URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Малинецкий Г.Г. Будущее прикладной математики: Лекции для молодых исследователей. ПОИСКИ И ОТКРЫТИЯ Обложка Малинецкий Г.Г. Будущее прикладной математики: Лекции для молодых исследователей. ПОИСКИ И ОТКРЫТИЯ
Id: 99087
699 р.

Будущее прикладной математики:
Лекции для молодых исследователей. ПОИСКИ И ОТКРЫТИЯ

URSS. 2009. 640 с. ISBN 978-5-397-00638-5.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

В настоящей книге представлены лекции ряда ведущих специалистов в области прикладной математики, которые были прочитаны на III ежегодной школе для студентов, аспирантов и молодых исследователей в Институте прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН.

Спектр тем, обсуждаемых в книге, очень широк. Это проблемы турбулентности и системы с запаздыванием, космические программы нового поколения и прогноз динамики нефтегазового сектора,... (Подробнее)


Содержание
top
Предисловие (Г. Г. Малинецкий)
Раздел I. Вехи. Свершения. Рубежи
Учитель, коллега, друг (Ю. П. Попов)
Будущее и научные школы (Г. Г. Малинецкий)
Проблемы и перспективы дистанционного зондирования (Т. А. Сушкевич)
Долгий путь к звездам (А. К. Платонов)
Раздел II. Математическая физика
Уравнения Навье–Стокса и некоторые вопросы прикладной математики (А. Л. Афендиков)
Саморазвивающиеся структуры в режиме с обострением (Е. С. Куркина)
Простейшие системы с запаздыванием. Асимптотический анализ (С. А. Кащенко)
Раздел III. Вычислительная математика
Малый ранг и большие матрицы (Е. Е. Тыртышников)
Сеточные вычисления с апостериорной оценкой погрешности (Н. Н. Калиткин)
Раздел IV. Математические методы
Точные разностные схемы для обыкновенных дифференциальных уравнений второго порядка, обладающих симметриями (В. А. Дородницын)
Инвариантные подпространства и модули для нелинейных уравнений с частными производными (С. Р. Свирщевский)
Раздел V. Математическое моделирование
Проект "Фобос-Грунт" и прикладная математика (Э. Л. Аким, А. Г. Тучин)
Расчеты спектров излучения плотной плазмы (В. Г. Новиков)
Моделирование и прогноз динамики нефтегазового сектора (Ю. Н. Орлов, А. И. Глаголев)
Раздел VI. Компьютерные науки
Современные тенденции в области сетевой безопасности (Ю. А. Семенов)
Распределенный компьютинг и грид (В. Н. Коваленко, Д. А. Корягин)
Раздел VII. Новые проблемы
Беспроводная связь с хаотическими носителями: состояние и перспективы (А. С. Дмитриев)
Математическая история. Первые шаги (Г. Г. Малинецкий)
Проблема P = ?NP. Поиск новой парадигмы вычислений Клеточные автоматы. ДНК-вычисления (С. А. Науменко)

Предисловие
top

Прокладывая пути в будущее (Г.Г. Малинецкий)

В настоящее время всё чаще стали говорить о необходимости привлечения молодежи в науку, о передаче эстафеты поисков, свершений, открытий следующему поколению. При этом обычно акценты делаются на материальной составляющей такой деятельности – зарплатах, квартирах, стипендиях, грантах. С этим трудно не согласиться. С 90-х годов XX века много молодежи и исследователей среднего поколения, талантливых ученых покинуло науку. Многие уходили с горечью, прежде всего, по материальным причинам. Однако времена меняются. В России провозглашен курс на развитие. А развитие невозможно без высоких технологий, без сильной науки, без молодежи, приходящей в эту важнейшую сферу, которая приобрела стратегическое значение в XX в.

Вместе с тем базиса, материальной основы, для творчества, самоотверженного труда, который требуется в науке, явно недостаточно. Есть еще два необходимых условия.

Первое условие связано с мечтой, с формулировкой важных, принципиальных, захватывающих задач, решению которых можно посвятить жизнь. Один из пионеров космической эры, профессор А.К.Платонов, выступая перед молодежью, выделил три стадии воплощения мечты. На первой стадии мечтатели и фантасты предлагают проекты, кажущиеся несбыточными. На второй – в дело вступают энтузиасты, рассчитывающие, экспериментирующие, приближающие мечту к реальности, показывающие, что задуманное возможно. Наконец, на третьей стадии за дело берутся профессионалы, руководящие коллективами, доводящие научные и технические решения до практического воплощения, до уровня технологий и их использования. По-видимому сейчас, на новом рубеже развития России, отечественная наука особенно нуждается в молодых мечтателях и энтузиастах.

Второе условие связано с научной школой и учителями. В самом деле, мировой наукой был пройден огромный путь. И почти нет областей, где можно за разумный срок добраться до переднего края исследований, начав двигаться самостоятельно, решая понравившуюся задачу "с чистого листа". Должен быть коллектив единомышленников, учитель, который поставит задачу, поможет увидеть научную вершину, к которой стоит стремиться. Образование и совместная работа – это не наполнение сосуда, а, скорее, зажигание огня. В успешных научных школах это получается, удается объединить усилия ученых разных поколений в работе над принципиальными научными задачами. Всё это имеет непосредственное отношение к книге, которую вы держите в руках. В нее вошли статьи, написанные на основе лекций, прочитанных на школе для молодых исследователей "Будущее прикладной математики". Эта школа проводилась в 2006 году в Институте прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН.

В нашем Институте за его полувековую историю работало много талантливых людей, воплотивших дерзновенные мечты в реальность. У Института славное прошлое. В нем были решены задачи, которые не только вошли в монографии и учебники, стали классическим. В Институте решались задачи стратегического масштаба. От их решения, без преувеличения, зависела история второй половины XX века. В прошлом Института – работы по совершенствованию атомной и водородной бомб, потребовавшие сложнейших компьютерных расчетов. В нем – работы по расчетам и баллистическому сопровождению космических аппаратов, проложивших человечеству путь в космос. В его стенах закладывались основы прикладной математики компьютерной эры и системного программирования.

У Института большие успехи в настоящем. Это – актуальные задачи, связанные с космической навигацией и межпланетными полетами, с физикой плазмы и новыми поколениями вычислительных и коммуникационных систем, с управлением рисками и энергетикой, с дистанционным зондированием и математической геофизикой, с компьютерной графикой и математической медициной. Многие работы, выполненные в нем, получили мировое признание.

Однако для того, чтобы у Института и у прикладной математики в нашем отечестве было будущее, нужны молодые, нужно следующее поколение. И одной из важнейших функций ИПМ, да и многих других академических институтов в последние годы, становится работа с молодежью.

В ИПМ с первых лет его существования молодежи доверяли многие важнейшие задачи, на нее надеялись и опирались. Институт, прикладная математика – это целый мир. И чтобы помочь молодым сотрудникам сориентироваться в нем, найти свое место, увидеть главные и самые интересные задачи, в ИПМ в первые годы его сущестовования ведущие ученые читали лекции молодым, рассказывая о своих исследованиях и их перспективе. Это были рассказы о том, что происходило здесь и теперь, задолго до того, как эти результаты попали в монографии и, тем более, в учебники. Будущее рождалось на глазах.

Эта традиция была возрождена в 2004 году по инициативе третьего директора нашего Института, выдающегося ученого, специалиста в области прикладной математики и междисциплинарных исследований, члена-корреспондента РАН Сергея Павловича Курдюмова. Поэтому традиционно школы "Будущее прикладной математики " посвящаются его памяти и проводятся в ноябре, в день его рождения.

Лекторами являются ведущие, широко известные в России и в мире ученые из ИПМ и других научных центров, занимающихся прикладной математикой. Уровень лекций тоже разный. Одни доступны хорошим школьникам, другие требуют нескольких курсов университетской подготовки. Их цель – не изложить предмет, а наметить путь, по которому может пойти молодой исследователь.

Слушателями, которых вмещает конференц-зал, обычно являются студенты и аспиранты разных факультетов Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Московского физико-технического института, Московского инженерно-физического института, Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана, молодые сотрудники ИПМ и других институтов. Научно-образовательный центр нашего института объединяет 9 кафедр разных вузов, базой для которых является ИПМ. Много лет успешно работают воскресная и летняя компьютерные школы, рассчитанные на старшеклассников.

Однако главная аудитория – вне институтских стен. На сайт нашего Института www.keldysh.ru ежедневно заходит около 6 тыс. посетителей из России и других стран. По материалам школ издаются и переиздаются в издательстве URSS книги, подобные той, которую вы держите в руках. Выпускаются DVD-диски с избранными фрагментами лекций. Порой важно не только прочитать, но и увидеть, и услышать своих будущих коллег, а возможно, и руководителей.

Подзаголовок этой книги – "Проблемы и открытия". Всем, кто читал лекции и организовывал эти школы, очень хотелось показать, насколько масштабные и волнующие задачи ставит перед собой современная прикладная математика. Мечты выдающихся ученых многих поколений можно воплотить сейчас и пойти дальше, к новым рубежам. Наука требует увлеченности, самоотдачи, уверенности в выборе своего пути. Но иногда на этом пути ждут не только трудности, разочарования, неудачи, но и радость открытий, счастье работы с близкими по духу людьми. Надеемся, что эта книга поможет донести это ощущение до многих молодых исследователей.

Заместитель директора
Института прикладной математики
им. М.В.Келдыша РАН
профессор Г.Г.Малинецкий

О редакторе
top
photoМалинецкий Георгий Геннадьевич
Доктор физико-математических наук, профессор. Заведующий отделом математического моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, профессор МФТИ, МГТУ, МосГУ и РУДН. Лауреат премии Правительства РФ в области образования. Один из ведущих специалистов в области нелинейной динамики, автор более 900 научных трудов и около 200 научно-популярных статей и книг, изданных в России и в США. Председатель редколлегий серий книг «Синергетика: от прошлого к будущему» и «Будущая Россия» (М.: URSS). Наиболее известные результаты — теория диффузионного хаоса, модели системы образования, исследовательский проект создания математической истории, проект создания Национальной системы научного мониторинга опасных явлений и процессов в природной, техногенной и социальной сферах.