К читателю |
Часть I. Введение |
Глава 1. | Православие и католичество -- две ветви одного дерева |
| Так появились Соборы |
| Схизма 862--880 годов |
| Год 1054 |
| Русь: выбор пути |
| Меч духовный и не только |
| От Второго Рима -- к Третьему |
| Антонио Поссевино -- миссия невыполнима |
| Время уний |
| | Флорентийская уния |
| | Брестская уния 1595--1596 годов |
| СССР и Ватикан |
Глава 2. | Русское католичество |
| Петербургская уния |
| Ассумпционисты |
| "Соловьевцы" и "Слово истины" |
| Экзарх Леонид Ф\"едоров |
| Община Абрикосовых |
Часть II. Планетарное католичество |
Глава 3. | "Вечный пастырь" Первого Ватиканского Собора |
| Год 1729 |
| Римский Папа и Восточные Патриархи |
| Первый Ватиканский Собор |
Глава 4. | Письма римского Льва |
| "Grande munus" -- "Великая обязанность" |
| "Praeclara gratulationis" -- "Великая радость" |
| "Orientalium dignitas Ecclesiarum" -- "О достоинстве Восточных Церквей" |
Глава 5. | Что такое экуменизм, или Пионеры католического экуменизма |
Глава 6. | "Души смертных" Пия XI |
| Немного о Пие X |
| "Война" Пия XI |
Глава 7. | Планетарный охват Второго Ватиканского Собора |
| "Недолгий Папа" |
| Папа и коммунизм |
| "Миланский Гамлет" |
| Второй Ватиканский Собор |
| Догматическая Конституция о Церкви "Lumen gentium" |
| | Задача и уникальность Католической церкви |
| | Доктрина о Народе Божием (Новом Израиле) |
| | Учение о Папе и епископате, или почему католики никогда не откажутся от Папы Римского |
| | Апостольство мирян |
| | Декрет о Восточных Католических Церквах ("Oruentalium ecclesiarum") |
| | Декрет об экуменизме ("Unitatis redintegratio" -- "Восстановление единства") |
| | Декларация об отношении к нехристианским религиям ("Nostra aetatae" -- "В наш век") |
| | Декрет о миссионерской деятельности Церкви ("Ad gentes" -- "К народам") |
Глава 8. | Его высокопреосвященство архиепископ Марсель Лефевр |
| Лефевр -- раскольник или спасатель? |
| Крах 1969 года |
| Архиепископ Лефевр и Второй Ватиканский Собор |
| Лефевр и экуменизм |
Глава 9. | Романтический Папа |
| Картина мира Кароля Войтылы |
| | Кирилл и Мефодий -- покровители Европы |
| | Русские в картине мира Кароля Войтылы |
| "Orientale lumen" ("Свет с Востока") |
| "Ut unum sint" ("Да будут все едино") |
| "Redemptoris missio" ("Миссия Искупителя") |
| Немного о политике |
Глава 10. | Мир по Ратцингеру |
| Рanzer kardinal (панцирный кардинал) |
| | "Mysterium Ecclesiae" ("Таинство Церкви") |
| | "Ответы на некоторые вопросы, касающиеся учения о Церкви" |
| | "Communionis notio" ("О смысле единения") |
| | "О некоторых аспектах евангелизации" |
| limbus infantium (лимб младенцев) |
| Ратцингер и традиция |
| Ратцингер и Европа |
| Ратцингер и Америка |
| Ратцингер и Китай |
| Ратцингер и ислам |
| Ратцингер и государство |
| Ратцингер и постхристианство, или что же такое секуляризация? |
| Немного статистики, или секуляризация в цифрах |
| Ратцингер и идеологии |
| Цивилизация любви |
Глава 11. | Немного об экуменической доктрине сегодня |
| Правило по применению принципов и норм по экуменизму |
| Руководство по духовному экуменизму |
| Торонтская декларация 1950 года, или Почему Католическая церковь не вступила во Всемирный Совет Церквей |
| Да будут все едино. Призыв к единству сегодня |
Часть III. Диалог любви -- диалог истины |
Глава 12. | Фанар--Рим: два диалога |
| Константинопольская энциклика 1920 года |
| Отмена анафем |
| Преемники Афинагора |
Глава 13. | Фрайзинг--Мюнхен--Баламанд |
Глава 14. | Равенна |
Часть IV. Реальная политика |
Глава 15. | Перипетии в отношениях |
| Феномен Кондрусевича |
| Каноническая территория -- что это? |
| 2002 -- год великого скандала |
| Встреча |
| Патриарх Запада, или Пятый титул |
Глава 16. | Немного о католиках в России, или Реальная политика в действии |
| Драма дона Бернардо |
| План Пецци |
| Немного географии и математики |
| Ордена и движения |
| | "Христианская Россия" и "Общение и освобождение" |
| | Информационное агентство "Благовест" |
| | "Каритас" |
| | "Опус Деи" ("Дело Божье") |
| | Иезуиты (SI) (Общество Иисуса) |
| | Доминиканцы (ОР) |
| | Сестры Святого Доминика |
| | Салезианцы (SDB) |
| | Сестры матери Терезы Калькуттской (CSMC) |
| | Кларетины |
| | Редемптористы |
| | Францисканцы (OFMconv) (Братья меньшие конвентуальные) |
| | Вербисты (SVD) (Общество Слова Господня) |
| | Паулинки (дочери святого Павла) |
Глава 17. | Умерший Бог Еврабии |
Вместо послесловия. Третий путь |
Словарь, или То, что не вошло в книгу |
Источники |
Использованная литература |
Интернет-ресурсы |
Одна из очень интересных, сложных и ярких страниц мировой истории -- история
взаимоотношений Православной и Католической церквей. Церковь, наверное, --
один из самых "нестандартных" общественных институтов, потому что в восприятии
самих верующих Церковь -- не только религиозный институт, а мистическое Тело
Христово, сообщество верных Богу людей, руководимых через иерархию Святым
Духом. В Евангелии от Матфея говорится: "Церковь Мою созижду, и врата адовы
не одолеют её" (Мф. 16; 18--19). Христос, Основоположник и Глава
Церкви, в день сошествия Святого Духа (Пятидесятницы) дал ей особую благодать,
которая и сделала самих апостолов Церковью Христовой. И говоря
о взаимоотношениях между двумя Церквами, мы не должны забывать, что главный
вопрос их диалога -- это вопрос о благодати. Всё остальное вторично, хотя
крайне важно.
Две тысячи лет тому назад христианская ойкумена сосредотачивалась вокруг
Иерусалима, потом -- Рима. С основанием императором Константином столицы
Константинополь христианский мир начал меняться: у него появились два духовных
полюса: Рим, где молился глава епископов западных областей, и Константинополь,
в котором молился глава епископов восточных областей Империи. Поначалу их
отношения складывались более или менее спокойно: христианство раздиралось
всевозможными ересями. К тому же Патриархам приходилось иметь дело
с императорами Византии, Папам -- с королями-предводителями варварских племён
и народов, а политические интересы императоров и королей не всегда совпадали
с интересами Церкви. С увеличением числа народов, обращённых в христианство,
обе Церкви обогащались новыми обычаями, так как эти народы привносили в новую
веру своё восприятие самого христианства, мира и свой уклад жизни.
Со временем расхождения между двумя Церквами становились всё глубже, пока
на одном из Соборов 879--880 гг. обе Церкви не признали, что каждая из них
вправе следовать своим традициям. Но политическое, а вместе с ним и духовное
противостояние усиливалось, и пропасть между ними
становилась всё шире.
В 1054 г. в Константинополе между главой посольства Папы Льва IX кардиналом
Гумбертом и Патриархом Михаилом Керулларием произошёл церковно-дипломатический
скандал, в результате него два иерарха, сначала латинский, а затем и восточный,
отлучили друг друга от церкви. Позднее именно этот год и станет считаться
переломным в отношениях Церквей, как год рождения "великой
схизмы". На II Ватиканском Соборе
(1962--1965) Константинопольский Патриарх и Папа Римский попытались
повернуть ситуацию вспять, сняв эти анафемы,
но это сделано было, по историческим меркам, слишком поздно и повернуть время
и историю вспять не могло.
В XVIII в. -- в эпоху Просвещения, когда полным ходом шёл процесс
секуляризации жизни в Европе, -- в отношениях между Церквами наступил
перелом. В 1729 г. Конгрегация вероучения запретила католикам участвовать
в церковной жизни христиан, не признающих власть Папы. В 1848 г. Папа Пий IX
послал обращение ко всем православным, призвав их прийти в Католическую
церковь. Ему ответили главы четырех православных Церквей. Именно эта переписка
окончательно развела православие и католичество по разные стороны христианских
баррикад. А в 1855 г. восточные Патриархи признали недейственным и католическое
крещение, и другие таинства Католической церкви.
Православная и Католическая церкви -- две наследницы Пятидесятницы -- в течение
всей своей истории были втянуты в глобальное противостояние европейского Запада
и Востока: Первого Рима и Второго Рима; Первого Рима и Третьего Рима;
Российской империи и всех остальных держав, СССР и США. Духовная ось Восток--Запад всё
больше втягивалась в противостояние другой оси -- Север--Юг.
Сейчас, перед лицом меняющегося мира, Европы, отказавшейся от своих
христианских корней, перед христианами всех конфессий, в том числе
православными и католиками, стоят общие задачи -- выжить в новых условиях,
сохранить традиции и веру, не дать современным модным веяниям разложить себя
изнутри.
Но предложенная вам книга посвящена не истории взаимоотношений двух Церквей,
хотя о них, безусловно, будет немало сказано. Не посвящена она
и экуменизму, хотя ему нашлось место на ее страницах. Цель книги
другая -- рассказать о "планетарном католичестве" -- современной стратегической
доктрине Ватикана -- и о том, как оно воплощается на практике. Коснется она
и другой темы -- пути, по которому обе Церкви могут пойти в совместном
противостоянии постхристианству, каждая сохранив при этом свою уникальность.
Чтобы было легче усваивать информацию, книга поделена на три части: самая
большая, естественно, содержится в тексте. Вторая часть скромно расположилась
внизу страниц в сносках. И, наконец, третья часть выделена в "Словарь, или то,
что не вошло в книгу".
Эта книга рассчитана на самого широкого читателя. В связи с этим полагаю
необходимым объяснить принципы написания некоторых терминов.
Многозначное слово "церковь" имеет в книге двойное написание. Когда
"церковь" обозначает религиозный институт, это слово пишется с заглавной
буквы. Если же оно в этом же значении имеет прилагательное, которое
определяет религиозную деноминацию, название деноминации пишется с заглавной
буквы, а "церковь" -- со строчной. Если слово имеет в виду церковь как храм,
оно пишется со строчной буквы. Термин "Поместная церковь" всегда
обозначает Церковь какой-то конкретной страны или региона.
Слово "Собор", когда оно обозначает всецерковное собрание священнослужителей
для принятия важных решений, и в нашей и в западноевропейской традиции, как
в духовной, так и светской литературе, пишется с заглавной буквы.
В светской практике сегодня нет чёткой унификации написания слов
"патриарх" и "папа". Из уважения к верующим обеих деноминаций
и учитывая, что, за редким исключением, в западноевропейской традиции "Папа"
пишется с заглавной буквы, оба титула во всех своих вариациях имеют
заглавную букву.
Что касается догматических терминов, в одних случаях, например названий
таинств, они пишутся со строчной буквы. В других случаях, в знак уважения
к верующим, употребляются с заглавной. В названиях документов все термины воспроизводятся
по оригиналам.
Святой (Апостольский) престол -- второе официальное название
города-государства Ватикан для дипломатических сношений, пишется по светским
правилам.
Слово "Патриархат" -- второе официальное название конкретных православных
Поместных церквей, и потому оно пишется с заглавной буквы.
РПЦ -- Русская Православная Церковь, и РКЦ -- Римская Католическая Церковь
при расшифровке всегда имеют заглавные буквы.
Мария Евгеньевна НИКИФОРОВА
Историк, преподаватель, исследователь. Специалист по истории
Русской Православной Церкви и межконфессиональным отношениям.
Автор книги "Преподобный Сергий Радонежский и его традиция
в русской истории конца XIV -- первой половины XVI вв.".