На стыке тысячелетий жернова истории кажутся особенно губительными, а потому человечество особенно остро ощущает потребность познать свое прошлое, чтобы извлечь из него должные уроки. В ее основе лежит осознание того, что создать новый мир, минуя уже прожитое, невозможно. История, являясь социальной памятью общества, копилкой его социального опыта, служит главной опорой современности, не только объясняя истоки сегодняшних реалий, но и предлагая материал для прогнозирования будущего. С помощью исторического познания человечество стремится восстановить разорвавшуюся связь времен и поколений, найти точку опоры в ситуации зыбкой неопределенности. Нередки и попытки спекуляций историческим прошлым, когда те или иные общественные силы, стремясь аргументировать свою политику, обращаются к конкретным историческим фактам, вырывая их из контекста и, тем самым, лишая их исторической объективности. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений. В последние годы в России, набирающей все больший вес на международной арене, наблюдается всплеск всеобщего интереса к истории и ее урокам. Никогда прежде проблемы изучения исторического опыта, его значения в жизни общества не стояли так остро в нашей стране. Современное общественное сознание исходит из необходимости рассмотрения исторического бытия того или иного государственного образования в контексте мирового исторического процесса, поскольку только в его рамках возможен объективный подход к урокам прошлого. Именно в таком ключе и построено данное учебное пособие, адресованное в первую очередь студентам, обучающимся на гуманитарных специальностях. Предметом пособия является вся история человечества со времени появления первых государств до наших дней, ее узловые проблемы. Автор поставил перед собой задачу дать студентам целостное представление исторического пути развития человеческого общества, показать единство и многообразие этого процесса, помочь выработать многомерное видение истории цивилизаций, сформировать свою позицию и оценку по отношению к ним. Структура учебного пособия включает в себя четыре раздела, логически связанных между собой: история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, Новейшая история. В основу изложения материала положен проблемно-хронологический принцип и современные подходы и концепции в оценках исторического прошлого. Вместе с тем, автор не претендует не только на исчерпывающее освещение всех тем, но и на единственно правильное их толкование. Руководствуясь принципом политического плюрализма, он предоставляет обучающимся возможность самостоятельно интерпретировать то или иное событие, избегая авторитарных и "единственно верных" его оценок. Конспективность и четкость изложения подчеркивает, что студент имеет дело с учебным пособием, дающим общее представление о линиях исторического развития. Вместе с тем, умело поданный материал поощряет к дальнейшему изучению затронутых проблем. Безусловным достоинством пособия является синхронное рассмотрение истории стран Европы, Америки и Востока, что создает предпосылки для построения обобщающих выводов, выявления общего и особенного в истории отдельных стран как части единого взаимообусловленного исторического процесса. Понимание же глобальных процессов развития человечества даст возможность студентам более уверенно ориентироваться в сложных и многообразных явлениях окружающего мира. Автор полагает культуру, религию и "образ человека" той или иной эпохи важнейшей частью социальной истории, однако избегает излишней концентрации культурного пласта, дабы логика исторического процесса оставалась прозрачной. Ввиду вышесказанного, данное учебное пособие вносит существенный вклад в профессиональную подготовку студентов. Кандидат исторических наук
Елена Викторовна Тихонова Ольга Александровна КРАСНЯК Кандидат исторических наук, доцент Российского государственного социального
университета. Сфера научных интересов – новая и новейшая история стран
Востока. Автор основывается на понимании истории человечества как единого и
бесконечно многообразного процесса. Данное учебное пособие призвано осветить
важнейшие этапы и события всемирной истории, связанные с зарождением первых
цивилизаций на Востоке и Западе вплоть до настоящего времени.
|