Cover Сазанов А.А. Преодоление классического мировоззрения: Философия
Id: 195696
11.9 EUR

Преодоление классического мировоззрения:
Философия

URSS. 264 pp. (Russian). ISBN 978-5-397-00974-4. Condition: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.
  • Paperback
Серия: Relata Refero

Summary

Предпосылкой излагаемых в данном издании представлений служит содержание первой части книги "Преодоление классического мировоззрения: Физика". Если теоретические обоснования и экспериментальные подтверждения классической механики были фундаментом для философских экстраполяций классического материализма, то воззрения современной физики и космологии побуждают идти к более глубоким и широким философским обобщениям. Все убедительней высвечивается ...(More)несостоятельность попыток утвердить материю или разум (идею) в роли всеобъемлющей первоосновы бытия. Материя и разум в качестве наиболее общих категорий, найденных философией, обретают свою определенность в полярном противоположении друг другу и неразрывности, за которыми просматривается необходимость их синтеза во Всеобъемлющем Единстве, заслуживающем названия Абсолюта.

Все формы, обладающие общезначимой определенностью, являются результатом дифференциаций Абсолюта, обусловливающих логические взаимосвязи между фрагментами каждой цельности. Инициатором дифференциаций является в конечном счете разум. Чем глубже уровень материальных форм, тем более тонкими, ускользающими от нашего восприятия они нам представляются, служа областью деятельности и сферой обитания высших уровней разума. Проблема поиска разумной жизни во Вселенной должна быть шире и глубже, чем попытки уловить радиосигналы искусственного происхождения от существ, находящихся примерно на человеческом уровне развития. Осмысление возможных перспектив эволюции земной цивилизации чрезвычайно важно для ее выживания и прогресса. Освобождение от шор классического мировоззрения позволит увидеть в ряде духовных учений акции высокоразвитого разума, программирующие нравственное и интеллектуальное развитие человечества.

Книга адресуется научным сотрудникам, аспирантам и студентам, интересующимся проблемами мировоззрения.


Oglavlenie
Predislovie
Glava 5.Prichina Kosmosa
 § 31.Neudovletvoritel'nost' gipotezi ob ansamble vselennikh
 § 32.Materiya, Razum, Absolyut
 § 33.Zachem Vselennoj nuzhen chelovek?
Glava 6.Molchit li Kosmos?
 § 34.Neodnoznachnost' chelovecheskikh predstavlenij o kosmicheskom razume
 § 35.Khristianskoe Evangelie kak svidetel'stvo proyavleniya na Zemle Kosmicheskogo Razuma
 § 36.Kratkie svedeniya ob istochnike Ucheniya Zhivoj Etiki
 § 37.Pozitsiya Ucheniya Zhivoj Etiki po voprosam material'nosti mira
 § 38.Uchenie Zhivoj Etiki o kosmicheskoj tsennosti obschini
 § 39.Ne opozdajte s izucheniem psikhicheskoj energii. Ne opozdajte s primeneniem eё
Glava 7.Evolyutsiya postizheniya russkoj idei
 § 40.Vsemirnaya otzivchivost' russkogo naroda
 § 41.Znachenie khristianstva v formirovanii russkoj natsii i dukhovnosti naroda
 § 42.Bor'ba za sotsial'nuyu spravedlivost' s pozitsij ateizma
 § 43.Protivorechit li sotsializm khristianstvu?
 § 44.Tak v chёm zhe zaklyuchaetsya russkaya ideya ?
 § 45.Proshloe i buduschee kommunisticheskogo dvizheniya
Literatura
Oglavlenie knigi 1
Ot izdatel'stva

Predislovie

Posvyaschayu etu knigu moemu ottsu,
Anatoliyu Nikolaevichu Sazanovu,
privivshemu mne lyubov' k poznaniyu zakonov
prirodi i chelovecheskogo obschestva

Eta kniga -- o nauchnom mirovozzrenii. Na protyazhenii po men'shej mere poslednego stoletiya vsya sistema narodnogo obrazovaniya vospitivaet lyudej v dukhe klassicheskogo nauchnogo mirovozzreniya, kotoroe nachalo formirovat'sya s otkritiya Nikolaya Kopernika, poluchilo moschnij impul's razvitiya v trudakh Isaaka N'yutona i bezrazdel'no gospodstvovalo v nauke vplot' do nachala XX veka. Vo vtoroj glave knigi 1 analiziruyutsya osnovnie idei klassicheskogo mirovozzreniya, viyasnyaetsya ego bol'shaya tsennost' v kachestve fundamenta i putevodnoj niti nauchnikh issledovanij, progressa tekhniki i utverzhdeniya kul'turi v obschestve.

Dukh dinamizma i samokritichnosti nauchnogo poznaniya prirodi, vnesёnnij v soznanie chelovechestva klassicheskoj naukoj, privёl v pervoj chetverti XX veka k takim otkritiyam v fizike i matematike, kotorie viyavili nedostatochnost' osnovopolagayuschikh printsipov klassicheskoj mekhaniki i neobkhodimost' zameni ikh bolee glubokimi i obschimi zakonomernostyami teorii otnositel'nosti i kvantovoj teorii. V svyazi s tem, chto novie sootnosheniya v etikh teoriyakh obnaruzhivalis' i virazhalis' tol'ko s pomosch'yu matematiki, glubokij fizicheskij smisl matematicheskikh formul okazalsya trudnim dlya rasshifrovki, i eta rabota ne mozhet schitat'sya zavershёnnoj dazhe v nashi dni. A tak kak matematicheskij apparat fiziki XX veka dovol'no slozhen i eschё ne vklyuchёn v programmi ne tol'ko srednego, no i visshego obrazovaniya dlya tekh, kto ne izbral sootvetstvuyuschie oblasti svoej nauchnoj spetsial'nost'yu, to predstavleniya, kotorie mogut bit' vosprinyati na urovne populyarizatsii, okazivayutsya dovol'no bednimi i sozdayut vpechatlenie, budto novaya fizika vnosit tol'ko utochneniya v te rezul'tati, kotorie mogut bit' polucheni i bez neё, no bolee grubo. Kak sledstvie, ostaёtsya ne osoznannim, chto za otkritiyami fiziki i astronomii XX veka stoit sovershenno drugaya kartina mira, printsipial'no otlichayuschayasya ot klassicheskoj.

Priznannaya naukoj kartina mira sluzhit osnovoj dlya orientatsii v bolee shirokom kruge predstavlenij o dejstvitel'nosti, kotorie ne poddayutsya strogoj proverke v nauchnikh eksperimentakh, no zasluzhivayut doveriya v kachestve logicheskikh vivodov iz uzhe podtverzhdёnnikh teorij. Tak, klassicheskaya kartina mira predstavlyaet soboj bolee detal'nuyu i argumentirovannuyu razrabotku umozritel'nikh postroenij drevnikh atomistov, kotorie prishli k progressivnomu i osvoboditel'nomu dlya ikh vremeni vivodu o nevozmozhnosti zhizni soznaniya posle smerti tela, poskol'ku inogo mira, chem obrazovannij konstruktsiyami iz mel'chajshikh nedelimikh telesnikh chastits -- atomov, bit' ne mozhet. Dazhe v nashi dni priznanie vozmozhnosti sokhraneniya soznaniya posle smerti tela rastsenivaetsya v nauchnikh krugakh, i ne tol'ko v nikh, kak fantasticheskij religioznij vimisel, v kotorij ne podobaet verit' obrazovannomu cheloveku.

Govorya o kartine mira, sootvetstvuyuschej sovremennoj fizike, sleduet razlichat' teoriyu mikromira, virazhennuyu v zakonakh kvantovoj mekhaniki, i teoriyu makromira, virazhennuyu v zakonakh teorii otnositel'nosti. Dlya viyasneniya glavnogo, dostupnogo obraznomu (chtobi ne skazat' -- naglyadnomu) virazheniyu otlichiya sovremennoj nauchnoj kartini mira ot klassicheskoj kartini, naibolee vazhna spetsial'naya teoriya otnositel'nosti, vernee, eё geometricheskoe ob'yasnenie, predlozhennoe Germanom Minkovskim. Uzhe iz etogo ob'yasneniya vitekaet neobkhodimost' suschestvovaniya bolee tonkoj i glubokoj formi materii, chem dostupnaya vospriyatiyam nashikh organov chuvstv materiya tel, i sami tela okazivayutsya ne glubochajshej osnovoj material'nogo mira, a formoj vospriyatiya nami bolee fundamental'nikh tonkomaterial'nikh obrazovanij. Pritom imenno v tonkomaterial'nom mire korenyatsya osnovaniya zakonomernostej, upravlyayuschikh nablyudaemim mirom tel. Znachit est' vsё-taki mir inoj? Kvantovaya mekhanika po svoemu, s inikh pozitsij takzhe svidetel'stvuet o suschestvovanii tonkoj materii. Pravda obnaruzhenie tonkomaterial'nogo mira cherez zakoni fiziki samo po sebe eschё ne dokazivaet vozmozhnost' osvoeniya ego v kachestve sredi obitaniya razuma, odnako strogij zapret na suschestvovanie mira inogo, nalagavshijsya klassicheskim nauchnim mirovozzreniem, teper' okazivaetsya snyatim.

Dlya togo chtobi delat' po vozmozhnosti nadёzhnie filosofskie mirovozzrencheskie vivodi iz modeli makromira, predlozhennoj Minkovskim, neobkhodimo dat' sebe trud razobrat'sya v eё matematicheskikh podrobnostyakh, kotorie sejchas mogut bit' izlozheni dostupno dazhe ucheniku vipusknogo klassa srednej shkoli, a tem bolee -- zainteresovannim studentam pervogo kursa lyubogo tekhnicheskogo vuza. Ne vipolniv etoj minimal'noj podgotovitel'noj raboti, nel'zya ser'ёzno zanimat'sya daleko iduschimi obobscheniyami, otnosyaschimisya k ustrojstvu mirozdaniya, vozmozhnostyam razumnoj zhizni i priznakam eё nalichiya vo Vselennoj.

Chtobi izbezhat' uprёkov v poverkhnostnosti i antinauchnosti rassuzhdenij ob etikh problemakh i ikh sotsiologicheskikh prilozheniyakh v svete novikh kontseptsij estestvoznaniya, avtor predlagaemoj knigi postavlen pered neobkhodimost'yu dat' razvёrnutoe izlozhenie modeli mira Minkovskogo i nekotorikh printsipial'nikh prilozhenij eё k kosmologii, ne privlekshikh eschё k sebe vnimaniya spetsialistov. Eto skorej vsego pokazhetsya izlishestvom lyudyam s gumanitarnoj napravlennost'yu mishleniya, sklonnim obsuzhdat' ezotericheskie ucheniya bez uglubleniya v matematiku i fiziku, i budet rastseneno imi kak neopravdannoe utyazhelenie i rastyagivanie knigi. No s drugoj storoni prikhoditsya imet' v vidu tot kontingent chitatelej, kotorie zainteresuyutsya v pervuyu ochered' fiziko-matematicheskimi predstavleniyami i lish' v prelomlenii cherez nikh soglasyatsya udelit' vnimanie filosofskim, eticheskim, sotsiologicheskim problemam vstupleniya chelovechestva v kosmicheskuyu eru. Nakonets, sam avtor knigi zainteresovan v tom, chtobi predlozhit' naibolee argumentirovannoe, polnoe i razvetvlёnnoe izlozhenie svoikh vzglyadov. Eto tem bolee neobkhodimo potomu, chto novoe mirovozzrenie, sootvetstvuyuschee nineshnemu i buduschemu urovnyu nauchnikh znanij, esche ne vikristallizovalos', nakhoditsya v protsesse formirovaniya, i dannaya kniga predlagaetsya v kachestve dostupnogo avtoru vklada v etot protsess.

Soderzhanie knigi dolzhno dat' molodim chitatelyam takzhe predstavlenie o tom, chto formirovanie sovremennogo i buduschego nauchnogo mirovozzreniya -- rabota ves'ma masshtabnaya, sopryazhёnnaya s proslezhivaniem vsё bolee dlinnikh tsepochek logicheskikh svyazej i okhvatom shirochajshego kruga yavlenij, ne dopuskayuschaya vul'garizatorskikh uproschenij i trebuyuschaya sposobnosti sintezirovat' nesovmestimie dlya poverkhnostnogo vzglyada protivopolozhnosti. Vsё eto ukazivaet na glubochajshuyu mnogoplanovost' i bogatejshuyu mnogogrannost' mirozdaniya, otkrivayuschie pered nami, lyud'mi, bezgranichnie perspektivi zhizni i tvorchestva.

Na protyazhenii mnogikh vekov chelovechestvo zhilo v nevedenii, ochertiv svoj krugozor blizkimi okrestnostyami dostupnikh dlya posescheniya territorij i dostupnimi neposredstvennomu vospriyatiyu predmetami. Epokha velikikh geograficheskikh otkritij i posledovavshikh za nimi otkritij fiziki i astronomii okrasila zhizn' romantikoj dal'nikh stranstvij i entuziazmom poznaniya, razdvinuv predeli mira, v kotorom mozhet obitat' chelovek. Oblik etogo mira, zakonomernosti, kotorim podchineno ego suschestvovanie, ego istoriya, problemi, kotorimi on otyagoschaet ili oblegchaet zhizn' lyudej, voshli v sferu vnimaniya chelovecheskogo soznaniya. Prishlos' zadumivat'sya nad veschami, kotorie obuslovleni vzaimosvyaz'yu Zemli s okruzhayuschimi nebesnimi telami i prezhde ne bespokoili lyudej: kakova opasnost' stolknoveniya nashej planeti ili nashego Solntsa s drugimi kosmicheskimi telami, kak vizhit', kogda umen'shitsya potok solnechnoj energii, obogrevayuschej Zemlyu, kak protivodejstvovat' uvelicheniyu diri v ozonovom sloe zemnoj atmosferi i mnogoe drugoe.

Klassicheskaya nauka rasshirila do beskonechnosti predeli Vselennoj i vremya eё suschestvovaniya, porodiv ubezhdёnnost' v tom, chto "s toj zhe samoj zheleznoj neobkhodimost'yu, s kakoj kogda-nibud' istrebit na zemle svoj visshij tsvet -- mislyaschij dukh, ona dolzhna budet ego snova porodit' gde-nibud' v drugom meste i v drugoe vremya" (F. Engel's). No sovremennaya kosmologiya, obnaruzhiv nachal'noe (singulyarnoe) sostoyanie Vselennoj, uzhe ne garantiruet beskonechnost' suschestvovaniya eё v buduschem. Zato v antropnom kosmologicheskom printsipe stala prosmatrivat'sya vozmozhnost' prichastnosti nevoobrazimo moguschestvennogo razuma k vozniknoveniyu nablyudaemoj Vselennoj, otkrivayuschaya pered lyud'mi beskonechnie perspektivi razumnoj zhizni. Teper' nastalo vremya soizmeryat' vstayuschie pered chelovechestvom problemi s problemami suschestvovaniya Vselennoj i ikh zavisimost'yu ot glubin materii.


Ob avtore
Anatolij Anatol'evich SAZANOV

Kandidat fiziko-matematicheskikh nauk, dotsent kafedri visshej i prikladnoj matematiki Moskovskoj gosudarstvennoj akademii tonkoj khimicheskoj tekhnologii im. M.V.Lomonosova (MITKhT). Okonchil Moskovskij aviatsionnij institut. V 1959--1979 gg. rabotal v Institute zemnogo magnetizma, ionosferi i rasprostraneniya radiovoln (IZMIRAN), gde v laboratorii solnechnoj aktivnosti, rukovodimoj izvestnim astrofizikom G.M.Nikol'skim, zaschitil kandidatskuyu dissertatsiyu po vnezatmennim nablyudeniyam solnechnoj koroni. S 1979 g. po nastoyaschee vremya rabotaet v Moskovskoj gosudarstvennoj akademii tonkoj khimicheskoj tekhnologii.

Esche v detstve pod vliyaniem ottsa A.A.Sazanov uvleksya astronomiej i ser'ezno zainteresovalsya ustrojstvom mirozdaniya. V shkol'nie godi on zanimalsya v astronomicheskikh kruzhkakh Moskovskogo planetariya, kotorie vel izvestnij sovetskij astronom i populyarizator nauki F.Yu.Zigel'. Poslednie desyatiletiya A.A.Sazanov razrabativaet problemi modeli mira Minkovskogo. Ego kniga "Chetirekhmernij mir Minkovskogo" vishla v 1988 g., a v 1990 g. v dopolnennom vide bila opublikovana na ispanskom yazike. V 2010 g. v izdatel'stve URSS vishli knigi "Preodolenie klassicheskogo mirovozzreniya: Fizika" i "Preodolenie klassicheskogo mirovozzreniya: Filosofiya". Kniga "Chetirekhmernaya model' mira po Minkovskomu" (M.: URSS, 2008) takzhe bila perevedena na ispanskij yazik.