Актуальность проблемыМы сегодня находимся в особой точке развития пространства архитектурного образования, культуры, общества – на рубеже 2-го и 3-го тысячелетий, на пороге становления цивилизации нового типа – постиндустриальной цивилизации. В свете этого происходят качественные изменения во всех профессиональных сферах, в том числе и в сфере образования, где меняется прежде всего статус образования. На заседании Международной комиссии по образованию для XXI века (ЮНЕСКО, 1998 г.) зафиксировано, что большинством стран мира образование стало рассматриваться как одно из основных условий развития цивилизации, ориентирующее на новые гуманистические идеалы – на развитие человеческой личности, ее самоопределение и самореализацию как "необходимое условие для того, чтобы дать человечеству возможность продвигаться вперед к идеалам мира, свободы и социальной справедливости". Особенно изменился статус высшего образования. Социальная ценность высшего образования в конце XX века стала столь высока, что с высшим образованием связывают даже экономическую и социокультурную стабильность в развитии общества. Так, во Всемирной декларации ООН о высшем образовании для XXI века (Париж, 1998 г.) отмечается: "На пороге XXI века мы являемся свидетелями беспрецедентного спроса на высшее образование и его широкой диверсификации наряду со все большим осознанием его решающего значения для социально-культурного и экономического развития и создания такого будущего, в котором более молодые поколения должны будут овладевать новыми навыками, знаниями и идеями". По сути, ситуация в сфере образования на рубеже XX–XXI веков стала качественно иной по сравнению с аналогичной ситуацией на рубеже XIX–XX веков. Так, если 100 лет назад одной из основных проблем была проблема всеобщей грамотности, всеобщего начального и среднего образования, то сейчас на рубеже XX–XXI веков основной проблемой становится проблема всеобщего высшего образования. А эта проблема в совокупности с проблемой гуманитаризации содержания и форм образования влечет за собою целую цепь других взаимосвязанных проблем, и в первую очередь проблему реформирования сложившихся национальных систем образования, в том числе и отечественной системы архитектурного образования. Возникающие в связи с этим проблемы прежде решались путем разработки и внедрения отечественной концепции развития национального архитектурного образования как системы непрерывного образования – довузовского, вузовского, послевузовского. Однако, в этот естественный процесс развития отечественного архитектурного образования волюнтаристски вмешалось правительство, решив интегрировать отечественное образование в международное образовательное пространство. В свете этого сложившиеся принципы построения отечественной образовательной системы как непрерывной были подвергнуты критике, пересмотру и замене. Приоритетным направлением была выбра на англо-американская система, обладающая, как и всякая система, и достоинствами, и недостатками. В связи с этим проблема развития образования сегодня не только не снимается, но даже еще более обостряется. Ведь теперь, в результате приказной фискальной диверсификации в отечественную сферу образования англо-американской модели, мы имеем в архитектуре некий паллиатив между англо-американской моделью ступенчатого образования и отечественной моделью непрерывного образования, который как "новый" непознанный объект нужно специально исследовать и на этой основе корректировать национальную концепцию развития архитектурного образования как непрерывного. Изученность проблемы в России и за рубежомРеформирование национальных образовательных систем за рубежом началось с 70-х годов XX века и в настоящее время осуществляется с разной скоростью и интенсивностью. В 1998 году страны ЮНЕСКО приняли концепцию образования "на протяжении всей жизни" человека как процесс непрерывного развития знаний и навыков, способностей выносить суждения, принимать различные решения, осуществлять ответственные действия. В настоящее время в США Американский институт архитекторов обсуждает систему обязательного непрерывного образования для архитекторов. В Японии и Франции разрабатываются национальные системы не только архитектурного, но вообще всеобщего высшего образования. В нашей стране "Концепция непрерывного образования" была разработана и стала внедряться на десять лет раньше, чем приняли ее страны ЮНЕСКО. В 1987 году в СССР, в Москве, Всесоюзный съезд работников народного образования одобрил "Концепцию непрерывного образования", в которой как раз и была центральной идея непрерывного образования, "категория постоянного развития человека как субъекта деятельности и общения на всем протяжении его жизни...". Однако известные события, связанные с развалом СССР, отбросили нашу страну с приоритетных на вторичные позиции в этом всемирном процессе перестройки национальных систем образования под современные требования. Научная новизнаПока ни одна страна не смогла решить на необходимом уровне проблему перестройки национального образования под современные требования. В нашей стране решение этой проблемы с 90-х годов пошло, главным образом, по практическому пути в ущерб необходимым всегда опережающим этот процесс теоретическим проработкам. Причем этот практический путь предстал не путем экспериментальных поисков новых моделей национального образования, а стал по сути путем внедрения в российские условия англо-американской модели 80-х годов. Проведенное исследование впервые освещает этот практический опыт реформирования нашего образования и формулирует ряд теоретических проблем по развитию его реформирования, по выводу образования на приоритетные позиции в стране и в мире. Структура работыТакое видение поля архитектурного образования – проблемы и пути их решения – определили и структуру работы. В 1-й части работы представляются основные проблемы развития архитектурного образования. Во 2-й части раскрываются возможности, практические подходы и некоторые результаты решения проблем развития архитектурного образования по трем основным его этапам: довузовское образование, высшее образование, послевузовское образование. Информационная структура работы – трехполосная. Одну, основную, полосу информации составляет базовый текст монографии, структурированный, как обозначено выше, на две части. Другую, сопроводительную, информационную полосу, представленную петитом, составляют фрагменты материалов "Круглых столов", которые Проблемная научно-исследовательская лаборатория "Развитие архитектурного образования" проводит с 1990 года на межвузовском уровне по проблематике довузовского и вузовского архитектурного образования. Третью, иллюстративную, информационную полосу составляют схемы и фотографии, наглядно демонстрирующие содержание и формы архитектурного образования, а так же его совпадение, отставание или опережение по отношению к проектной, конкурсной и реальной архитектурной практике (как отечественной, так и зарубежной) в течение одного двадцатого столетия. Каждая из полос имеет относительную самостоятельность и может рассматриваться как во взаимосвязи с другими, так и изолированно от других. Авторы благодарны всем, кто оказал помощь и принял участие в подготовке материалов к изданию, в частности: В.Л.Хайту – за ценные критические замечания и советы по тексту; И.А.Бондаренко – за организационную помощь на стадии издательства; многим и многим педагогам российских архитектурных школ, принимавших участие в дискуссиях по проблематике архитектурного образования в рамках "Круглых столов", проводимых Проблемной научно-исследовательской лабораторией "Развитие архитектурного образования"; И.М.Абаевой, И.Н.Ашмариной, З.В.Жилкиной, Л.А.Кольстед, В.И.Метленковой, Т.Г.Петровой, Л.Х.Пшеничниковой, Л.В.Тасаловой, И.В.Федоровой и другим педагогам, многие годы работающим с детьми, за предоставленные фотографии и слайды детских творческих работ, студентам-магистрам МАРХИ И.А.Григорьеву и Д.И.Смирнову за содержательный анализ существующего стандарта высшего архитектурного образования в рамках курсовой работы по "Архитектурной педагогике" и предоставление его результатов в виде двух наглядных схем. Кудрявцев Александр Петрович, профессор, кандидат архитектуры, действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), действительный член Международной академии архитектуры, заслуженный архитектор РФ, лауреат премии Совета Министров СССР, кавалер ордена <Знак Почета>, Президент Российской академии архитектуры и строительных наук, Президент Московского архитектурного института (Государственная академия МАРХИ), Вице-президент Европейского общества культуры. Автор ряда проектов и построек, более 150 научных трудов, среди которых: <Архитектура Румынии> (1976), <Проблемы реконструкции Москвы в современный период и мировой архитектурный процесс> (1996), <Социалистическая архитектура: от идеи до доктрины> (1996), <Архитектурное образование и молодые архитекторы> (1999), <Хартия МСА-ЮНЕСКО по архитектурному образованию> (1996, коллектив авторов).
Степанов Александр Владимирович, профессор, заслуженный архитектор России, лауреат государственных премий СССР и РФ, член-корреспондент РААСН, действительный член Международной академии архитектуры, Академии информатики, председатель межрегиональной ассоциации архитектурных школ СНГ, проректор Московского архитектурного института.
По его проектам построено большое количество общественных зданий и монументальных сооружений в различных городах СНГ. Опубликовал более 200 печатных работ, в том числе несколько книг: <Архитектура и психология> (1996), <Объемно-пространственная композиция> (1975, 1993, 2001), <Архитектура> (1994, 2002, учебник для общеобразовательных школ) и др.
Метленков Николай Федорович, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук, лауреат премии Ленинского Комсомола, заведующий Проблемной научно-исследовательской лаборатории <Развитие архитектурного образования> УМО по образованию в области архитектуры Министерства образования РФ. Автор ряда конкурсных и заказных проектов жилых и общественных зданий, градостроительных комплексов, опубликовал более 100 научных трудов в области теории архитектуры и архитектурного образования, в том числе монографий, словарей, справочников, энциклопедий, учебных пособий, учебников: <Организация пространственного моделирования в учебном архитектурном проектировании> (1980), <Основы теории учебного архитектурного моделирования> (1983), <Архитектурное моделирование как метод проектной концептуализации> (1988), <Метод архитектора: теоретико-методологические аспекты> (1992), <Архитектура> (1994, 2002, учебник для общеобразовательных школ), <Философия творчества> (2002), <Творчество и развитие культуры> (2002) и др. Волчок Юрий Павлович, кандидат архитектуры, профессор МААМ, зав. отделом отечественной и зарубежной архитектуры XX-XXI вв. Научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства (НИИТАГ), руководитель Центра повышения квалификации и дополнительного образования МАРХИ, советник РААСН, член Президиума Правления Союза московских архитекторов, опубликовал более 100 научных работ, в том числе автор, составитель и отв. редактор коллективных монографий <Образы истории отечественной архитектуры Новейшего времени> (1996), <Проблема изучения истории советской архитектуры> (1991), <Константин Мельников и застройка Москвы> (1999, 2001). |