История человечества свидетельствует, что генеральная задача архитектуры всегда заключалась в том, чтобы не только создавать материальные структуры, в которых обеспечены необходимые условия для жизненных процессов, но и способствовать целесообразной организации этих процессов. Достижению этой цели способствуют особенности восприятия различных соотношений пространств, объемов, плоскостей, цвета, тени и света, контраста, нюансов и т. п., которые используются для того, чтобы создать необходимые жизненные стимулы. И именно поэтому архитектор во все времена эволюции человеческой истории был центральной фигурой, влияющей на соотношение всех этих элементов, определяя тем самым качественный уровень создаваемой им архитектурной среды. Более того, без его управляющих воздействий в процессе создания этой среды немыслима никакая творческая деятельность в проектировании и строительстве архитектурных объектов, являющихся своеобразным выразителем уровня развития того или иного общества. Как видно из рассмотрения фрагментов истории становления и развития проблемы управления проектированием и строительством (Часть I настоящего учебника) уже на заре архитектуры начинают формироваться специфические приемы проектирования и строительства, организации труда, инструменты и механизмы, позволявшие не только обрабатывать и перемещать огромные массы природного строительного материала, но и создавать искусственную материальную среду, способную удовлетворять все основные бытовые, общественные и эстетические потребности человека. Эта среда, будучи материально осмысленной и художественно преображенной умением и искусством древнего зодчего и стала впоследствии началом той великой архитектуры, которая родилась, по словам Геродота, "из практики и теории, украшенной плодами многих наук и разносторонней образованности". Но для достижения этого многим поколениям архитекторов приходилось наряду с решением творческих, художественных задач, искать также и ответы на возникавшие инженерно-технические и организационные вопросы, которые практически представляют основную часть проблемы управления в архитектурно-строительной сфере. Первые документы об этом были обнаружены в Шумере, существовавшем более 5 тыс. лет тому назад. На глиняных табличках древние писцы зафиксировали факты, свидетельствующие о результатах контроля выполненных строительных работ. Некоторые таблички являются своеобразными "страничками" деловой документации, в которой зафиксированы снабженческие, плановые, контрольные функции специально подготовленных людей (теперь мы называем таких специалистов менеджерами). Грандиозные сооружения Древнего Египта удивляют нас организационным талантом древних зодчих и строителей. Ведь даже сегодня, при нынешнем уровне развития архитектурной науки и строительной техники, трудно представить, как можно было организовать управление огромным коллективом рабочих в течение долгих лет, добиваясь достижения изначальной цели. Египтяне широко применяли планирование работ и контролировали ход их выполнения. Около 4 тыс. лет назад был написан трактат "Поучение Птаххотепа" о методах и стиле управления людьми, занятыми на строительстве того или иного сооружения. В этом трактате автор дает, например, рекомендации, как должен реагировать начальник на жалобы подчиненных ему строительных рабочих, какие меры он должен принимать в случае нарушения "правил строительства" и др. Немало записей, относящихся к управленческой мысли было обнаружено при раскопках древних городов. Примерами этого могут служить: кодекс законов царя Хаммурапи в г. Сузы, где немало места отведено правилам строительства; принципы и приемы организации строительных работ, выполняемых по чертежам в г. Баальбек; книга с записями создателя легендарного Иерусалимского храма, который впервые ввел принцип децентрализации в организацию управления, разделив строителей на мастеров, подмастерьев и учеников в г. Иерусалим. Совершенно особое место в этом ряду занимает Библия (написание которой длилось примерно 1500 лет). Она содержит генеральные, общечеловеческие принципы взаимоотношения людей, являющиеся основой успешного управления не только в сфере межличностных отношений, но и производством в любой сфере человеческой деятельности. Это – известные заповеди, описание делегирования полномочий, примеры управления людьми и др. В Древнем Риме император Диоклетиан (300 лет до н. э.) ввел строгую иерархию и понятие "служебной лестницы" в управлении. При этом также были относительно подробно разработаны принципы делегирования полномочий. Несколько позже (во второй половине I в. до н. э.), римляне попытались теоретически сформулировать ряд положений, где наряду с рекомендациями по техническому решению различных конструктивных элементов и деталей зданий, были сформулированы и основные принципы, определяющие взаимоотношения людей в процессе проектирования и строительного производства. Одним из примеров таких работ может служить трактат Витрувия "Десять книг об архитектуре", который стал энциклопедией архитектурно-технических наук своего времени, сочетающей в себе жанры обобщающего теоретического труда и практического руководства архитектурным проектированием. Об этом достаточно подробно говорится в первой части настоящего учебника. Здесь следует лишь подчеркнуть, что это, по-видимому, первая в мире печатная работа, в которой даны ответы на многие вопросы управления качеством проектирования и строительства. Она содержит рекомендации по решению широкого комплекса проблем, начиная с выбора участка для строительства до отделочных работ и с контракта на производство работ до условий взаиморасчетов архитектора с заказчиком. Эти положения множество раз перепечатывались на разных языках, комментировались зодчими, некоторые из них стали фундаментом ряда общепринятых архитектурных постулатов. Особое значение вопросы, связанные с проблемой управления в архитектурно-строительной сфере приобретают в современных условиях нашей страны, где в связи с серьезной социально-политической и экономической перестройкой, изменились условия инвестирования, правила предпроектной подготовки материала, проектирования, согласований, и т. д. В Российской Федерации до недавнего времени в условиях практически полной государственной собственности на недвижимость и землю и абсолютной государственной монополии в проектировании и строительстве, отдельные участники архитектурно-градостроительных отношений не могли проявить себя в качестве отдельных субъектов в этих процессах, поскольку все они по сути являлись лишь объектами системы управления, т. е. служащими одного "хозяина". В подобной ситуации нет нужды в наличии федеральных законов, которые бы регулировали взаимодействия всех участников проектного и строительного процессов. Поэтому роль законодательства до недавнего времени выполняли в основном акты Госстроя СССР и множество технических нормативов (по некоторым данным – более 12 000) по вопросам планирования и проектирования в строительстве. С появлением частной собственности, негосударственных предприятий, субъектов Федерации и самостоятельных, отделенных от государства органов местного самоуправления, появились субъекты права в архитектуре и строительстве, начали проявляться и сталкиваться их противоречивые интересы и все это потребовало разработки и внедрения системы государственного регулирования деятельности в архитектурно-строительной сфере. В этих условиях оказалось принципиально невозможным решать проблемы архитектуры и строительства старыми административными методами. Стала очевидной необходимость создания новой правовой и нормативной базы, которая регулировала бы профессиональную деятельность архитектора. В то же время, являясь неразрывным сплавом искусства, науки и техники, архитектурное творчество требует специальных норм правового регулирования, отличного и от норм "чистого" художественного и научного творчества и от технических норм, где регулирование осуществляется четкими нормативами и правовыми положениями по всем аспектам (время, средства, качество) выполнения работ. Мировая практика, прошедшая аналогичный этап развития значительно раньше России, не имеет примеров действующих законов "об искусстве" или законов "о строительстве". Вместе с тем, все современные развитые государства имеют правовые нормы, в той или иной форме регулирующие архитектурную деятельность. Серьезные социальные изменения и динамизм развития строительной техники в нашей стране способствуют обострению проблемы регулирования "вектора развития" зодчества. Тем более, что сейчас архитекторы получили широкую свободу выбора, как в решении творческих задач, так и в определении широкого спектра технических вопросов, конструктивных средств, строительных технологий, материалов и т. п. Совершенно очевидно, что в этих условиях нужны новые формы управления всеми процессами, связанными с созданием архитектурного произведения. Опыт проектирования свидетельствует, что наиболее эффективной формой управления в сфере архитектуры и строительства в настоящее время является менеджмент, представляющий собой совокупность принципов, методов, средств и форм управления, применяемых с целью повышения эффективности принимаемых проектных решений. Рассмотрению методологических основ менеджмента в архитектурном проектировании и строительстве посвящен настоящий учебник. Этенко Вячеслав Павлович Доктор архитектуры, профессор кафедры архитектуры Государственного университета по землеустройству. Исполнительный секретарь Комиссии по многоэтажному строительству Международного совета по строительству (CIB). Область научных интересов и практической деятельности — проблемы качества архитектурного проектирования и строительства, среди которых: методология управления качеством архитектурных проектов; их правовое и нормативное регулирование; контроль функциональных, технических, эстетических, экологических свойств проектируемых объектов; экономика. По различным аспектам этих проблем имеет более 100 публикаций, в числе которых монографии, учебники, методические указания и другие издания. Некоторые из этих работ переведены на иностранные языки и изданы за рубежом.
|