URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Шинкаренко В.Д. Смысловая структура социокультурного пространства: Миф и сказка Обложка Шинкаренко В.Д. Смысловая структура социокультурного пространства: Миф и сказка
Id: 99611
559 р.

Смысловая структура социокультурного пространства:
Миф и сказка. Изд. 2

2009. 208 с.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В монографии миф рассматривается как последовательность стадий в развитии сознания человека. Мифическое сознание в отличие от эмоционально-чувственного восприятия мира объединяет в себе также и знаково-смысловое речевое сознание, сформированное во внутреннем пространстве. Такие два вида сознания еще не отделены друг от друга, что делает восприятие духов и богов такими же реальными, как чувственно воспринимаемый окружающий мир, восприятие... (Подробнее)


Содержание
top
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.МИФ
 1.1.Современные исследования мифа
  Социокультурные исследования мифов
  Э.Тайлор
  Л.Леви-Брюль
  Б.Малиновский
  Мирча Элиаде
  Миф в философских исследованиях
  Э.Кассирер
  А.Ф.Лосев
  Р.Кайуа
  Р.Бультман
  Р.Генон
  Г.Г.Гадамер
  К.Хюбнер
  Психоанализ и миф
  З.Фрейд
  О.Ранк
  К.Г.Юнг
  Структуралистские и семиотические исследования мифа
  К.Леви-Строс
  Ролан Барт
  Ю.М.Лотман и Б.А.Успенский
  Н.Н.Вашкевич
 1.2.Мир в речевых структурах мифа
  Восприятие окружающего мира
  Речь как способ описания окружающего мира
  Тело речи
  Стадии развития мифа
  Пространство и время в мифе
  Имя – сакральный миф человека
  Бог в мифе
  Правила управления внутренними знаками и смыслами
  Влияние мифа на игру и ритуал
  Легитимация получаемого знания
  Миф в современном обществе
ГЛАВА 2.СКАЗКА
 2.1.Методы исследования сказки
  Социокультурные исследования сказки
  Э.Тайлор
  А.Н.Веселовский
  Р.М.Волков
  А.И.Никифоров
  В.Я.Пропп
  В.Н.Топоров
  Аналитическая психология и сказка
  К.Г.Юнга
  Мария Луиза фон Франц
  Кларисса Пинкола Эстес
 2.2.Синтез социокультурных смыслов в сказке
  Сказка и игра
  Правила управляющие сознанием слушателя
  Особенности коммуникации в сказке
  Зло как механизм регуляции поведения героя
  Пространство и время в сказке
  Структура сказки
  Герой в сказке
  Сказка как иллюстрация механизма власти
  Сказка в массовом сознании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение
top

Переход человека от биологического существования к социальному и культурному образу жизни во многом загадочен и неясен. Поэтому механизмы воспроизводства социокультурных традиций предков имеют биологическую природу и свойственны не только человеку, но и многим животным и, вероятно, являются одним общим эволюционным направлением для адаптации к окружающей среде и формированию социальных отношений. Наличие речи и способность к передаче с помощью речи не только поведенческого опыта живой традиции, но и знаково-смысловых речевых структур, делает человека уникальным в животном мире. Многие животные превосходят человека в силе, ловкости, быстром беге, умении летать и т.п., но никто не может соревноваться с ним в способности речевого мышления и в создании на его базе письменности, которая резко ускорила процесс накопления и передачи знания, что привело к развитию и росту цивилизации. Опыт, полученный и усвоенный благодаря речевым структурам, по своей природе значительно отличается от опыта, полученного и усвоенного через подражание, так как позволяет передать не только то, что можно наблюдать или показать, но и то, что может быть получено и обобщено в результате рефлексии над различными формами опыта, и тем самым формировать поведение, управляемое социальными и культурными знаками и смыслами, являющимися уже не частью окружающего мира, а частью сознания самого человека, и существующими в нем.

В основе существования любого общества лежит механизм самовоспроизводства, но не только биологическое воспроизводство людских ресурсов. Любое общество отличается от всех других подобных обществ языком, а также своими традициями, передающимися из поколения в поколение. И именно традиции предков позволяют индивидам одного общества отличаться от другого, даже если они говорят на одном языке. Потому постоянное воспроизводство в повседневной жизненной практике структуры общественных отношений позволяет усваивать подрастающим поколениям все необходимые модели поведения, чтобы их поведение соответствовало существующим традициям предков и уже к совершеннолетию мало бы чем отличалось от поведения взрослых. Основными невербальными механизмами, позволяющими усваивать такое поведение, являются подражание, игра, ритуализация и ритуал. К вербальным механизмам относятся такие речевые структуры как сказка и миф. Поведение взрослых представителей сообщества воспринимается также как и поток экологической информации органами чувств. Поэтому такое традиционное поведение первоначально воспринимается скорее как внешние знаки, на которые другие взрослые реагируют и ведут себя определенным образом, а затем эти знаки начинают приобретать некий соответствующий им смысл во внутреннем пространстве, и поведение из воспроизводства знаков превращается в смысловую структуру для другого. Смысловая структура всегда направлена на другого, даже в том случае, когда собственное Я подвергается рефлексии и поэтому оно воспринимается скорее как другой, т.е. тот, кто подвергается наблюдению. Речевые структуры там, где они не заменяют собой невербальное поведение, значительно расширяют диапазон смыслов такого поведения и делают еще более эффективным механизмом коммуникации. Наиболее сложным является поведение, основанное на традиционной морали, так как моральное поведение требует от человека понимание того, что и другой является человеком. Знаково-смысловая структура такого поведения в первую очередь ограничивает поведение того, кто свое поведение основывает на таких моральных принципах. Для того чтобы овладеть необходимой структурой морального поведения, человек должен сознательно согласиться на ограничения собственного поведения, чтобы его поведение соответствовало традиционной морали. Любые правила селективно конструируют поведенческое пространство в обществе тем, что расширяют возможности для поведения в одних направлениях и жестко ограничивают и запрещают в других. Смысловая сторона практически любого традиционного поведения воспроизводится мифами и сказками. Мифы и сказки транслируют и объясняют не только поведение, но и то, каким образом устроена окружающая природа, появившаяся в результате героических действий героя во времена действий героев и первопредков. Живучесть таких речевых структур объясняется их особой структурой, а не содержимым, которое часто по прошествии определенного времени становится малопонятным, что требует для их объяснения появление новых мифов.


Об авторе
top

Виктор Дмитриевич Шинкаренко

Выпускник МГУ им.М.В.Ломоносова. Окончил факультет почвоведения, философский факультет и факультет вычислительной математики и кибернетики, аспирантуру факультета социологии по специальности "Социология культуры". В настоящее время является докторантом Института социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН).

Автор трех монографий: "Нейротипология культуры" (М.: URSS, 2005), "Смысловая структура социокультурного пространства: игра, ритуал, магия" (М.: URSS, 2005), "Смысловая структура социокультурного пространства: миф и сказка" (URSS, 2005).