URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Федоров В.В., Коваль И.М. Мифосимволизм архитектуры Обложка Федоров В.В., Коваль И.М. Мифосимволизм архитектуры
Id: 98297
465 р.

Мифосимволизм архитектуры Изд. 2, стереот.

2009. 208 с.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Авторы ограничили свое исследование рамками мифологического и символического восприятия и понимания архитектурной среды большого города, отдавая должное утверждению, что как "люди строят, воспринимают и понимают город, так и город строит людей", влияя на их психику и поведение.

Книга предназначена для архитекторов, градостроителей, философов, психологов, культурологов, искусствоведов и всех тех, кто интересуется проблемой "человек и архитектура".... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
Раздел 1. Архитектурные пространства
Глава 1.Феномен архитектурных пространств
 1.1.Пространство мира: хаос и космос
 1.2.Архитектурные пространства
 1.3.Феномен города
Глава 2.Семиотика городской среды
 2.1.Предварительные замечания
 2.1.Архитектурная среда как семантический континуум
Раздел 2. Восприятие человеком городской среды
Глава 3.Восприятие архитектурных пространств
 3.1.Восприятие среды как организованная целостность
 3.2.Закономерности восприятия общего порядка
 3.3.Индивидуальные различия в восприятии архитектурных пространств
 3.4.Образ архитектурного пространства
Раздел 3. Символизм архитектуры
Глава 4.Архитектурные символы
 4.1.Символы: их природа и функции
 4.2.Символика архитектурной формы
 4.3.Символика архитектурных пространств
  4.3.1.Символика зданий и сооружений в контексте
  4.3.2.Символика улицы, перекрестка и площади
  4.3.3.Символическое значение образа города
  4.3.4.Компоненты ландшафта в символике архитектурных пространств
  4.3.5.Символика света, цвета и фактуры
Глава 5.Символизм как модус пространства
 5.1.Символика архетипа
 5.2.Трансформация архитектурного символа
 5.3.Власть и символическое бытие архитектурных пространств
Глава 6.Архитектурные символы как средство фиксации и трансляции общечеловеческого опыта
 6.1.Проблема понимания символического значения архитектурных пространств
 6.2.Присвоение символов
 6.3.Соотношение символического опыта и его интерпретации
Раздел 4. Мифология города
Глава 7.Культурный миф города
 7.1.Миф большого города
 7.2.Генезис и онтология культурного мифа мегаполиса Москва - Санкт-Петербург
 7.3.Социальные функции культурного мифа города
Заключение
Библиографический список

Предисловие
top

Человек никогда не жил вне архитектуры, если допустить, что зодчество начиналось со слегка подправленных контуров пещеры или ветвей деревьев, составленных в форме шалаша. Архитектура как система пространственно упорядоченных антропогенных объектов, защищающих человека от окружающего мира, создана им, но одновременно сохраняет некоторую автономность. Начиная с самых простых зданий и сооружений, архитектура постоянно и самопроизвольно продуцирует эмоции и смыслы, которые далеко не всегда предусматривались ее создателями, поскольку значение целого всегда больше простой суммы значений составляющих элементов. Она всегда выступает не только выражением жизненных потребностей людей, но фактором воспроизводства культурного капитала, социального бытия. Архитектура – одно из воплощений духовного опыта человечества, ибо все, что создано человеком, входит в арсенал культуры.

Любое общество обязательно обладает системой архитектурно-пространственных символов (от исторических памятников и храмовых комплексов до типичных национальных и региональных ландшафтов), организующих и транслирующих эмоционально-смысловой опыт (очень часто в форме мифа). По словам А.А.Богданова (1873–1928), "мировые типы в скульптуре, живописи, архитектуре охватывают не меньшую сумму действительного и важного для жизни, чем высшие концепции философии, чем высшие обобщения науки. Архитектура – язык длительных и глубоких коллективных настроений... воплощает и закрепляет и непрерывно передает от поколения к поколению преобладание эмоций; она хранительница организующей традиции". Еще Гегель отмечал способность архитектуры становиться символом как главную, принципиально отличающую ее от других видов искусств. В своем воздействии на людей архитектура действительно подобна музыке и литературе, но в ней в значительно большей степени важен момент непреднамеренного воздействия, не предполагающего всякий раз сосредоточенной работы зрителя.

Рассматривая мифосимволизм архитектуры, мы обращаемся к слоистому и текучему массиву образов, постижение которых решающим образом зависит от степени духовного развития личности познающего субъекта. Но даже если мы и не задумываемся (не хотим или не можем) о мифосимволическом содержании архитектурно среды, то это не снимает эффект влияния, неустранимо проявляющийся на уровне бессознательного. Неявно и непрестанно воздействуя на нас, архитектурная среда несет в себе эмоционально-смысловой опыт ушедших поколений, подвигает наше сознание на его многомерное понимание, формирует видение мира и отношение к нему. Речь идет о древнейшем и фундаментальном способе выражения и постижения реальности, способном вскрыть аспекты, зачастую неуловимые для прочих средств. Научный и мифосимволический подходы несводимы один к другому, но их взаимное признание – условие миропонимания. К счастью, рационально-аналитический подход, господствовавший в общественном сознании в течение многих лет, сегодня уступает место рядом с собой и художественно-интегративным способам познания (по крайней мере, применительно к проблеме "человек и архитектура").

Монография, конечно же, не преследует цель дать исчерпывающую картину мифосимволического бытия архитектуры. Наша основная задача состоит в том, чтобы, используя опыт теории и истории архитектуры, культурологии, психологии и социальной философии, обратить внимание заинтересованного читателя на способность большого города (его архитектурных символов, культурного мифа города) "вызывать идею, образ, чувство" (А.Ф.Лосев), а значит – влиять на нашу жизнь.

Особо следует отметить, что, обращаясь к проблеме мифосимволизма архитектуры, т.е. к наиболее высокому уровню иерархии субъективных представлений человека о среде предметно-пространственного окружения, мы сочли наиболее приемлемым опереться на предельно широкий публикационный массив. Теоретическое изображение объекта исследования строится, главным образом, на основе сведений, полученных из художественных произведений, монографий, обзоров, статей. Ведущая роль литературного материала в структуре фактологического базиса работы объясняется тем, что именно нестрогое, остро эмоциональное восприятие писателя в максимальной мере проявляет интуитивное понимание мира, не ориентированное исключительно на логические категории и выводы. Эмоционально-смысловое богатство литературных текстов позволяет уйти от линеарности восприятия и мышления, включить в рассмотрение ситуации, которые в силу постоянной рекомбинации и трансформации мифосимволического содержания архитектурной среды могут браться в качестве предпосылок ее понимания. Включая в себя сконденсированное содержание духовного мира, индивидуального опыта жизни, эти тексты часто обладают большей силой реальности, чем совокупное множество материальных свидетельств. Кроме того, читая тексты и обдумывая полученные сведения, мы сознаем не только текст, но и наш собственный прошлый опыт, влияющий на конечный результат.

По понятным причинам авторы, к сожалению, не могут назвать, но выражают естественное чувство признательности всем тем, кто оказал неоценимую моральную и интеллектуальную поддержку, кто внес свой вклад в организационно-технический аспект подготовки книги к изданию.


Об авторах
top
Виктор Владимирович Федоров

Профессор Тверского государственного технического университета. Автор более 150 научных и научно-методических работ (в том числе учебника, ряда учебных пособий и двенадцати монографий). Имеет многолетний опыт преподавания в вузах франкоязычных стран.

Ирина Михайловна Коваль

Директор филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Твери. Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, действительный член Национальной академии туризма РФ. Автор ряда публикаций по проблеме восприятия и понимания среды предметно-пространственного окружения современного человека.


Опечатка
top
Стр.93, строка снизу 14: напечатано звуковой вон, следует читать звуковой фон