URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Вишневская И.Л. Мир и война: Очерки из истории русской советской драматургии 1946--1980 годов Обложка Вишневская И.Л. Мир и война: Очерки из истории русской советской драматургии 1946--1980 годов
Id: 87851
665 р.

Мир и война:
Очерки из истории русской советской драматургии 1946--1980 годов

2009. 288 с.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Книга очерков посвящена в основном пьесам, написанным в послевоенное десятилетие: 1946–1956 годы. Она продолжает коллективный труд Отдела театра Государственного института искусствознания, начатый книгами "Парадокс о драме" (1993) о запрещенных пьесах 20–30-х годов и "Музы и пушки" (2002) о драматургии времени Великой Отечественной войны.

В центре внимания авторов творчество таких драматургов, как И.Сельвинский,... (Подробнее)


Содержание
top
Об этой книге
И.Л. Вишневская
 "Минуй нас пуще всех печалей..." (1946–1956)
Н.Г. Литвиненко
 Илья Сельвинский. Театр поэта
О.Е. Григоренко
 Андрей Платонов. Драматургия трагического сомнения
Е.И. Стрельцова
 Часы без стрелок, или драматической писатель Евгений Шварц
Ю.С. Рыбаков
 Софронов
В.В. Гудкова
 "Мы" и "они": антиамериканские мотивы в советской драматургии (1946–1954)
В.А. Максимова
 Константин Симонов. Человек нормы, или "Четыре моих я..."
Т.К. Шах-Азизова
 Накануне: Виктор Розов и другие
И.Л. Вишневская
 Надежды и разочарования (1956–1980)

Об этой книге
top

Книга очерков "Мир и война" рассказывает о пьесах, появившихся после великой Победы, в период с 1945 по 1956 год, когда наметились решительные перемены в политической и художественной жизни страны. Ее структура следует принципам предыдущих изданий ГИИ, посвященных драматическому творчеству в СССР в предшествующие годы: "Парадокс о драме" (о пьесах 20 – 30-х годов) и "Музы и пушки" (о драматургии времени Великой Отечественной войны).

Поскольку нашей задачей было показать реальную жизнь драматургической литературы, не стесняя изложение рамками некой единой творческой школы, авторы предлагают собственные концепции, основываясь на личном отборе фактов, и приходят к собственным выводам, не обязательно совпадающим с итогами других статей. Подобный подход к представлению материала оправдан и тем, что авторами являются признанные театроведы, многие из которых известны также и как активные театральные критики, внесшие заметный вклад в движение культуры. При этом объединяет авторов книги общее убеждение, что драматургия – такой же самостоятельный род литературы, как проза или поэзия, и вовсе не обретает рождения лишь на сценических подмостках. Поэтому в статьях почти нет рассказа о спектаклях, созданных по тем или иным пьесам. Напечатанная пьеса-факт литературы. Относиться к пьесам только как к материалу для театра, только как к канве для сценических поисков – значит отодвинуть в тень и драматургическое Слово, и характеры действующих лиц, и проблемы, волновавшие тех или иных художников. Несомненно, Островский, Чехов, Булгаков, Розов, Володин, Вампилов остаются в первую очередь писателями, создавшими собственный театр жизни, а не только театр театра. Внимание авторов настоящего сборника сосредоточено на явлениях литературы, на творческих победах или поражениях драматических писателей. Они создавали пьесы для театра своего времени, но их пьесы не остались только в нем.

Открывают и заключают книгу статьи И.Вишневской, которые обобщают проблемы, поднятые в сборнике, и дают обзор 50,60,70,80-х годов с точки зрения театрального критика. Автор предлагает разобраться в драматическом противоречии-между светом великой Победы и тьмой, сгущавшейся над судьбами известных драматургов. Ю.Рыбаков в статье об А.Софронове предпринимает попытку объективно разобраться в его творчестве, не сводя разговор лишь к идеологической стороне дела. В.Максимова в работе о драматургии К.Симонова данного периода проявляет стремление присмотреться к странной особенности пьес этого литератора – подчас слабых и далеких от реальности, но в то же время пользовавшихся громким зрительским успехом. Е.Стрельцовой удается во многом по-новому взглянуть на драматические сказки Е.Шварца. Н.Литвиненко исследует поэтическую драму И.Сельвинского. В.Гудкова посвятила работу так называемой антиамериканской драматургии. Назвавшая свою статью "Накануне", Т.Шах-Азизова ведет речь о предощущении новых мотивов жизни и появлении новых драматургических имен. Включена в книгу и статья молодой исследовательницы О.Григоренко, посвященная драматургии А.Платонова.

Хочется надеяться, что книга эта, содержащая многие ранее не известные материалы и оригинальные концепции, станет полезной не только для профессионалов, но и для всех, кто любит русский театр и русскую литературу.