Обложка Березкин В.И. Открытая сцена Давида Боровского: Летопись творчества в контексте сценографии мирового театра второй половины XX -- начала XXI века
Id: 94627
2199 руб.

Открытая сцена Давида Боровского:
Летопись творчества в контексте сценографии мирового театра второй половины XX -- начала XXI века

URSS. 2009. 384 с. ISBN 978-5-397-00581-4.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Перед читателем --- опыт летописи творчества Давида Львовича Боровского, выдающегося художника русского театра второй половины ХХ -- начала ХХI вв. В книге рассказывается о работе Д.Л.Боровского над более чем 100 спектаклями на сценах России и за рубежом --- на протяжении полувековой деятельности мастера (1956--2006 гг.) и в широком контексте развития в этот период сценографии мирового театра.

Книга рассчитана на художников,... (Подробнее)


Оглавление
От автора
19561966197619861996
19571967197719871997
19581968197819881998
19591969197919891999
19601970198019902000
19611971198119912001
19621972198219922002
19631973198319932003
19641974198419942004
19651975198519952005
2006
Постскриптум
Основные спектакли
Литература
Список иллюстраций
Именной указатель

От автора

Книга подготовлена и издается по гранту Департамента культуры города Москвы, в рамках конкурса "Открытая сцена". Этот конкурс призван поддерживать инновационные проекты, способствующие развитию российского театра. Авторитетная экспертная комиссия признала, что искусство Д.Л.Боровского -- самая актуальная инновация для современных сценических исканий, высочайший образец сценографического творчества. Была поддержана идея автора о том, что искусство мастера может быть представлено как виртуальный Большой спектакль сценографических образов. Они создавались на протяжении полувека. Теперь, после ухода художника в 2006 году, книга о его творчестве может предстать как "Открытая сцена Давида Боровского". Открытая -- для следующих поколений сценических художников.

Особая благодарность за содействие в реализации проекта -- Дмитрию Владимировичу Трубочкину, директору Государственного института искусствознания, Андрею Валентиновичу Серженко и Геннадию Александровичу Смирнову, заместителям председателя Союза театральных деятелей РФ, Станиславу Бенедиктовичу Бенедиктову, секретарю правления СТД, народному художнику России.

Идею оформления книги предложил Александр Давидович Боровский. На обложке -- известная фотография: Д.Л.Боровский у макета спектакля "Пристегните ремни". На титуле -- та же фотография, только художника нет, один макет. Художник ушёл, осталось его искусство.

Книга была задумана при жизни Давида Львовича Боровского. Я рассказал ему, что хочу проследить его работу в театре год за годом. Все писавшие о Боровском ранее, я в том числе, пытались так или иначе структурировать его искусство: по темам, проблемам, режиссерам, театрам, жанрам и т.д. Проследить путь мастера в хронологической последовательности -- летописно -- не пытался никто. Не только потому, что этот путь продолжался. Он закончился 6 апреля 2006 года, в пятидесятый театральный сезон Боровского. Проделать такую работу можно было, зная все или почти все спектакли мастера. Избирательность любого рода, уместнаяпри написании очерка, статьи, эссе ("наблюдений", "впечатлений", "заметок"), для летописи не допустима. Всех спектаклей, естественно, не мог видеть и автор книги, хотя с 1967 года, на протяжении четырех десятилетий, стремился не пропускать, по возможности, ни одной работы Боровского, писать о каждом его сценографическом решении, фиксировать сделанное художником. В начале 2000Нх годов мой каталог постановок Боровского насчитывал более семи десятков названий. Это позволило задуматься о книге летописного характера.

С другой стороны, Боровский -- единственный российский театральный художник, чье искусство могло быть рассмотрено в контексте исканий мировой сценографии 1960--2000Нх годов -- как явление центральное, первостепенное, определяющее. Возможность посмотреть на творчество Боровского в таком контексте давало мне проведенное ранее исследование -- книга "Искусство сценографии мирового театра. Вторая половина XX века" (М., 2001) (в этой книге о работах, включенных в раздел "Контекст", об их соотношении с основными тенденциями развития мировой сценографии можно прочитать более подробно).

О намерении рассмотреть его творчество как центральное явление современной мировой сценографии и тем более о его "единственности" я в разговоре с Боровским умолчал, зная его исключительную скромность и щепетильность в такого рода вопросах. Мы договорились: будем время от времени встречаться, вспоминать одну за другой каждую работу -- с самого начала и вплоть до последних премьер. Без пропусков. Хотелось услышать, зафиксировать рассказы художника не только о том, что предстало перед зрителями, но и о процессе создания сценографического решения. О рождении замысла. О его истоках, мотивах. О вариантах, которых у Боровского всегда было много, причем не менее содержательных, нежели итоговый. О проблемах воплощения и реализации сценографического решения режиссерами. Договорились, что начнем потихоньку работать, как только у Давида Львовича появится свободное время. Была надежда, что свободное время появится после премьер у Л.Додина, М.Резниковича, А.Тителя. После того как художник закончит чтение корректуры книги "Убегающее пространство". Наконец, после выставки в Боготе. Вечером накануне отъезда Боровский позвонил, сказал: вернется и приступим к работе.

Задуманным разговорам не суждено было состояться. Тем не менее голос Боровского присутствует в этой книге. Его голос -- тексты из книги "Убегающее пространство", из моих записей бесед с художником. Цитаты из моих записей, из других источников, а также высказываний Боровского печатаются принятым в монографии шрифтом. Развернутые фрагменты Боровского звучат виртуально. Принцип прост. Самые первые слова фрагментов набраны тем же шрифтом, что и основной авторский текст. Последующие слова постепенно уменьшаются, как бы "истаивают" -- уходят из пространства монографии в "убегающее пространство" Боровского. Читателю предлагается перенестись на страницу, указанную в аббревиатуре ВГДБ (виртуальный голос Давида Боровского). Возвращение в пространство монографии происходит на заключительной фразе фрагмента: от минимального размера набора начальных слов к шрифту авторского текста.

Книга -- первый в литературе об искусстве сценографии опыт летописи творчества выдающегося мастера. По В.И.Далю, летопись -- "описанье событий, происшествий, год по году". "События" в данном случае -- сценические работы Д.Л.Боровского, которые представлены "год по году" в их хронологической последовательности.


About the author

Victor Beriozkin has a doctorate in Art studies and is one of the leading specialists of the Russian Institute for Art Studies. Professor Beriozkin is also Dean of the Faculty of Art studies at The Natalya Nesterova University. He is the author of 25 books and about 300 articles on the Art of Scenography and the Artists's Theatre.

Currently he is working on the book "The Scenographists of Russia".


Об авторе
Березкин Виктор Иосифович
Выдающийся ученый-искусствовед, историк театра, ведущий специалист в области сценографии мирового и отечественного театра. Доктор искусствоведения, профессор. Лауреат Государственной премии и премии г. Москвы. Автор более 350 статей и около 40 книг по вопросам театрального искусства. Многие его работы посвящены истории, теории, типологической классификации видов сценографических решений спектакля, а также современной практике театральных художников. Творческая деятельность В. И. Березкина без малого полвека была связана с Государственным институтом искусствознания. В. И. Березкину принадлежит первый на русском языке опыт систематического осмысления и классификации классического наследия европейского театрально-декорационного искусства и, что особенно ценно, наследия ХХ столетия. Впервые в театроведении и сценографоведении В. И. Березкин ввел в научный оборот новое явление искусства современности — театр художника. В. И. Березкин — единственный российский искусствовед, который видел 11 Пражских Квадриеннале сценографического искусства 1967–2007 гг., считающихся главным смотром достижений мировой сценографии. Этот опыт позволил ученому обосновать понятие «театр художника» как новый вид искусства, находящийся на пересечении изобразительных искусств и театра, сценического авангарда и неоавангарда. Театру художника В. И. Березкин посвятил ряд монографий. Серия книг «Сценографы России» завершает фундаментальный труд ученого «Искусство сценографии мирового театра».

[наверх]