От автора |
Раздел 1. | Творческие течения, концепции, мастера |
| 1. | Условия и особенности формирования советского архитектурного авангарда |
| 2. | Две концепции стилеобразования в левом искусстве: конструктивизм (В.Taтлин) и супрематизм (К.Малевич) |
| 3. | Передача эстафеты oт левого изобразительного искусства к новой apxитектуре |
| 4. | Разрушение образных стереотипов – деструктивный этап формально-эстетических поисков. Символический романтизм |
| 5. | Рационализм – творческое течение архитектурного авангарда (лидер Н.Ладовский) |
| 6. | Конструктивизм – творческое течение архитектурного авангарда (лидер А.Веснин) |
| 7. | И.Леонидов – поэт чистой формы |
| 8. | К.Мельников – изобретательнейший мастер выразительной композиции |
| 9. | Супрематическая архитектура Л.Хидекеля и А.Никольского |
| 10. | Лидеры неоклассики и "неорусской архитектуры" (И.Жолтовский, А.Щусев, B. Щуко) и авангард |
| 11. | Социальный эксперимент и архитектура авангарда |
| 12. | Проблемы социалистического расселения. Градостроительные концепции |
| 13. | Проблемы перестройки быта (разработка новых типов жилища) |
| 14. | Поиски новых типов общественных зданий (проекты и постройки) |
| 15. | Формирование системы коммунально-бытового обслуживания |
| 16. | Спорт, отдых |
Раздел 2. | Шедевры |
| 1. | В.Татлин. Памятник III Интернационала. 1919–1920 |
| 2. | В.Шухов. Радиомачта в Москве. 1919–1922 |
| 3. | Н.Ладовский. Храм общения народа. Экспериментальный проект (эскизы). 1919 |
| 4. | А.Родченко. Киоск для продажи газет и агитационной литературы. Конкурсный проект. 1919 |
| 5. | Н.Ладовский. Коммунальный дом. Экспериментальный проект. 1920 |
| 6. | Г.Мапу. Коммунальный дом. Экспериментальный проект. 1920 |
| 7. | Л.Лисицкий. Папка "Проуны" (11 литографий). 1920–1921 |
| 8. | А.Лавинский. Город на рессорах. Экспериментальный проект. 1921 |
| 9. | М.Коржев. Склад. Курсовой проект (ВХУТЕМАС, мастерская Н.Ладовского). 1922 |
| 10. | ВХУТЕМАС (мастерская Н.Ладовского). Серия курсовых проектов на тему "Пристань и ресторан под скалою над морем". 1922–1923 |
| 11. | Г.Клуцис. Серия проектов агитационных установок и трибун. 1922 |
| 12. | В.Кринский. Небоскреб BCHX в Москве. Экспериментальный проект. 1922–1923 |
| 13. | И.Голосов. Дворец труда в Москве. Конкурсный проект. 1922–1923 |
| 14. | Г.Людвиг. Дворец труда в Москве. Конкурсный проект. 1922–1923 |
| 15. | А., В. и Л.Веснины. Дворец труда в Москве. Конкурсный проект. 1922–1923 |
| 16. | А.Мухин. Павильон для тропических растений в ботаническом саду. Курсовой проект (МИГИ, консультанты А.Лолейт, А.Веснин и Л.Веснин). 1923 |
| 17. | К.Мельников. Павильон "Махорка" на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве. 1923 |
| 18. | А.Экстер и Б.Гладков. Павильон "Известий" на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве. 1923 |
| 19. | Л.Лисицкий и И.Чашник. Трибуна Ленина. 1920–1924 |
| 20. | К.Малевич. Архитектоны. 1923–1926 |
| 21. | К.Малевич. Планиты. 1924 |
| 22. | К.Мельников. Ново-Сухаревский рынок в Москве. 1924–1926 |
| 23. | А. и В.Веснины. Московское отделение газеты "Ленинградская правда". Конкурсный проект. 1924 |
| 24. | А., В. и Л.Веснины. Здание акционерного общества "Аркос" в Москве. Конкурсный проект. 1924 |
| 25. | К.Мельников. Московское отделение газеты "Ленинградская правда". Конкурсный проект. 1924 |
| 26. | Л.Лисицкий. Горизонтальные небоскребы для Москвы. Экспериментальный проект. 1923–1925 |
| 27. | ВХУТЕМАС (мастерская Н.Ладовского). Серия курсовых проектов на тему "Небоскреб ВСНХ в Москве" (композиционноe задание: выявление динамики, ритма, отношений и пропорций по вертикали). 1924–1925 |
| 28. | Н.Ладовский (при участии В.Кринского и др.). Международный Красный стадион в Москве. 1924–1925 |
| 29. | А.Кузнецов (руководитель), Б.Гладков, Г.Мовчан, И.Николаев, А.Фисенко, Г.Карлсен. Комплекс сооружений ЦАГИ в Москве. 1924–1928 |
| 30. | К.Мельников. Советский павильон на Международной выставке современных декоративных искусств и промышленности в Париже. 1924–1925 |
| 31. | К.Мельников. Гараж-стоянка для такси в Париже (над мостами через Сену). 1925 |
| 32. | С.Серафимов, М.Фельгер и С.Кравец. Госпром в Харькове. 1925–1928 |
| 33. | Г.Бархин (при участии М.Бархина). Здание издательства газеты "Известия" в Москве. 1925–1927 |
| 34. | И.Голосов. "Электробанк" в Москве. Конкурсный проект. 1926 |
| 35. | М.Коржев. Международный Красный стадион в Москве. Дипломный проект (ВХУТЕМАС, мастерская Н.Ладовского). 1926 |
| 36. | М.Гинзбург. Дом акционерного общества "Оргаметалл" в Москве. Конкурсный проект. 1926–1927 |
| 37. | Л.Хидекель. Рабочий клуб. Курсовой проект (ЛИГИ). 1926 |
| 38. | А.Никольский (руководитель), И.Белдовский, В.Гальперин, А.Крестин. Серия экспериментальных проектов зданий общественно- и культурно-просветительного назначения. 1927 |
| 39. | Л.Хидекель. Коллективное жилище. Курсовой проект (ЛИГИ). 1927 |
| 40. | И.Леонидов. Институт библиотековедения им. В.И. Ленина в Москве. Дипломный проект (ВХУТЕМАС, мастерская А.Веснина). 1927 |
| 41. | А.Оль, К.Иванов и А.Ладинский. Проект жилья нового типа для трудящихся. Товарищеское соревнование ОСА. 1927 |
| 42. | К.Мельников. Собственный дом-мастерская в Москве. 1927–1929 |
| 43. | К.Мельников. Клуб им. Русакова в Москве. 1927–1929 |
| 44. | К.Мельников. Клуб фабрики "Свобода" в Москве. 1927–1929 |
| 45. | И.Голосов. Клуб им. Зуева в Москве. 1927–1928 |
| 46. | А.Дмитриев. Дворец рабочего в Харькове. 1927–1932 |
| 47. | М.Барщ и М.Синявский. Планетарий в Москве. 1927–1929 |
| 48. | И.Жолтовский (при участии С.Кожина). Котельная МОГЭС в Москве. 1927–1929 |
| 49. | А.Кузнецов (руководитель), В.Мовчан, Г.Мовчан, А.Фисенко, И.Николаев, Л.Мейльман и Г.Карлсен. Всесоюзный электротехнический институт (ВЭИ) в Москве. 1927–1929 |
| 50. | М.Гинзбург (при участии И.Милиниса). Дом правительства Казахстана в Алма-Ате. 1927–1931 |
| 51. | А.Никольский (руководитель), Л.Хидекель и др. Стадион им. Красного Спортивного Интернационала в Ленинграде. 1927–1929 |
| 52. | И.Леонидов. Клуб нового социального типа. Экспериментальный проект. 1928 |
| 53. | И.Леонидов. Центросоюз в Москве. Конкурсный проект. 1928 |
| 54. | И.Голосов и Б.Мительман. Проект Дворца культуры в Сталинграде. 1928 |
| 55. | А.Сильченков. Дом промышленности и торговли. Дипломный проект (BXУТЕИН, мастерская Н.Ладовского). 1928 |
| 56. | Р.Смоленская. Дом съездов. Дипломный проект (ВХУТЕИН, мастерская Н.Ладовского). 1928 |
| 57. | В.Лавров. Новый город. Дипломный проект (ВХУТЕИН, мастерская Н.Ладовского). 1928 |
| 58. | Т.Варенцов. Новый город. Дипломный проект (ВХУТЕИН, мастерская Н.Докучаева). 1928 |
| 59. | Г.Крутиков. "Летающий город". Дипломный проект (ВХУТЕИН, мастерская Н.Ладовского). 1928 |
| 60. | А.Никольский. Баня-бассейн. Экспериментальный проект. 1928 |
| 61. | Д.Марков, Д.Фридман и В.Фидман. Библиотека им. В.И. Ленина в Москве. Конкурсный проект. 1928 |
| 62. | К.Мельников. Клуб фабрики "Буревестник" в Москве. 1928–1930 |
| 63. | А.Барутчев, И.Гильтер, И.Меерзон и Я.Рубанчик. Нарвская фабрика-кухня в Ленинграде. 1928–1930 |
| 64. | С.Пэн. Дворец печати в Баку. 1927–1933 |
| 65. | Секция типизации Стройкома РСФСР (М.Гинзбург – руководитель, М.Барш, В.Владимиров, А.Пастернак, Г.Сум-Шик). Жилая ячейка типа F. 1928 |
| 66. | М.Гинзбург и И.Милинис. Жилой дом на Новинском бульваре в Москве. 1928–1930 |
| 67. | Н.Кузьмин. Жилой комбинат-поселок для горняков Анжеро-Судженского каменноугольного района. Дипломный проект (Томский технологический институт). 1928–1929 |
| 68. | М.Барщ и В.Владимиров. Проект дома-коммуны. 1929 |
| 69. | И.Николаев. Студенческий дом-коммуна в Москве. 1929–1931 |
| 70. | Г.Кочар. Здание Коминтерна. Дипломный проект (ВХУТЕИН, мастерская Д.Фридмана). 1929 |
| 71. | И.Иозефович. Дом съездов СССР.Дипломный проект (ВХУТЕИН, мастерская Н.Ладовского). 1929 |
| 72. | К.Мельников. Памятник Христофору Колумбу в Санто-Доминго. Конкурсный проект. 1929 |
| 73. | Н.Ладовский. Проект промышленного поселка Костино. 1929 |
| 74. | Н.Ладовский. Планировочная схема динамического города ("парабола", город-ракета). 1929–1930 |
| 75. | В.Веснин, С.Андриевский, Н.Колли, Г.Орлов, П.Корчинский. Здание Днепрогэса. 1929–1930 |
| 76. | И.Леонидов. Дом промышленности в Москве. Конкурсный проект. 1929–1930 |
| 77. | А.Бунин. Параболический жилой дом. Экспериментальный проект. 1929 |
| 78. | М.Мазманян. Проект планировки и застройки рабочего поселка Кафан в Армении. 1929–1930 |
| 79. | А.Щусев. Мавзолей В.И. Ленина в Москве. 1924–1930 |
| 80. | А. и Л.Веснины. Конкурсный проект планировки и застройки соцгорода при Тельбесском заводе (Кузнецк). 1930 |
| 81. | Бригада АРУ (Г.Крутиков, В.Лавров и В.Попов). Конкурсный проект планировки и застройки "города-коммуны" Автостроя. 1930 |
| 82. | И.Голосов. Конкурсный проект жилкомбината в Сталинграде. 1930 |
| 83. | К.Мельников. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929–1930 |
| 84. | Н.Ладовский. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929–1930 |
| 85. | М.Охитович, М.Барщ, В.Владимиров и Н.Соколов. Магнитогорье. Конкурсный проект. 1930 |
| 86. | И.Леонидов (руководитель бригады ОСА). Социалистическое расселение при Магнитогорском металлургическом комбинате. Конкурсный проект. 1930 |
| 87. | Н.Милютин. Поточно-функциональная схема планировки города. 1930 |
| 88. | И.Леонидов. Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект. 1930 |
| 89. | А., В. и Л.Веснины. Театр массового музыкального действа в Харькове. Конкурсный проект. 1930–1931 |
| 90. | П.Голосов. Комбинат "Правда" в Москве. 1930–1935 |
| 91. | В.Мейерхольд, М.Бархин и С.Вахтангов. Проект театра им. Мейерхольда в Москве. 1930–1932 |
| 92. | В.Щуко и В.Гельфрейх. Оперно-драматический театр в Ростове-на-Дону. 1930–1936 |
| 93. | К.Мельников. Театр МОСПС в Москве. Конкурсный проект. 1931 |
| 94. | Н.Ладовский. Театр МОСПС в Москве. Конкурсный проект. 1931 |
| 95. | А., В. и Л.Веснины. Дворец культуры Пролетарского района в Москве. 1931–1937 |
| 96. | М.Гинзбург, Г.Гассенпфлуг и С.Лисагор. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (третий тур). 1932 |
| 97. | К.Мельников. Дворец народов. Встречный проект на конкурсе на проект Дворца Советов в Москве. 1932 |
| 98. | И.Леонидов. Наркомтяжпром в Москве. Конкурсный проект. 1934 |
| 99. | А. и В.Веснины. Наркомтяжпром в Москве. Конкурсный проект. 1934 |
| 100. | К.Мельников. Наркомтяжпром в Москве. Конкурсный проект. 1934 |
Приложение. 25 кандидатов в Шедевры |
| 1. | И.Голосов. Останкинское коннозаводство в Москве. Конкурсный проект. 1922 |
| 2. | К.Мельников. Комплекс показательных жилых домов для рабочих в Москве ("Пила"). Конкурсный проект. 1922–1923 |
| 3. | И.Володько. Крытый рынок. Курсовой проект – производственное задание на выявление пространства (Обмас ВХУТЕМАСа, руководитель В.Кринский). 1923 |
| 4. | Г.Вегман. Музей Красной Москвы. Дипломный проект (МИГИ). 1924 |
| 5. | А. и Л.Веснины. Телеграф в Москве. Конкурсный проект. 1925 |
| 6. | Б.Великовский (при участии М.Барща, Г.Вегмана, М.Гакен, А.Лангмана). Госторг в Москве. 1925–1927 |
| 7. | А.Гегелло и Д.Кричевский. Дом культуры Московско-Нарвского района в Ленинграде. 1925–1927 |
| 8. | Л.Хидекель. Город на опорах. Экспериментальный проект. 1925–1930 |
| 9. | И.Ламцов. Жилой коммунальный комплекс в Москве. Дипломный проект (ВХУТЕМАС, мастерская Н.Ладовского) 1926 |
| 10. | М.Барщ и М.Синявский. Центральный оптово-розничный рынок в Москве. Совместный дипломный проект (ВХУТЕМАС, мастерская А.Веснина). 1926 |
| 11. | Г.Крутиков. Городок Высшей художественной школы в Москве. Преддипломный проект (ВХУТЕМАС, мастерская Н.Ладовского). 1927 |
| 12. | А.Зальцман. Кинофабрика Преддипломный проект. (ВХУТЕМАС, мастерская А.Веснина). 1927 |
| 13. | И.Малоземов, И.Милинис и Я.Штейнберг. Клуб строителей в Харькове. 1927–1928 |
| 14. | В.Попов. Новый город. Дипломный проект (ВХУТЕИН, мастерская Н.Ладовского). 1928 |
| 15. | А.Буров. Проект рабочего клуба на 1 000 человек для Союза пищевиков в Москве. 1928 |
| 16. | Н.Ладовский. Памятник Христофору Колумбу в Санто-Доминго. Международный конкурс. 1929 |
| 17. | М.Мазманян. Парк культуры и отдыха в Москве. Дипломный проект (ВХУТЕИН, мастерская Н.Ладовского). 1929 |
| 18. | И.Володько. Павильон торгпредства СССР во Франции в Страсбурге. 1929 |
| 19. | Н.Соколов. Курортная гостиница. Курсовой проект (ВХУТЕИН, мастерская А.Веснина). 1929 |
| 20. | Л.Комарова. Здание Коминтерна. Дипломный проект (ВХУТЕИН, мастерская А.Веснина). 1929 |
| 21. | И.Милинис. Клуб завода "Серп и Молот" в Москве. 1929–1933 |
| 22. | Н.Ладовский. Проектное предложение (изобретение) – каркасное жилище, собираемое из изготовленных на заводе объемных кабин. 1930 (патент N 21406 от 31 июля 1931 г.) |
| 23. | М.Барщ и М.Гинзбург. Зеленый город (городок отдыха) под Москвой. Конкурсный проект. 1930 |
| 24. | М.Гинзбург. Синтетический театр в Свердловске. Конкурсный проект. 1931 |
| 25. | С.Полупанов. Дом правительства Узбекистана в Ташкенте. 1931 |
Список сокращений |
Именной указатель |
Palabras del Autor |
Parte 1. | Corrientes artísticas, concepciones, maestros |
| 1. | Condiciones y particularidades de la formación
del vanguardismo arquitectónico soviético |
| 2. | Dos concepciones de creación de estilos en el arte
progresista: el constructivismo (Tatlin) y el suprematismo (Maliévich) |
| 3. | Entrega de la estafeta de las artes plásticas progresistas
a la nueva arquitectura |
| 4. | Destrucción de los estereotipos representativos: etapa
destructiva en las búsquedas estético-formales.
Romanticismo simbólico |
| 5. | El racionalismo: corriente artística del vanguardismo arquitectónico
(Ladovski) |
| 6. | El constructivismo: corriente artística del vanguardismo arquitectónico
(Alexandr Vesnín) |
| 7. | Leonídov: el poeta de la forma pura |
| 8. | Miélnikov: maestro genial de la composición
expresiva |
| 9. | La arquitectura suprematista de Jidiékel y Nikolski |
| 10. | Los líderes del neoclasicismo y de la "arquitectura
neorusa" (Zholtovski, Schúsiev, Schukó)
y el vanguardismo |
| 11. | El experimento social y la arquitectura del vanguardismo |
| 12. | El problema del alojamiento socialista de la población. Concepciones
urbanísticas |
| 13. | El problema de la reorganización del modo de vida
(creación de nuevos tipos de vivienda) |
| 14. | Búsqueda de nuevos tipos de edificios públicos
(proyectos y construcciones) |
| 15. | Formación del sistema de servicio doméstico-comunal |
| 16. | Deporte y recreación |
Parte 2. | Obras Maestras |
| 1. | V.Tatlin. Monumento de la III Internacional. 1919–1920 |
| 2. | V.Shújov. Torre de radiocomunicación de Moscú.
1919–1922 |
| 3. | N.Ladovski. Templo de las relaciones del pueblo.
Proyecto experimental (bosquejos). 1919 |
| 4. | A.Ródchenko. Quiosco de venta de periódicos
y literatura de propaganda. Proyecto de concurso.
1919 |
| 5. | N.Ladovski. Casa comunal. Proyecto experimental.
1920 |
| 6. | G.Mapú. Casa comunal. Proyecto experimental. 1920 |
| 7. | L.Lisitski. Carpeta "Prouns" (11 litografías). 1920–1921 |
| 8. | A.Lavinski. Ciudad sobre resortes. Proyecto
experimental. 1921 |
| 9. | M.Kórzhev. Almacén. Proyecto de curso (VJUTEMAS,
taller de N.Ladovski). 1922 |
| 10. | VJUTEMAS (taller de N.Ladovski). Serie de proyectos
de curso sobre el tema "Muelle y restaurante bajo
un peéasco sobre el mar". 1922–1923 |
| 11. | G.Klutsis. Serie de proyectos de tribunas e instalaciones
para propaganda. 1922 |
| 12. | V.Krinski. Rascacielos del VSNJ en Moscú. Proyecto experimental. 1922–1923 |
| 13. | I.Gólosov. Palacio del Trabajo en Moscú. Proyecto
de concurso. 1922–1923 |
| 14. | G.Lúdvig. Palacio del Trabajo en Moscú. Proyecto
de concurso. 1922–1923 |
| 15. | A.Vesnín, V.Vesnín y L.Vesnín. Palacio del Trabajo
en Moscú. Proyecto de concurso. 1922–1923 |
| 16. | A.Mujin. Pabellón de plantas tropicales de un jardín
botánico. Proyecto de curso (MIGI, asesores A.Loleit,
A.Vesnín y L.Vesnín). 1923 |
| 17. | K.Miélnikov. Pabellón "Majorka" en la Exposición
Agropecuaria y de la Industria Artesanal de Rusia
en Moscú. 1923 |
| 18. | A.Éxter y B.Gladkov. Pabellón de "Noticias"
en la Exposición Agropecuaria y de la Industria Artesanal
de Rusia en Moscú. 1923 |
| 19. | L.Lisitski e I.Cháshnik. Tribuna de Lenin. 1920–1924 |
| 20. | K.Maliévich. Arquitectones. 1923–1926 |
| 21. | K.Maliévich. Planites. 1924 |
| 22. | K.Miélnikov. Mercado Novo-Sújarevski en Moscú.
1924–1926 |
| 23. | A.Vesnín y V.Vesnín. Filial moscovita del periódico "Leningrádskaya Pravda". Proyecto de
concurso. 1924 |
| 24. | A.Vesnín, V.Vesnín y L.Vesnín. Edificio de la sociedad
anónima "Arcos" en Moscú. Proyecto de concurso. 1924 |
| 25. | K.Miélnikov. Filial moscovita del periódico
"Leningrádskaya Pravda". Proyecto de concurso. 1924 |
| 26. | L.Lisitski. Rascacielos horizontales para Moscú. Proyecto experimental. 1923–1925 |
| 27. | VJUTEMAS (taller de N.Ladovski). Serie de proyectos
de curso sobre el tema "Rascacielos del VSNJ en Moscú"
(tarea de composición: revelación de la dinámica, el ritmo
y las relaciones y proporciones verticales). 1924–1925 |
| 28. | N.Ladovski (con la participación de V.Krinski y otros).
Estadio Rojo Internacional en Moscú. 1924–1925 |
| 29. | A.Kuznetsov (director), B.Gladkov, G.Movchán,
I.Nikoláyev, A.Fisenko, G.Karlsen. Complejo de edificios
del TsAGI en Moscú. 1924–1928 |
| 30. | K.Miélnikov. Pabellón soviético en la Exposición
Internacional de Artes Decorativas Modernas
y de la Industria en París. 1924–1925 |
| 31. | K.Miélnikov. Garage y aparcamiento para taxis
en París (sobre los puentes del Sena). 1925 |
| 32. | S.Serafímov, M.Felguer y S.Krávets. Gosprom de Járkov. 1925–1928 |
| 33. | G.Barjin (con la participación de M.Barjin). Edificio
de la editorial del periódico "Izviestia" en Moscú.
1925–1927 |
| 34. | I.Gólosov. "Elektrobank" en Moscú. Proyecto
de concurso. 1926 |
| 35. | M.Kórzhev. Estadio Rojo Internacional en Moscú. Proyecto
de grado (VJUTEMAS, taller de N.Ladovski). 1926 |
| 36. | M.Guínzburg. Casa de la sociedad anónima "Orgametal"
en Moscú. Proyecto de curso. 1926–1927 |
| 37. | L.Jidiékel. Club de Trabajadores. Proyecto
de curso (LIGI). 1926 |
| 38. | A.Nikolski (director), I.Beldovski, V.Galpierin, A.Kriestin.
Serie de proyectos experimentales para edificios públicos
y culturales. 1927 |
| 39. | L.Jidiékel. Vivienda colectiva. Proyecto de curso (LIGI).
1927 |
| 40. | I.Leonídov. Instituto de bibliotecología V.I.Lenin
en Moscú. Proyecto de grado (VJUTEMAS, taller
de A.Vesnín). 1927 |
| 41. | A.Ol, K.Ivanov y A.Ladinski. Proyecto de un nuevo tipo
de vivienda para trabajadores. Competición amistosa
de la OSA. 1927 |
| 42. | K.Miélnikov. Casa-taller particular en Moscú.
1927–1929 |
| 43. | K.Miélnikov. Club Rusakov en Moscú. 1927–1929 |
| 44. | K.Miélnikov. Club de la fábrica "Svoboda" en Moscú.
1927–1929 |
| 45. | I.Gólosov. Club Zúyev en Moscú. 1927–1928 |
| 46. | A.Dmítriev. Palacio del Obrero en Járkov. 1927–1932 |
| 47. | M.Barsch y M.Siniavski. Planetario de Moscú.
1927–1929 |
| 48. | I.Zholtovski (con la participación de S.Kozhin). Sala
de calderas de la MOGES en Moscú. 1927–1929 |
| 49. | A.Kuznetsov (director), V.Movchán, G.Movchán,
A.Fisenko, I.Nikoláyev, L.Meilman y G.Karlsen.
Instituto de Electrotecnia de la Unión Soviética (VEI)
en Moscú. 1927–1929 |
| 50. | M.Guínzburg (con la participación de I.Milinis). Casa
del Gobierno de Kazajstán en Alma-Atá. 1927–1931 |
| 51. | A.Nikolski (director), L.Jidiékel y otros. Estadio
de la Internacional Roja Deportiva en Leningrado.
1927–1929 |
| 52. | I.Leonídov. Club de nuevo tipo social. Proyecto
experimental. 1928 |
| 53. | I.Leonídov. Tsentrosoyuz en Moscú. Proyecto
de concurso. 1928 |
| 54. | I.Gólosov y B.Mitelmán. Proyecto del Palacio
de la Cultura en Stalingrado. 1928 |
| 55. | A.Sílchenkov. Casa de la Industria y del Comercio.
Proyecto de grado (VJUTEIN, taller de N.Ladovski).
1928 |
| 56. | R.Smoliénskaya. Casa de los Congresos. Proyecto
de grado (VJUTEIN, taller de N.Ladovski). 1928 |
| 57. | V.Lavrov. Ciudad nueva. Proyecto de grado (VJUTEIN,
taller de N.Ladovski). 1928 |
| 58. | T. Varentsov. Ciudad nueva. Proyecto de grado (VJUTEIN,
taller de N.Dokucháyev). 1928 |
| 59. | G.Krútikov. "Ciudad aérea". Proyecto de grado (VJUTEIN,
taller de N.Ladovski). 1928 |
| 60. | A.Nikolski. Sauna-Piscina. Proyecto experimental. 1928 |
| 61. | D.Márkov, D.Fridman y V.Fidman. Biblioteca V.I.Lenin
en Moscú. Proyecto de concurso. 1928 |
| 62. | K.Miélnikov. Club de la fábrica "Bureviéstnik" en Moscú.
1928–1930 |
| 63. | A.Bárutchev, I.Guílter, I.Meyerzón y Ya. Rubánchik.
Cocina Industrial Nárvskaya en Leningrado. 1928–1930 |
| 64. | S.Pen. Palacio de la Imprenta en Bakú. 1927–1933 |
| 65. | Departamento de Estandarización del Stroikom
de la RSFSR (Director M.Guínzburg, M.Barsch,
V.Vladímirov, A.Pasternak, G.Sum-Shik). Unidad
de vivienda tipo F. 1928 |
| 66. | M.Guínzburg e I.Milinis. Edificio de viviendas
en el bulevar Novinski en Moscú. 1928–1930 |
| 67. | N.Kuzmín. Combinado habitacional-poblado para
los mineros de la región hullera de Anzherka-Sudzhenka. Proyecto de grado
(Instituto Tecnológico de Tomsk).
1928–1929 |
| 68. | M.Barsch y V.Vladímirov. Proyecto de casa-comuna.
1929 |
| 69. | I.Nikoláyev. Casa-comuna estudiantil en Moscú.
1929–1931 |
| 70. | G.Kochar. Edificio del Komintérn. Proyecto de grado
(VJUTEIN, taller de D.Fridman). 1929 |
| 71. | I.Iozefóvich. Casa de los Congresos de la URSS. Proyecto
de grado (VJUTEIN, taller de N.Ladovski). 1929 |
| 72. | K.Miélnikov. Monumento a Cristóbal Colón en Santo
Domingo. Proyecto de concurso. 1929 |
| 73. | N.Ladovski. Proyecto del poblado industrial Kóstino. 1929 |
| 74. | N.Ladovski. Esquema de planificación de la ciudad
dinámica ("parábola", ciudad-cohete). 1929–1930 |
| 75. | V.Vesnín, S.Andrievski, N.Koli, G.Orlov, P.Korchinski.
Edificio de la Central Hidroeléctrica del Dniéper.
1929–1930 |
| 76. | I.Leonídov. Casa de la Industria en Moscú. Proyecto
de concurso. 1929–1930 |
| 77. | A.Bunin. Edificio de viviendas parabólico. Proyecto
experimental. 1929 |
| 78. | M.Mazmanián. Proyecto de planificación y construcción
del poblado obrero de Kafán en Armenia. 1929–1930 |
| 79. | A.Schúsiev. Mausoleo de V.I.Lenin en Moscú.
1924–1930 |
| 80. | A.Vesnín y L.Vesnín. Proyecto de concurso de planificación
y construcción de una sotsgórod para los trabajadores
de la fábrica de Telbiés (Kuznietsk). 1930 |
| 81. | Brigada ARU (G.Krútikov, V.Lavrov y V.Popov). Proyecto
de concurso de planificación y construcción
de la "ciudad-comuna" de Avtostroi. 1930 |
| 82. | I.Gólosov. Proyecto de concurso del combinado
habitacional de Stalingrado. 1930 |
| 83. | K.Miélnikov. Ciudad Verde. Proyecto de concurso.
1929–1930 |
| 84. | N.Ladovski. Ciudad Verde. Proyecto de concurso.
1929–1930 |
| 85. | M.Ojitóvich, M.Barsch, V.Vladímirov y N.Sokolov. Magnitogorie. Proyecto de concurso. 1930 |
| 86. | I.Leonídov (director de la brigada OSA). Alojamiento
socialista de los trabajadores del complejo metalúrgico
de Magnitogorsk. Proyecto de concurso. 1930 |
| 87. | N.Miliutin. Esquema funcional-continuo de planificación
de ciudades. 1930 |
| 88. | I.Leonídov. Palacio de la Cultura del municipio Proletario
de Moscú. Proyecto de concurso. 1930 |
| 89. | A.Vesnín, V.Vesnín y L.Vesnín. Teatro de dramatización
musical colectiva en Járkov. Proyecto de concurso.
1930–1931 |
| 90. | P.Gólosov. Conjunto de edificios "Pravda" en Moscú.
1930–1935 |
| 91. | V.Meyerjold, M.Barjin y S.Vajtángov. Proyecto del teatro Meyerjold en Moscú. 1930–1932 |
| 92. | V.Schukó y V.Guélfreij. Teatro del Drama y la Ópera
en Rostov del Don. 1930–1936 |
| 93. | K.Miélnikov. Teatro del MOSPS en Moscú. Proyecto
de concurso. 1931 |
| 94. | N.Ladovski. Teatro del MOSPS en Moscú. Proyecto
de concurso. 1931 |
| 95. | A.Vesnín, V.Vesnín y L.Vesnín. Palacio de la Cultura del municipio Proletario de Moscú. 1931–1937 |
| 96. | M.Guínzburg, G.Gassenpflug y S.Lisagor. Palacio
de los Sóviets en Moscú. Proyecto de concurso
(tercera etapa). 1932 |
| 96. | M.Guínzburg, G.Gassenpflug y S.Lisagor. Palacio
de los Sóviets en Moscú. Proyecto de concurso
(tercera etapa). 1932 |
| 97. | K.Miélnikov. Palacio de los Pueblos. Proyecto recíproco del concurso para el Palacio
de los Sóviets en Moscú. 1932 |
| 98. | I.Leonídov. Narkomat de la Industria Pesada en Moscú.
Proyecto de concurso. 1934 |
| 99. | A.Vesnín y V.Vesnín. Narkomat de la Industria Pesada
en Moscú. Proyecto de concurso. 1934 |
| 100. | K.Miélnikov. Narkomat de la Industria Pesada en Moscú. Proyecto de concurso. 1934 |
Apéndice. 25 Candidatos a Obras Maestras |
| 1. | I.Gólosov. Criadero de caballos en Ostánkino en Moscú. Proyecto de concurso. 1922 |
| 2. | K.Miélnikov. Complejo de edificios modelos de viviendas
para trabajadores en Moscú ("Sierra"). Proyecto
de concurso. 1922–1923 |
| 3. | I.Volodko. Mercado cubierto. Proyecto de curso, tarea
práctica de revelación del espacio (Obmás del VJUTEMAS, director
V.Krinski). 1923 |
| 4. | G.Viegman. Museo de la Moscú Roja. Proyecto de grado (MIGI). 1924 |
| 5. | A.Vesnín y L.Vesnín. Telégrafo de Moscú. Proyecto
de concurso. 1925 |
| 6. | B.Velikovski (con la participación de M.Barsch,
G.Viegman, M.Gaken, A.Langman). Gostorg en Moscú. 1925–1927 |
| 7. | A.Gueguelo y D.Krichevski. Casa de la Cultura
en el municipio de Moscú–Narva en Leningrado.
1925–1927 |
| 8. | L.Jidiékel. Ciudad sobre soportes. Proyecto experimental.
1925–1930 |
| 9. | I.Lamtsov. Complejo comunal de viviendas en Moscú.
Proyecto de grado (VJUTEMAS, taller de N.Ladovski).
1926 |
| 10. | M.Barsch y M.Siniavski. Mercado central de ventas
al por mayor y al por menor en Moscú. Proyecto conjunto
de grado (VJUTEMAS, taller de A.Vesnín). 1926 |
| 11. | G.Krútikov. Ciudad de la Escuela Superior de Arte en Moscú. Proyecto de curso
(VJUTEMAS, taller de N.Ladovski). 1927 |
| 12. | A.Zaltsman. Estudios cinematográficos. Proyecto de curso (VJUTEMAS, taller de
A.Vesnín). 1927 |
| 13. | I.Maloziémov, I.Milinis y Ya. Shtéinberg. Club
de Constructores en Járkov. 1927–1928 |
| 14. | V.Popov. Ciudad nueva. Proyecto de grado (VJUTEIN,
taller de N.Ladovski). 1928 |
| 15. | A.Búrov. Proyecto del Club de Trabajadores para
1000 personas para la Unión de Trabajadores
de la Industria Alimentaria en Moscú. 1928 |
| 16. | N.Ladovski. Monumento a Cristóbal Colón en Santo
Domingo. Concurso internacional. 1929 |
| 17. | M.Mazmanián. Parque de Cultura y Recreación en Moscú. Proyecto de grado (VJUTEIN,
taller de N.Ladovski). 1929 |
| 18. | I.Volodko. Pabellón de la representación comercial
de la URSS en Francia en Estrasburgo. 1929 |
| 19. | N.Sokolov. Hotel turístico. Proyecto de curso (VJUTEIN,
taller de A.Vesnín). 1929 |
| 20. | L.Komarova. Edificio del Komintérn. Proyecto de grado (VJUTEIN, taller de
A.Vesnín). 1929 |
| 21. | I.Milinis. Club de la fábrica "La Hoz y el Martillo"
en Moscú. 1929–1933 |
| 22. | N.Ladovski. Propuesta de proyecto (invento): vivienda
de armazón, ensamblada de cabinas volumétricas
prefabricadas. 1930 (patente № 21406 del 31 de julio
de 1931) |
| 23. | M.Barsch y M.Guínzburg. Ciudad Verde (ciudad
de descanso) en las afueras de Moscú. Proyecto
de concurso. 1930 |
| 24. | M.Guínzburg. Teatro sintético en Sverdlovsk. Proyecto
de concurso. 1931 |
| 25. | S.Polupánov. Casa del Gobierno de Uzbekistán
en Tashkent. 1931 |
Nómina de abreviaciones |
Índice de autores |
Чем дальше уходит в прошлое первая треть XX века, тем все
очевиднее становится, что она была одним из важнейших этапов
в развитии мирового искусства. Тогда происходили сложные процессы
рождения и формирования нового стиля, который повлиял
на развитие практически всех видов искусства и, безусловно,
перейдет в третье тысячелетие. Становление нового стиля
происходило в Европе, где основными центрами его формирования
были Франция, Голландия, Германия и Россия, причем вклад нашей
страны был, пожалуй, наиболее значительным.
Все началось с живописи, где в первые два десятилетия XX века
бурно возникали и развивались левые течения, лидеры и сторонники
которых занимались формальными экспериментами. Начав
с реформирования живописного языка, наиболее радикально
настроенные левые художники уже в первой половине 1910-х годов
вышли на такой уровень формальных экспериментов, где
затрагивались интересы всех видов пространственного искусства,
в том числе и архитектуры. Абстрактное искусство, у истоков
которого в нашей стране стояли В.Кандинский, К.Малевич,
М.Ларионов и В.Татлин, как бы закладывало основы для
формирования художественно-композиционной системы средств
и приемов выразительности во всем стиле XX века.
На протяжении 10-х годов и даже в самом начале 20-х годов левая
живопись как бы подстраховала запаздывавших в своем развитии
архитектуру и дизайн, создавая заделы для нового стиля и в этих
областях художественного творчества. Особенно наглядно это
проявилось на рубеже 10-х и 20-х годов, когда многие лидеры
и сторонники левых течений изобразительного искусства с успехом
работали сразу в нескольких областях художественного творчества
(книжная графика, театральные декорации, текстиль, бытовое
оборудование, агитационное искусство и др.), причем некоторые
из них вели формальные экспериментальные поиски и в архитектуре
(В.Татлин, А.Родченко, К.Малевич, А.Экстер, А.Лавинский,
Н.Габо, Г.Клуцис, Б.Королев и др.).
В начале 20-х годов в ходе интенсификации творческого
взаимодействия различных видов искусства происходили сложные
процессы передачи эстафеты от левого изобразительного искусства
архитектуре, которая брала на себя роль лидера в дальнейшем
формировании и развитии нового стиля.
В нашей стране авангард в области архитектуры – это конец 10-х – начало 30-х годов, т.е. это всего 15 лет (1919–1934).
Причем начиная с 1932 года в советской архитектуре под
воздействием партийно-административного руководства страны стала
быстро и резко изменяться вся творческая направленность
художественных поисков. Быстро набирала силу тенденция
использования в современных сооружениях архитектурных форм
прошлого. Сторонники авангарда ряд лет вели, что называется,
арьергардные бои за сохранение достижений нового стиля, но уже
к середине 30-х годов архитектурный авангард практически прекратил
свое существование в проектной практике, хотя еще до 1937 года
продолжали вступать в действие сооружения, которые были
запроектированы сторонниками авангардных течений в начале 30-х
годов.
В последующую четверть века, когда в советской архитектуре
господствовала тенденция ориентации на освоение наследия, этап
архитектурного авангарда оценивался резко отрицательно.
В результате многие ценные исторические материалы этого периода
(проекты, макеты, документы и т.д.) были утрачены или
сохранялись лишь в частных архивах. А между тем его творческое
наследие является достоянием не только нашей отечественной, но и всей мировой культуры. Поэтому выявить и сохранить как
постройки, так и проекты архитектурного авангарда – это
не только наш патриотический, но и интернациональный долг.
Наследие остальных трех европейских центров, активно влиявших
на формирование стиля XX века, уже давно выявлено, тщательно
изучено и введено в творческий и научный обиход (через
публикации, выставки). Творческое же наследие нашего авангарда
стало выявляться, сохраняться и изучаться с большим опозданием.
Лишь в 70-е и 80-е годы, когда историки архитектуры уже
проделали большую предварительную исследовательскую работы, стал
постепенно нарастать процесс введения наследия советского
архитектурного авангарда в научный и творческий обиход. И все же
до последнего времени это наследие еще не заняло законно
принадлежащего ему места в истории отечественной культуры прежде
всего потому, что объемы публикаций о нем поистине ничтожны. Они
ничтожны прежде всего по сравнению с той ролью, которую наш
советский авангард сыграл в истории мировой архитектуры XX века.
В архитектуре любой развитой страны, как правило, трудно найти
такой значительный для ее развития этап, который не был бы
достойно отражен в изданиях и о котором не имели бы достаточной
информации граждане данной страны. И уж тем более, если речь
идет о периоде, значение которого выходит за пределы
национальной культуры и внимание к которому проявляют
исследователи и историки многих стран. Такие периоды изучаются
с особой тщательностью, и их материалы детально и широко
публикуются.
Так происходит практически во всех развитых странах, но только
не у нас.
Трудно поверить, но о нашем художественном авангарде больше
известно за рубежом, чем в нашей стране. За последние
десятилетия за рубежом вышло в несколько раз больше публикаций
о советском авангарде, чем у нас. Это относится и к архитектурному
авангарду. Наш читатель до сих пор не имеет книг о творчестве
многих лидеров и сторонников основных творческих течений
авангарда, нет книг о самих творческих течениях и связанных
с ними организациях, наиболее значительных постройках, конкурсах
и т.д.
С большой долей условности литературу по архитектуре можно
разделить на три "слоя". Первый – это публикации для
внутринаучного потребления. Это, как правило, материалы
исследований. Такие издания публикуются малыми тиражами
и рассчитаны на научных работников. Второй "слой" – это
издания для внутрипрофессионального потребления. Они рассчитаны
на архитекторов, представителей смежных творческих профессий,
искусствоведов. Книги этого слоя издаются умеренными тиражами.
Третий "слой" – это книги, издаваемые массовыми тиражами
и рассчитанные на широкого читателя, интересующегося
художественной культурой.
Основой всех публикаций по архитектуре является первый "слой".
Здесь идет процесс накопления знаний, которые затем используются
во всех остальных видах публикаций (включая энциклопедии,
справочники, учебники, популярные книги и т.д.). В области
внутринаучного общения (путем публикаций, научных конференций
и т.д.) в последние годы между исследователями, специалистами
по художественному авангарду, практически уже нет серьезных
разногласий по основному вопросу – о роли отечественной
архитектуры 20-х годов в развитии мировой архитектуры XX века.
Сейчас уже общепризнанно, что такие творческие течения советской
архитектуры, как рационализм и конструктивизм, такие творческие
организации и учреждения, как Живскульптарх, АСНОВА, ОСА, АРУ
и ВХУТЕМАС, вошли в историю мировой архитектуры, а наиболее
влиятельные архитекторы советского авангарда (Н.Ладовский,
А.Веснин, К.Мельников, И.Леонидов, Л.Лисицкий, М.Гинзбург,
И.Голосов) по праву занимают место в ряду самых значительных
архитекторов XX века.
Сложнее обстоит дело в профессиональной архитектурной среде.
Далеко не все наши архитекторы до конца осознают роль и значение
отечественного авангарда в формировании стиля XX века. Прежде
всего это связано с крайне недостаточными публикациями. Книг
по архитектурному авангарду очень мало, они издаются небольшими
тиражами и сразу же становятся библиографической редкостью.
Влияет и то обстоятельство, что после изменения творческой
направленности советской архитектуры в середине 50-х годов
многие наши архитекторы вот уже почти полвека видят основные
источники творческого вдохновения в зарубежной архитектуре. Как
рухнули в 50-е годы наши отечественные архитектурные авторитеты,
так до сих пор равных им по влиянию на архитектурную молодежь
и не появилось. Но такие бесспорные авторитеты есть в нашей
архитектуре; вернее, они были. Это лидеры архитектурного
авангарда, творчество которых до сих пор привлекает пристальное
внимание за рубежом не только исследователей, но и архитекторов,
так как в произведениях этих мастеров, как сейчас выясняется,
содержится много потенциальных возможностей для дальнейшего
развития современной архитектуры. Эти потенции во многом не были
использованы, так как развитие нашего архитектурного авангарда
было резко и грубо прервано, что обеднило всю мировую
архитектуру XX века. И только в последние годы, так сказать,
задним числом, после введения в научный и творческий обиход
новых материалов по советскому авангарду, стало ясно, что же
потеряла в 30-е годы мировая архитектура в результате его
безвременной "кончины" и отсутствия в дальнейшем объективной
информации о его творческих достижениях. Сейчас многие
зарубежные архитекторы, особенно молодые, с удивлением открывают
для себя великое наследие советского архитектурного авангарда,
которое вот уже второй раз оказывает влияние на творческие
поиски зарубежных архитекторов.
Влияет оно в настоящее время и на наших архитекторов, но,
пожалуй, это влияние несопоставимо с тем реальным творческим
потенциалом, который заключен в наследии авангарда. Взоры наших
архитекторов все еще продолжают быть устремлены преимущественно
на зарубежные архитектурные авторитеты, хотя многие зарубежные
архитекторы такие авторитеты видят и в нашей стране, среди
лидеров архитектурного авангарда. Чтобы изменить ситуацию,
необходимо во много раз больше издавать книг об этом этапе
развития советской архитектуры для внутрипрофессионального
потребления.
Еще хуже обстоит дело с осведомленностью широких слоев населения
нашей страны о творческих достижениях советского авангарда,
о его роли в становлении и развитии архитектуры XX века. Нашему
народу долго и упорно внушали, что левое изобразительное
искусство и современная зарубежная архитектура (и советский
конструктивизм) идеологически чужды советской культуре.
Аргументации никакой не приводилось, все было на уровне
пропаганды и заклинаний, что в наших условиях действовало
безотказно.
В результате у подавляющего большинства нашего народа появилась
некая аллергия ко всякого рода "абстракционизмам",
"функционализмам" и "конструктивизмам". Что это такое, мало
кто знал, но очень многие относились ко всему этому резко
отрицательно. К великому сожалению, и до последнего времени так
называемые "простые люди" еще не избавились от этой аллергии,
что наглядно проявляется на выставках произведений как мастеров
авангарда первой трети XX века, так и их современных
последователей.
С большим трудом идет процесс переоценки широкими слоями
населения художественных достоинств произведений советского
архитектурного авангарда. Продолжает преобладать критическое
отношение. Это связано с несколькими причинами.
Во-первых, основная вина безусловно лежит на тех, кто должен был
более интенсивно пропагандировать в широкой печати,
на телевидении, на выставках и в специально рассчитанных
на массового читателя книгах мастеров, творческие течения
и произведения архитектурного авангарда. О нем "простой человек"
просто не знает и даже при большом желании не может получить
достаточную информацию.
Во-вторых, те реальные сооружения архитектурного авангарда (в том числе и выдающиеся по своим художественным достоинствам),
которые сохранились до наших дней, в большинстве своем строились
из недолговечных материалов, за прошедшие десятилетия
неоднократно перестраивались, т.е. искажались, а многие
находятся в полуруинированном состоянии. И хотя несколько лет
тому назад наиболее известные объекты архитектурного авангарда
наконец-то объявлены памятниками архитектуры, в их положении
мало что изменилось. Короче говоря, современное состояние многих
построек архитектурного авангарда отнюдь не способствует тому,
чтобы неискушенный в современном искусстве человек признал их
за выдающиеся произведения архитектуры.
В-третьих, если рассматривать архитектурный авангард 20-х годов
как один из источников формирования современной архитектуры, то
естественно возникает вопрос – а что же он породил, где же
созданные в последнее время архитектурные шедевры? "Простой
человек" рассуждает примерно так: предположим, я поверю, что
архитектурный авангард 20-х годов – это блестящая страница
в развитии отечественной архитектуры, и сейчас мы как бы
продолжаем начатый тогда путь, но почему же тогда в наших
городах не видно новых архитектурных шедевров? Это, к сожалению,
справедливо. Вот уже почти полвека наша архитектура, отказавшись
от стилизации в духе архитектуры прошлого, идет по пути,
открытому в 20-е годы. Но до сих пор в современной мировой
архитектуре нам отводят довольно скромное место. Весь мир ценит
наш авангард 20-х годов, видя в нем огромный творческий
потенциал, но произведения современных отечественных
архитекторов даже в малой степени не пользуются со стороны их
зарубежных коллег таким авторитетом, как произведения мастеров
авангарда. И вполне естественно, что широкие слои населения
с трудом могут признать выдающиеся достоинства нашего
архитектурного авангарда, видя, что заполнившие наши города
новые постройки в своем большинстве лишены образной
оригинальности. В этом отношении жители многих зарубежных стран
находятся в лучшем положении. Там многие современные сооружения
достойно продолжают традиции авангарда 20-х годов.
Наш народ должен, наконец, получить рассчитанные на широкого
читателя книги о советском архитектурном авангарде. Советский
архитектурный авангард в целом находится на высоком
профессиональном и художественном уровне. Однако среди
произведений его сторонников есть как подлинные художественные
открытия, так и малохудожественные стилизации. Неискушенному
в архитектуре человеку подчас трудно разобраться, что
в произведениях авангарда входит в золотой фонд, а что является
малопрофессиональным подражанием работ ведущих мастеров. Трудно
это прежде всего потому, что у широких слоев населения нашей
страны не выработан критерий оценки достоинств произведений
художественного авангарда (не только в области архитектуры). Для
выработки такого критерия очень важно познакомить человека
с наиболее выдающимися произведениями архитектурного авангарда.
Так возникла идея этой книги.
Важно было предварительно выработать принцип отбора: отбирались
художественно-образные открытия, пространственно-конструктивные
поиски и изобретения, социально-функциональные эксперименты
и находки.
Должен предупредить читателя, что отбор шедевров был сугубо
авторский, личностный. Его следует рассматривать как продолжение
и результат моих почти полувековых исследований авангарда.
За эти годы у меня сформировался свой критерий оценки
профессиональных достоинств объектов архитектуры советского
авангарда, что нашло отражение в моих публикациях (книгах,
статьях). Свой личный критерий оценки я и положил в основу
отбора произведений. Возможно, это излишне самонадеянно, зато
читатель видит в книге произведения архитектурного авангарда,
отобранные на базе единого критерия. Поэтому в процессе создания
данной книги я намеренно ни с кем не советовался и никому
не показывал список шедевров, чтобы сохранить в чистоте свой
личностный отбор.
Хочу приоткрыть читателю саму кухню создания книги. Как шел
отбор шедевров? Сначала я составил предварительный список из 150
объектов. 50 из них как бесспорные кандидаты в шедевры удалось
отобрать сравнительно легко. Затем начались трудности. Я начал
с того, что из оставшихся 100 кандидатов 25 добавил к уже
отобранным пятидесяти, а 25 совсем исключил из списка. Осталось
50 кандидатов на 25 оставшихся вакантных мест. Задача отбора
среди этих кандидатов оказалась чрезвычайно трудной, так как
в этом списке большинство объектов было почти равноценно. Я долго
и мучительно выбирал кандидатов на отсев и каждого исключал
из списка с большим сожалением. Наконец разделил 50 объектов на две
равные части – в шедевры и в отсев. Затем много дней
непрерывно проводил в голове переоценку этих половин последней
полсотни и в результате многие объекты поменял местами. И до сих
пор я продолжаю сомневаться в обоснованности исключения
из списка шедевров многих из этих 25 отсеянных объектов. Была даже
мысль назвать книгу "125 шедевров", причем издательство вроде бы не было против такого решения этой головоломной проблемы.
Но принцип есть принцип, и я решил оставить только 100 объектов,
зато в конце книги в качестве приложения дать дополнительный
список, так сказать, кандидатов в шедевры. Пусть сомнения автора
книги будет знать и читатель.
Важно отметить еще два обстоятельства.
Во-первых, в качестве шедевров рассматриваются не только
отдельные объекты и комплекты, но также и серии проектов. Это
сделано потому, что в истории архитектуры в ряде конкретных
случаев сыграли роль именно серии проектов, воспринимавшиеся
современниками как единое творческое явление. Таких серий среди
шедевров отобрано восемь: проуны Л.Лисицкого, архитектоны
и планиты К.Малевича, эскизы в Живскульптархе Н.Ладовского,
агитационные установки и трибуны Г.Клуциса, студенческие
проекты во ВХУТЕМАСе на тему "ресторан над морем"
и "небоскреб ВСНХ", экспериментальные проекты мастерской
А.Никольского.
Во-вторых, если шедевры в иллюстративной части представлены
в книге максимально полно, то объекты, вошедшие в приложение,
иллюстрируются каждый лишь одним изображением.
Из 100 объектов, включенных в основной список шедевров, 28 – построенные сооружения (в дополнительном списке из 25 объектов – 6 осуществленных). Остальные объекты – это проекты. Среди
них: конкурсные проекты – 30 (7), экспериментальные проекты – 21 (2), студенческие проекты – 16 (10), есть и заказные.
По функциональному назначению отобранные объекты представляют
собой жилища (включая дома-коммуны) – 13 (I), административные
и конторские здания – 19 (4), градостроительные объекты – 14 (3), дворцы труда – 3, клубы и дома культуры – 11 (4),
выставочные павильоны – 4 (I), спортивные объекты – 3,
промышленные и инженерные объекты – 5, дома Советов – 5 (I),
театры – 5 (I) и др.
Чьи же произведения чаще всего встречаются в основном
и дополнительном списках шедевров? Вне конкуренции оказался
К.Мельников. В основной список включено 14 его произведений (в дополнительном – I). Затем идут Веснины – 8 (I);
Н.Ладовский – 7 (2) (кроме того, в список включены 9 (5)
студенческих проектов, выполненных под его руководством);
И.Леонидов – 7; И.Голосов – 5 (I); М.Гинзбург – 4 (I);
Л.Лисицкий – 3; А.Никольский – 3; Л.Хидекель – 3 (I)
и др.
Структура книги во многом определяется результатом отбора
и делится на два основных раздела. Первый раздел – это рассказ
о советском архитектурном авангарде, об условиях его становления,
этапах развития, творческих течениях и организациях. Чтобы
помочь читателю ориентироваться в отобранных шедеврах (и кандидатах в шедевры), в вводном разделе более подробно
рассказывается о тех архитекторах, произведения которых занимают
в списке шедевров значительное место, о типах зданий,
представленных в списке, и т.д. Но в первом разделе нет
иллюстраций, изображающих архитектурные объекты, здесь
портретные фотографии и обложки изданий. Хотелось выдержать
принцип – в книге приводятся только изображения произведений,
отобранных в основной и дополнительный списки.
Во втором разделе, посвященном самим шедеврам, объекты
расположены в хронологическом порядке. Наряду с кратким
описанием здесь дается по возможности полный набор изображений
(фасады, планы, разрезы, эскизы, перспективы, макеты,
аксонометрии, общие виды, фрагменты).
В дополнительном списке шедевров (приложение) приводятся только
названия объекта и дается одно изображение.
Хан-Магомедов Селим Омарович
Крупнейший отечественный историк и теоретик архитектуры и дизайна.
Заслуженный архитектор Российской Федерации, доктор искусствоведения, дважды
лауреат Государственной премии РФ, заслуженный деятель науки Дагестана,
действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук и
Международной академии архитектуры в Москве. Основными направлениями научной
деятельности являются: история архитектуры Дагестана, история советской и
современной зарубежной архитектуры, история советского дизайна, теория
архитектуры и дизайна.
Jan-Magomédov Selím Omárovich
Eminente historiador y teórico de la arquitectura y el diseño. Arquitecto emérito de la Federación Rusa, doctor en crítica del arte, dos veces laureado con el Premio Estatal de la Federación Rusa, científico emérito de Daguestán, miembro activo de la Academia Rusa de Arquitectura y de Ciencias de la Construcción y de la Academia Internacional de Arquitectura en Moscú. Sus líneas principales de actividad científica son: historia de la arquitectura de Daguestán, historia de la arquitectura soviética y de la arquitectura mundial moderna, historia del diseño soviético, teoría de la arquitectura y el diseño.