Человек никогда не жил вне архитектуры, если допустить, что зодчество начиналось со слегка подправленных контуров пещеры или ветвей деревьев, составленных в форме шалаша. Архитектура как система пространственно упорядоченных антропогенных объектов, защищающих человека от окружающего мира, создана им, но одновременно сохраняет некоторую автономность. Начиная с самых простых зданий и сооружений, архитектура постоянно и самопроизвольно продуцирует эмоции и смыслы, которые далеко не всегда предусматривались ее создателями, поскольку значение целого всегда больше простой суммы значений составляющих элементов. Она всегда выступает не только выражением жизненных потребностей людей, но фактором воспроизводства культурного капитала, социального бытия. Архитектура – одно из воплощений духовного опыта человечества, ибо все, что создано человеком, входит в арсенал культуры. Любое общество обязательно обладает системой архитектурно-пространственных символов (от исторических памятников и храмовых комплексов до типичных национальных и региональных ландшафтов), организующих и транслирующих эмоционально-смысловой опыт (очень часто в форме мифа). По словам А.А.Богданова (1873–1928), "мировые типы в скульптуре, живописи, архитектуре охватывают не меньшую сумму действительного и важного для жизни, чем высшие концепции философии, чем высшие обобщения науки. Архитектура – язык длительных и глубоких коллективных настроений... воплощает и закрепляет и непрерывно передает от поколения к поколению преобладание эмоций; она хранительница организующей традиции". Еще Гегель отмечал способность архитектуры становиться символом как главную, принципиально отличающую ее от других видов искусств. В своем воздействии на людей архитектура действительно подобна музыке и литературе, но в ней в значительно большей степени важен момент непреднамеренного воздействия, не предполагающего всякий раз сосредоточенной работы зрителя. Рассматривая мифосимволизм архитектуры, мы обращаемся к слоистому и текучему массиву образов, постижение которых решающим образом зависит от степени духовного развития личности познающего субъекта. Но даже если мы и не задумываемся (не хотим или не можем) о мифосимволическом содержании архитектурно среды, то это не снимает эффект влияния, неустранимо проявляющийся на уровне бессознательного. Неявно и непрестанно воздействуя на нас, архитектурная среда несет в себе эмоционально-смысловой опыт ушедших поколений, подвигает наше сознание на его многомерное понимание, формирует видение мира и отношение к нему. Речь идет о древнейшем и фундаментальном способе выражения и постижения реальности, способном вскрыть аспекты, зачастую неуловимые для прочих средств. Научный и мифосимволический подходы несводимы один к другому, но их взаимное признание – условие миропонимания. К счастью, рационально-аналитический подход, господствовавший в общественном сознании в течение многих лет, сегодня уступает место рядом с собой и художественно-интегративным способам познания (по крайней мере, применительно к проблеме "человек и архитектура"). Монография, конечно же, не преследует цель дать исчерпывающую картину мифосимволического бытия архитектуры. Наша основная задача состоит в том, чтобы, используя опыт теории и истории архитектуры, культурологии, психологии и социальной философии, обратить внимание заинтересованного читателя на способность большого города (его архитектурных символов, культурного мифа города) "вызывать идею, образ, чувство" (А.Ф.Лосев), а значит – влиять на нашу жизнь. Особо следует отметить, что, обращаясь к проблеме мифосимволизма архитектуры, т.е. к наиболее высокому уровню иерархии субъективных представлений человека о среде предметно-пространственного окружения, мы сочли наиболее приемлемым опереться на предельно широкий публикационный массив. Теоретическое изображение объекта исследования строится, главным образом, на основе сведений, полученных из художественных произведений, монографий, обзоров, статей. Ведущая роль литературного материала в структуре фактологического базиса работы объясняется тем, что именно нестрогое, остро эмоциональное восприятие писателя в максимальной мере проявляет интуитивное понимание мира, не ориентированное исключительно на логические категории и выводы. Эмоционально-смысловое богатство литературных текстов позволяет уйти от линеарности восприятия и мышления, включить в рассмотрение ситуации, которые в силу постоянной рекомбинации и трансформации мифосимволического содержания архитектурной среды могут браться в качестве предпосылок ее понимания. Включая в себя сконденсированное содержание духовного мира, индивидуального опыта жизни, эти тексты часто обладают большей силой реальности, чем совокупное множество материальных свидетельств. Кроме того, читая тексты и обдумывая полученные сведения, мы сознаем не только текст, но и наш собственный прошлый опыт, влияющий на конечный результат. По понятным причинам авторы, к сожалению, не могут назвать, но выражают естественное чувство признательности всем тем, кто оказал неоценимую моральную и интеллектуальную поддержку, кто внес свой вклад в организационно-технический аспект подготовки книги к изданию. Виктор Владимирович Федоров Профессор Тверского государственного технического университета. Автор более
150 научных и научно-методических работ (в том числе учебника, ряда учебных
пособий и двенадцати монографий). Имеет многолетний опыт преподавания в вузах
франкоязычных стран. Директор филиала Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономического университета в г. Твери. Почетный работник высшего
профессионального образования Российской Федерации, действительный член
Национальной академии туризма РФ. Автор ряда публикаций по проблеме
восприятия и понимания среды предметно-пространственного окружения
современного человека.
Стр.93, строка снизу 14: напечатано звуковой вон, следует читать звуковой фон |