Cover Плотников В.В. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности: От торжества христианства при Константине Великом до окончательного падения греко-римского язычества при Юстиниане (313г.--529г.)
Id: 122869
13.9 EUR

История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности:
От торжества христианства при Константине Великом до окончательного падения греко-римского язычества при Юстиниане (313г.--529г.) Кн.2. Изд. 2, испр.

URSS. 536 pp. (Russian). ISBN 978-5-397-01981-1. Condition: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.
  • Paperback
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1890 г.).

Summary

Вниманию читателей предлагается книга русского духовного писателя В.В.Плотникова (1855--1905), в которой рассматривается история христианского просвещения с точки зрения его отношения к древней языческой образованности. Автор ставит своей целью выяснить, как интеллектуальная культура античного мира своим содержанием и формами отражалась на ходе умственного развития христианских народов.

Настоящее издание представляет собой вторую часть ...(More)книги, в которой рассматривается ход развития христианского просвещения в период от торжества христианства при Константине Великом до окончательного падения греко-римского язычества в царствование императора Юстиниана. Анализируется влияние древней греко-римской образованности на внешнюю и внутреннюю стороны христианской науки и литературы, на христианское красноречие и поэзию, а также на христианское богословие и философию. Изложены воззрения проповедников христианского учения --- Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, Иеронима Блаженного и Августина Блаженного --- на классическое образование. Рассматривается христианская апологетика на Востоке и Западе в IV--V веках, анализируются сочинения той эпохи, направленные против язычества. Первая часть книги, посвященная развитию христианского просвещения в период от начала христианства до его торжества в царствование Константина Великого, выходит одновременно со второй в нашем издательстве.

Книга рекомендуется историкам, философам, религиоведам, культурологам, а также всем заинтересованным читателям.


Oglavlenie
 PREDISLOVIE
 GLAVA PERVAYa. Znachenie vtorago perioda v' istorii khristianskago prosvescheniya
 GLAVA VTORAYa. Shkol'noe obrazovanie khristianskago yunoshestva v' IV i V vekakh'
 GLAVA TRET'Ya. Otnoshenie imperatora Yuliana k' khristianskomu obschestvu po voprosu o klassicheskom' obrazovanii
 GLAVA ChETVERTAYa. Vozzreniya sv.Vasiliya Velikago na klassicheskoe obrazovanie
 GLAVA PYaTAYa. Vozzreniya sv.Grigoriya Bogoslova na klassicheskoe obrazovanie
 GLAVA ShESTAYa. Vozzreniya sv.Ioanna Zlatoustago na svetskoe obrazovanie
 GLAVA SED'MAYa. Vozzreniya na klassicheskoe obrazovanie sv.Amvrosiya Mediolanskago, blazh. Ieronima i blazh. Avgustina
 GLAVA VOS'MAYa. Predstaviteli prosvescheniya na Zapade so vremeni blazh. Avgustina do smerti Kacsiodora. Ikh' praktika i mneniya po voprosu o klassicheskom obrazovanii
 GLAVA DEVYaTAYa. Obschiya predvaritel'niya zamechaniya o vliyanii drevnej greko-rimskoj obrazovannosti na vneshnyuyu i vnutrennyuyu stoponi khristianskoj nauki i literaturi
 GLAVA DESYaTAYa. Khristianskaya apologetika v' IV v. na Vostoke. Sochineniya protiv' yazichestva Evseniya Kesarijskago i sv.Afanasiya Velikago
 GLAVA ODINNADTsATAYa. Khristianskaya apologetika v' V veke na Vostoke. -- Desyat' knig' protiv' Yuliana sv.Kirilla Aleksandrijskago
 GLAVA DVENADTsATAYa. Khristianskaya apologetika v' V veke na Vostoke. -- tvorenie blazh. Feodorita "Vrachevanie ellinskikh' nedugov, ili poznanie evangel'skoj istini iz' ellinskoj filosofii"
 GLAVA TRINADTsATAYa. Khristianskaya apologetika na Zapade v' IV veke. Traktat' Firmika Materna "O lozhnosti yazicheskikh' religij"
 GLAVA ChETIRNADTsATAYa. Khristianskaya apologetika na Zapade v' V veke. Tvorenie blazh. Avgustina, episkopa Ipponijskago, "O grade Bozhiem'"
 GLAVA PYaTNADTsAYa. Vliyanie drevnej greko-rimskoj obrazovannosti na khristianskoe bogoslovie i filosofiyu vo vtoroj period'
 GLAVA ShESTNADTsATAYa. Razvitie khristianskoj nauki pod' vliyaniem drevnej greko-rimskoj obrazovannosti v' IV i V vekakh'
 GLAVA SEMNADTsATAYa. Vliyanie drevnej greko-rimskoj obrazovannosti na khristianskoe krasnorechie i poeziyu v' IV i V vekakh'
 GLAVA VOSEMNADTsATAYa. Okonchatel'noe padenie greko-rimskago yazichestva. Prinyatie tserkov'yu pod' svoe pokrovitel'stvo pamyatnikov drevnej greko-rimskoj obrazovannosti
 GLAVA DEVYaTNADTsATAYa. Obschij vzglyad' na khod' istorii khristianskago prosvescheniya v' ego otnosheniyakh' k' drevnej greko-rimskoj obrazovannosti so vremeni Konstantina Velikago do okonchatel'nago padeniya greko-rimskago yazichestva
 GLAVA DVADTsATAYa
  Zaklyuchenie
  Alfavitnij ukazatel' tsitovannikh' avtorov' i sochinenij

Vstuplenie

Nauchnie motivi, pobudivshie avtora predlagaemago truda pristupit' k' izsledovaniyu istorii otnoshenij khristianskago prosvescheniya k' drevnej grekorimskoj obrazovannosti, s' dostatochnoyu obstoyatel'nostiyu viyasneni v' broshyure "Voprosi o klassikakh'", sluzhaschej vvedeniem' v' etu istoriyu. Tam' ukazano vazhnoe nauchnoe i prakticheskoe znachenie izbrannago predmeta izsledovaniya, a takzhe namecheni glavniya zadachi, predstavlyayuschiyasya pri ego nauchnoj razrabotke. Chast' etikh' zadach' avtor' staralsya razreshit' v' pervom' vipuske "Istorii khristianskago prosvescheniya", vishedshem' pyat' let' tomu nazad'. No potomu, chto tam' bilo sdelano avtorom' dlya vipolneniya postavlennikh' im' problem', nel'zya sostavit' nadlezhaschago predstavleniya o polnoj mere nauchnago interesa, kakoj mozhet' i dolzhna imet' razrabotka dannogo predmeta. Netrudno videt', chto soderzhanie pervago vipuska "Istorii khristianskago prosvescheniya" sosredotochivaetsya glavnim' obrazom' okolo odnogo punkta, imenno okolo voprosa ob' otnoshenii razuma k' vere, znaniya k' Otkroveniyu. Eto ob'yasnyaetsya tem', chto takov' bil' predmet', zanimavshij preimuschestvenno misl' samikh' tserkovnikh' pisatelej pervago perioda, kogda im' prikhodilos' kasat'sya greko-rimskoj yazicheskoj obrazovannosti i otnosheniya eya k' khristianstvu. No etim' voprosom' daleko ne ischerpivaetsya ves' interes' dannago predmeta. Nuzhno skazat' bolee: on' dazhe ne predstavlyaet' soboyu togo, chto dolzhno schitat' naibolee vazhnim' v' ego razra botke. Glavnij interes' etogo predmeta prikhoditsya na dolyu voprosov', reshenie kotorikh' dolzhno bit' zadachej dal'nejshago izsledovaniya, gde predstoit' shag' za shagom' prosledit' protsess' postepennago formirovaniya i razvitiya razlichnikh' otraslej khristianskoj nauki i literaturi pod' vliyaniem' drevnej greko-rimskoj obrazovannosti. Nuzhno vosproizvesti pred' umstvennim' vzorom' chitatelya khot' v' glavnikh' chertakh' kartinu etoj gromadnoj laboratorii misli, pokazat', kak' v' techenie vekov' malo po malu pererabativalsya v' noviya formi dragotsennij literaturnij i nauchnij material', pocherpnutij khristianskimi narodnostyami iz' klassicheskikh' istochnikov'. Prezhde vsego zdes' nashemu umstvennomu vzoru predstavyatsya strogie i velichestvennie obrazi svyatikh' ottsov' i uchitelej tserkvi, ostavivshikh' nam' netlennie pamyatniki svoego moguchago geniya i svoej neutomimoj deyatel'nosti. Neizmerimo veliki i chrezvichajno raznoobrazni zaslugi ikh' khristianskomu miru. Svyatie uchiteli tserkvi ne ogranichivali svoikh' zabot' odnim' tol'ko religiozno -- nravstvennim' vospitaniem' khristianskago obschestva, raskritiem' pravoslavnago ucheniya i zaschitoyu ego protiv' yazichnikov' i eretikov'. Oni zabotilis' takzhe i o svetskom' obrazovanii veruyuschikh'. Vselennie velikie uchiteli i drugie ottsi tserkvi i tserkovnie pisateli v' tselom' ryade svoikh' tvorenij raskrili pol'zu i metodi izucheniya pamyatnikov' drevnej klassicheskoj literaturi i nauki. Nastavleniya ikh', konechno, ne ostalis' bez' sil'nejshago vliyaniya na usvoenie khristianami obrazovatel'nikh' elementov' antichnoj dukhovnoj kul'turi. No i sobstvennie ikh' tvoreniya nosyat' na sebe yavnie mnogochislennie sledi vliyaniya na nikh' so storoni poslednej. V' visshej stepeni vazhno i interesno prosledit' po etim' pamyatnikam', kak' khristianskie uchenie i pisateli staralis' soedinit' i soglasit' so svoim' religioznim' mirosozertsaniem' idei i printsipi drevnej greko-rimskoj nauki i literaturi, kak' v' formi poslednikh' perenosilos' khristianskoe soderzhanie, kak' voobsche na pochve antichnoj obrazovannosti stala postepenno razvivat'sya novaya, khristianskaya, tsivilizatsiya. Popitaemsya zhe razvernut' pred' chitatelyami khot' chast' etoj grandioznoj istoricheskoj kartini, pritom' chast' naibolee vazhnuyu kak' po svoemu vnutrennemu znacheniyu, tak' i po otnosheniyu ko vsej posleduyuschej istorii khristianskago prosvescheniya. Khronologicheskim' predelom' nashego izsledovaniya budet' fakt' okonchatel'nago padeniya greko-rimskago yazichestva, sovpadayuschij s' nachalom' tsarstvovaniya imperatora Yustiniana (527--565), otkuda prinyato schitat' nachalo uzhe novago perioda v' istorii khristianskago prosvescheniya, tak' nazivaemago vizantijskago.


Ob avtore
Vladimir Vladimirovich PLOTNIKOV (1855--1905)

Russkij dukhovnij pisatel'. Obrazovanie poluchil v Kazanskoj dukhovnoj akademii; zanyal v nej kafedru metafiziki, imel uchenoe zvanie dotsenta. Poluchil stepen' magistra, zaschitiv dissertatsiyu "Istoriya khristianskogo prosvescheniya v ego otnosheniyakh k drevnej greko-rimskoj obrazovannosti", pervaya chast' kotoroj vishla v Kazani v 1885 g. Pozdnee bil inspektorom Moskovskoj dukhovnoj akademii i prepodaval tam vvedenie v krug bogoslovskikh nauk. Posle prinyatiya sana arkhimandrita (pod imenem Boris) zanyal post rektora Kievskoj dukhovnoj seminarii. V 1892 g. bil naznachen rektorom Sankt-Peterburgskoj dukhovnoj akademii. Slaboe zdorov'e zastavilo ego prosit' mesta nastoyatelya missii v Konstantinopole, gde on probil do 1899 g. V tom zhe godu on bil vozveden v san episkopa. V 1901 g. bil naznachen predsedatelem uchilischnogo soveta pri Svyatejshem Sinode i chlenom Sinoda.

V.V.Plotnikov -- avtor mnogikh trudov v oblasti bogosloviya, filosofii i istorii, glavnie iz kotorikh: "Vopros o klassikakh" (1884), "Istoriya khristianskogo prosvescheniya v ego otnosheniyakh k drevnej greko-rimskoj obrazovannosti" (vip. 1--3; 1885, 1890 i 1892), "Kosmologiya, ili Metafizicheskoe uchenie o mire" (vip. 1--2; 1888 i 1889), "Ob izuchenii tserkovnoj istorii" (1890), "Vizantijskie publichnie shkoli i biblioteki do IX veka" (1890), "Zapiski po pastirskomu bogosloviyu" (vip. 1--4; 1891--1892), "O nachale mira" (1891), "Sistematizatsiya khristianskogo ucheniya v tvoreniyakh sv. Ioanna Damaskina" (1891), "Ocherki po istorii prosvescheniya v period vizantijskij" (1893).