Cover Плотников В.В. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Кн.1: От начала христианства до Константина Великого
Id: 122868
11.9 EUR

История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности.
Кн.1: От начала христианства до Константина Великого Кн.1. Изд. 2, испр.

URSS. 280 pp. (Russian). ISBN 978-5-397-01980-4. Condition: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.
  • Paperback
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1885 г.).

Summary

Вниманию читателей предлагается книга русского духовного писателя В.В.Плотникова (1855--1905), в которой рассматривается история христианского просвещения с точки зрения его отношения к древней языческой образованности. Автор ставит своей целью выяснить, как интеллектуальная культура античного мира своим содержанием и формами отражалась на ходе умственного развития христианских народов.

Настоящее издание представляет собой первую часть ...(More)книги, в которой рассматривается ход развития христианского просвещения в период от начала христианства до его торжества в царствование Константина Великого. В работе не только показана оппозиция христианства против языческой духовной культуры, но и изучено так называемое примирительное направление в отношениях христианских писателей к греко-римской образованности. Автор также рассматривает влияние языческой философии на возникновение ересей в христианстве, описывает школьное образование христианского юношества и возникновение первых христианских училищ, анализирует реалистическое и идеалистическое направления богословской науки. Вторая часть книги, посвященная развитию христианского просвещения в период от правления Константина Великого до окончательного падения греко-римского язычества, выходит одновременно с первой в нашем издательстве.

Книга рекомендуется историкам, философам, религиоведам, культурологам, а также всем заинтересованным читателям.


Oglavlenie
 Predislovie
 GLAVA PERVAYa. Otnosheniya drevnyago iudejstva k' grecheskoj obrazovannosti
 GLAVA VTORAYa. Otnosheniya k' yazicheskoj dukhovnoj kul'ture novozavetnikh' pisatelej i muzhej apostol'skikh'
 GLAVA TRET'Ya. Oppozitsiya khristianstva protiv' yazicheskoj dukhovnoj kul'turi
 GLAVA ChETVERTAYa. Oppozitsiya khristianstva protiv' yazicheskoj dukhovnoj kul'turi (Prodolzhenie)
 GLAVA PYaTAYa. Primiritel'noe napravlenie v' otnosheniyakh' khristianskikh' pisatelej k' greko-rimskoj obrazovannosti
 GLAVA ShESTAYa. Vliyanie yazicheskoj filosofii na vozniknovenie eresej
 GLAVA SED'MAYa. Dva protivopolozhniya napravleniya v' otnosheniyakh' khristianskago obschestva k' greko-rimskoj obrazovannosti
 GLAVA VOS'MAYa. Shkol'noe obrazovanie khristianskago yunoshestva. Perviya khristianskiya uchilischa
 GLAVA DEVYaTAYa. Nachalo bogoslovskoj nauki. Dva razlichniya eya na pravleniya v' zavisimosti ot' razlichnikh' vzglyadov' na znachenie filosofii v' raskritii khristianskago ucheniya. Napravlenie realisticheskoe
 GLAVA DESYaTAYa. Idealisticheskoe napravlenie bogoslovskoj nauki
 OBSchEE ZAKLYuChENIE. O pervom' periode istorii khristianskago prosvescheniya. Rezul'tati kul'turnoj bor'bi khristianstva s yazichestvom
 DOPOLNENIYa
 Alfavitnij ukazatel' tsitovannikh' avtorov' i sochinenij

Vstuplenie

Istoriya khristinskago prosvescheniya v' ego otnosheniyakh' k' drevnej greko-rimskoj obrazovannosti dolzhna viyasnit', kak' intellektual'naya kul'tura antichnago mira svoim' soderzhaniem' i svoimi formami otrazhalas' na khode umstvennago razvitiya khristianskikh' narodov'. V' razlichniya istoricheskiya epokhi khristiane imeli ne odinakovie vzglyadi na drevnyuyu greko-rimskuyu obrazovannost' i soobrazno s' etimi vzglyadami stanovilis' k' nej v' takoe ili inoe otnoshenie. S' drugoj storoni, drevnyaya yazicheskaya obrazovannost' tak' ili inache vliyala na khod' i kharakter' visshej umstvennoj deyatel'nosti khristian', na ikh' literaturu, nauku i obschestvennoe obrazovanie. S' etikh' dvukh' storon' preimuschestvenno i dolzhna bit' v' predlezhaschem' izsledovanii proslezhena istoriya khristianskago prosvescheniya. Po razlichnomu kharakteru i napravleniyu, kakie v' raznoe vremya prinimal' khod' razvitiya khristianskago prosvescheniya, istoriyu ego mozhno razdelit' na tri bol'shie otdela. Pervij otdel' prostiraetsya ot' nachala khristianstva do srednikh' vekov'. Konets' ego sovpadaet' s' vremenem' okonchatel'nago padeniya greko-rimskogo yazichestva. Vtoroj otdel' obnimaet' vremya ot' nachala srednikh' vekov' do epokhi Vozrozhdeniya nauk' i iskustv'. Etot' period' nazivaetsya vizantijskim' po otnosheniyu k' vostochnomu, grecheskomu, prosvescheniyu i -- skholasticheskim' po otnosheniyu k' prosvescheniyu zapadnomu, latinskomu. Nachalo vizantijskago perioda obrazovannosti ne sovpadaet' s' nachalom' pnrioda skholastiki na zapade. Pervij nachinaetsya ot' Yustiniana, dekret' kotorago o zakritii poslednikh' yazicheskikh' shkol', izdannij v' 529 godu, predstavlyaet' vidimoe zavershenie upadka drevnyago yazicheskago obrazovaniya i nachalo vizantijskago ili srednevekovago grecheskago prosvescheniya. Period' skholastiki nachinaetsya s' IX-go veka, khotya pervie sledi skholasticheskago napravleniya mozhno nakhodit' i u pisatelej predshestvovavshago perekhodnago vremeni. Konets' vizantijskago perioda, tochno oboznachaemij godom' padeniya Konstantinopolya (l453), ne sovpadaet' s' nachalom' epokhi Vozrozhdeniya, pervie predstaviteli kotoroj otnosyatsya esche k' XIV veku. Tretij otdel' prostiraetsya ot' nachala epokhi Vozrozhdeniya do nastoyaschago vremeni.

Pervie pyat' vekov' khristianskoj eri raspadayutsya na dva perioda, gran'yu mezhdu kotorimi sluzhit' torzhestvo khristianstva v' tsarstvovanie Konstantina Velikago. Do Konstantina Velikago tserkov' nakhodilas' pod' gnetom' yazicheskago pravitel'stva i preterpevala tselij ryad' gonenij. S' Konstantina Velikago dlya tserkvi nachinaetsya vremya svobodnago razvitiya eya uchrezhdenij i raskritiya eya ucheniya pod' pokrovitel'stvom' svetskoj vlasti.

Kogda yavilos' khristianstvo, ono prishlo v' soprikosnovenie s' odnoj storoni s' iudejstvom', s' drugoj -- s' greko-rimskim' yazicheskim' mirom'. Tak' kak' iudejstvo imelo bol'shoe vliyanie na khristianskikh' pisatelej pervikh' vekov', to neobkhodimo prezhde vsego viyasnit', v kakikh' otnosheniyakh' ono nakhodilos' k' antichnoj obrazovannosti.


Ob avtore
Vladimir Vladimirovich PLOTNIKOV (1855--1905)

Russkij dukhovnij pisatel'. Obrazovanie poluchil v Kazanskoj dukhovnoj akademii; zanyal v nej kafedru metafiziki, imel uchenoe zvanie dotsenta. Poluchil stepen' magistra, zaschitiv dissertatsiyu "Istoriya khristianskogo prosvescheniya v ego otnosheniyakh k drevnej greko-rimskoj obrazovannosti", pervaya chast' kotoroj vishla v Kazani v 1885 g. Pozdnee bil inspektorom Moskovskoj dukhovnoj akademii i prepodaval tam vvedenie v krug bogoslovskikh nauk. Posle prinyatiya sana arkhimandrita (pod imenem Boris) zanyal post rektora Kievskoj dukhovnoj seminarii. V 1892 g. bil naznachen rektorom Sankt-Peterburgskoj dukhovnoj akademii. Slaboe zdorov'e zastavilo ego prosit' mesta nastoyatelya missii v Konstantinopole, gde on probil do 1899 g. V tom zhe godu on bil vozveden v san episkopa. V 1901 g. bil naznachen predsedatelem uchilischnogo soveta pri Svyatejshem Sinode i chlenom Sinoda.

V.V.Plotnikov -- avtor mnogikh trudov v oblasti bogosloviya, filosofii i istorii, glavnie iz kotorikh: "Vopros o klassikakh" (1884), "Istoriya khristianskogo prosvescheniya v ego otnosheniyakh k drevnej greko-rimskoj obrazovannosti" (vip. 1--3; 1885, 1890 i 1892), "Kosmologiya, ili Metafizicheskoe uchenie o mire" (vip. 1--2; 1888 i 1889), "Ob izuchenii tserkovnoj istorii" (1890), "Vizantijskie publichnie shkoli i biblioteki do IX veka" (1890), "Zapiski po pastirskomu bogosloviyu" (vip. 1--4; 1891--1892), "O nachale mira" (1891), "Sistematizatsiya khristianskogo ucheniya v tvoreniyakh sv. Ioanna Damaskina" (1891), "Ocherki po istorii prosvescheniya v period vizantijskij" (1893).