k' srednim' vekam' khristianskoj istorii, tak' i v' zhizni samago tserkovnago khristianstva. Prezhde vsego drevnejshiya sekti, nezavisimo ot' chastnikh' punktov' veroucheniya i nravoucheniya, so storoni obschikh' nachal' i kharaktera ikh' predstavlyayut', tak' skazat', osnovnie tipi, pervonachal'nie obraztsi, po kotorim' stali obrazovivat'sya pozdnejshiya sekti, podobno tomu kak' i v' glavnikh' napravleniyakh' tol'ko-chto nachinavshago togda formirovat'sya tserkovno-khristianskago bogosloviya mi mozhem' nakhodit' osnovnie i vpolne kharakternie tipi pozdnejshikh' napravlenij, razvivayuschikhsya v' khristianskom' bogoslovii. V' samom' dele, nesmotrya na velikoe mnozhestvo raznikh' sekt', poyavlyavshikhsya v' khristianstve v' drevnie, srednie i pozdnejshie veka n ne perestayuschikh' poyavlyat'sya do nastoyaschago vremeni, vse eti sekti po suschestvennim' chertam' ikh' kharaktera i napravleniya netrudno podvesti pod' neskol'ko osnovnikh' tipov' i razryadov'; i dlya vsekh' etikh' tipov' sektantstva najdutsya vpolne kharakternie predstaviteli v' drevnejshikh' sektakh' pervikh' vekov' khristianstva. Uzhe eto odno mozhet' predstavit' neskol'ko znachitel'nikh' dannikh' kak' dlya obschago filosofskago ponimaniya istorii, tak' i dlya razlichnikh' chastnikh' vivodov' po otnosheniyu k' sektam' poyavlyayuschimsya v' khristianstve v' bolee pozdniya vremena...


El autor
Ivantsov-Platonov Aleksandr Mikhajlovich
Russkij istorik i bogoslov. Rodilsya v g. Schigri Kurskoj gubernii, v sem'e svyaschennika. Uchilsya v Kurskoj dukhovnoj seminarii (okonchil v 1856 g.) i Moskovskoj dukhovnoj akademii, kotoruyu okonchil so zvaniem magistra bogosloviya v 1860 g. Poluchil napravlenie v Sankt-Peterburgskuyu dukhovnuyu akademiyu na kafedru novoj tserkovnoj istorii i s togo zhe goda stal postoyannim sotrudnikom tol'ko chto osnovannogo professorom N. A. Sergievskim zhurnala «Pravoslavnoe obozrenie». V 1863 g. pereekhal v Moskvu, prinyal svyaschenstvo i bil naznachen zakonouchitelem Aleksandrovskogo voennogo uchilischa i nastoyatelem nakhodyaschejsya pri nem tserkvi. V 1865 i 1866 gg. chital publichnie kursi po tserkovnoj istorii. V 1872 g. po initsiative izvestnogo istorika S. M. Solov'eva bil naznachen na kafedru tserkovnoj istorii Moskovskogo universiteta; s 1877 g. — doktor bogosloviya, professor.

Svoyu glavnuyu zadachu A. M. Ivantsov-Platonov videl kak v shirokoj populyarizatsii tserkovnoj istorii, tak i v postanovke ee izucheniya na nauchnuyu osnovu. Sredi ego universitetskikh kursov odno iz pervikh mest zanimala istoriografiya rannego khristianstva, izdanie kotoroj, po slovam sovremennika, «sdelalo bi chest' russkoj tserkovno-istoricheskoj nauke». Naryadu s tserkovno-istoricheskimi problemami v ego rabotakh zatronuto mnozhestvo bogoslovskikh, filosofskikh, kanonicheskikh voprosov. A. M. Ivantsov-Platonov schital, chto dlya tserkovnogo istorika krajne zhelatel'no universitetskoe obrazovanie. Iz ego sochinenij naibol'shuyu izvestnost' poluchili: «Istoriya otdeleniya tserkvi Zapadnoj ot Vostochnoj», «Svetskaya vlast' papi», «Ocherk istorii khristianstva u slavyan» (pervaya po vremeni rabota po etomu predmetu v otechestvennoj literature), «Eresi i raskoli pervikh trekh vekov khristianstva», «Religiya i nauka» i drugie.


Página