Самая характерная черта начавшегося и идущего XXI столетия – его революционность и нарастание успехов социализма в мировом масштабе. В ряде стран произошли национально-освободительные и социалистические революции, а также своеобразные "бархатные", "оранжевые" и подобные революции или контрреволюции. На это обращают внимание многие философы, аналитики, политологи, социальные ученые в России и за рубежом. В тезисах под названием "Новый мировой беспорядок и борьба за социализм", представленных группой "Социалистическое будущее" из Великобритании на Московскую международную научную конференцию от 16–18 июня 1995 г., говорилось: "Конец XX века – революционный период в истории, когда государство, господствующие классы и их организации не могут больше управлять по-старому, а массы не могут жить по-старому ни в одной стране. Это объективный процесс, развивающийся независимо от мышления как капиталистов, так и трудящихся масс... Зрелость революционной эпохи не тождественна тому, что о ней думают рабочие или люди среднего класса. Люди брошены в прямой конфликт независимо от их намерений или уровня сознательности. Это социальное бытие капитализма и его конкретное отношение к массам. Социалистическое сознание отстает от этого процесса, и в этом вина не рабочего класса, а влияние реформистского, буржуазного мышления, его руководства. Это касается и тех, кто называет себя революционерами, марксистами или троцкистами". Даже Збигнев Бжезинский заявил в 1968 году: "Наша эпоха является не просто революционной эпохой: мы вошли в фазу новой метаморфозы всей человеческой истории. Мир стоит на пороге трансформации, которая по своим историческим и человеческим последствиям будет более драматичной, чем та, что была вызвана французской или большевистской революциями... В 2000 году признают, что Робеспьер и Ленин были мягкими реформаторами". Видимо для З.Бжезинского "революционность эпохи" с ее драматическими последствиями рассматривалась прежде всего как необходимый последний и решительный "революционный" удар капитализма по социализму. То есть как организованная и руководимая мировым империализмом, и прежде всего империализмом США, решительная, жесточайшая и беспощадная, не чета французской 1789–1794 годов и большевистской 1917 года революциям с "мягкими" Робеспьером и Лениным, антисоциалистическая и антикоммунистическая контрреволюция, уничтожающая и окончательно "зачеркивающая" мировой социализм, ставящая на нем историческую точку. Получилось так, что эти "революционные" предсказания З.Бжезинского от 1968 года действительно сбылись к 2000 году и после него. Но вовсе не в ожидаемом им, а в противоположном виде и направлении. Ведь он никак не мог тогда предположить, что с рубежа XX–XXI веков в мире начнет действовать прямо обратная тенденция, а именно антикапиталистических, левых, социалистических революционных выступлений и действий трудящихся масс и народов на многих континентах планеты, что усилится и станет нарастать мощный прогресс стран социализма во всем мире. В человеческой истории существенное ускорение общественного развития в мире и его революционизирование произошло уже в XIX столетии, особенно в его второй половине. Блестящий анализ данного процесса был осуществлен К.Марксом и Ф.Энгельсом, сформулировавшим основные положения марксизма как диалектико-материалистической философии, мировоззрения и теории общественно-исторического развития. В начале XX века под руководством В.И.Ленина в России в 1917 году была осуществлена Великая Октябрьская социалистическая революция, прорвавшая единый фронт мирового капитализма и практически утвердившая становление в мире первой ступени новой, коммунистической общественно-экономической формации – социализма. С тех пор – с 1917 года – мир раскололся на две противоположные общественные системы – капитализм и социализм – и этот важнейший исторический раскол в мире, при всех перипетиях в развитии капитализма и социализма, продолжается до сих пор. Научное объяснение данных начавшихся исторических процессов было дано ленинизмом как диалектико-материалистическим мировоззрением и теоретико-практическим учением о действиях человека, людей, народных масс, прежде всего о революционных, социалистических действиях, о практике созидания нового, социально справедливого, социалистического мира. После победы революции Октября 1917 года и образования СССР социализм в Советском Союзе за краткий исторический период и в тяжелейших внутренних и внешних условиях добился выдающихся успехов. Из отсталой в прошлом аграрно-промышленной, деревенской и неграмотной страны СССР по экономическим показателям стал второй супердержавой мира после США и первой в Европе. После второй мировой войны в результате народных освободительных и социальных революций на путь социализма встали Китай, Вьетнам, Северная Корея, Лаос, Куба, многие страны Центральной и Восточной Европы. Образовалась мировая система социалистических стран Европы, Азии, Америки в составе 15 государств как противоположный вектор и антагонист системы стран капитализма. Следующий удар мировому империализму нанесли национально-освободительные революции в бывших колониях империалистического мира. Многие страны Азии, Африки, Латинской Америки добились независимости и после многолетнего колониального ига, приведшего к их колоссальной отсталости, встали на путь экономического восстановления и развития. Они образовали в глобальном мире третью систему – систему развивающихся стран и государств, наряду с первой системой – капиталистической, и второй системой – социалистической. Многие из развивающихся стран Африки и Азии избрали в разное время для себя путь социалистической ориентации. Данное глобальное разделение мира во второй половине XX века на три главные социальные системы – капиталистическую, социалистическую, развивающихся стран, при всех сложностях и поворотах в каждой из них и в их соотношении – тем не менее сохранилось и перешло в конкретном виде и в XXI столетие. Конец XX века ознаменовался массированным контрреволюционным наступлением империалистического мира на всегда ненавистный ему социалистический мир и на мир независимых развивающихся стран, особенно с социалистической ориентацией. Основой этого колоссального глобального контрреволюционного преобразования стало ослабление, подрыв и устранение социализма в самой первой, могущественной и великой социалистической державе – в СССР, начиная с 1985 года при М.С.Горбачеве, и уничтожение самого СССР в 1991 году в угоду США, Запада и российской реакции с помощью зловещего разрушителя Б.Н.Ельцина. За этим последовали поддержанные или прямо организованные спецслужбами США (ЦРУ) и других ведущих западных стран контрреволюционные перевороты – как их назвали "бархатные революции" – в странах Центральной и Восточной Европы, изменения в развивающихся странах, прежде всего социалистически ориентированных. Казалось бы, капитализм полностью и окончательно "победил" столь ненавистный ему социализм и коммунизм и установил снова, как и до начала XX века, свое единовластное мировое господство. Недаром в США был провозглашен соответствующий миф о "конце истории" (Фрэнсис Фукуяма). Но "конец истории" не наступил и мир не стал снова единокапиталистическим. История не была ни полностью возвращена назад, ни полностью контрреволюционно прокапиталистически переделана. Хотя из 15 бывших социалистических стран в мире в конце XX века осталось пять-четыре страны в Азии (Китай, Вьетнам, КНДР, Лаос) и одна страна в Америке (Куба) – но они уверенно продолжили, учитывая как положительные, так и негативные уроки развития СССР последних десятилетий, победоносное и мощное движение вперед, особенно Китайская Народная Республика, неуклонно превращающаяся в новую социалистическую сверхдержаву мира. Не потеряли своей активности и независимой линии действий и многие развивающиеся страны, натерпевшиеся от многовекового империалистического угнетения. Тем самым история и в конце XX века продолжила свой естественно-исторический путь по замене несправедливого и эксплуататорского капиталистического общества, как бы он не менялся и не приукрашивался, на новое, социально справедливое, подлинно народное, гуманное и всесторонне прогрессирующее социальное общественное устройство – на обновленный социализм XXI века и в перспективе на коммунизм. На рубеже двух столетий – двадцатого и двадцать первого – новой властью был остановлен буквально на крайней точке развал и распад квазикапиталистической России, поощряемый мировой реакцией США и Запада и направляемый реакционной российской буржуазией. Россия благодаря путинским эволюционным реформам 2000–2007 годов стала выпрямляться, вставать с колен, переходить к созидательному, независимому курсу развитию. Но эти реформы не вывели Россию из экономической отсталости, социального раскола и общественной неопределенности. Линия путинизма практически исчерпала себя. Россия в XXI веке оказалась перед необходимостью крупного поворота революционного характера в общественном и цивилизационном развитии, несомненно левого и социально справедливо ориентированного направления, и в оптимальном плане – в направлении обновленного социализма XXI века. Первые же годы XXI столетия убедительно заявили о начале новой и победоносной эпохи роста и расширения социализма в мире. Мир резко повернул влево – к народным революциям и к становлению на социалистический путь развития. К перешедшим из XX века пяти социалистическим государствам присоединились еще шесть. Мощный левый, "красный" поворот произошел под боком у главной империалистической державы – США – в Латинской Америке. Завоевав власть, народы Венесуэлы, Боливии, Эквадора, Никарагуа во главе со своими революционными лидерами провозгласили курс на построение социализма XXI века. В Африке в Южно-Африканской Республике многолетняя борьба коммунистов и народа против апартеида и расизма завершилась их победой и поворотом ЮАР в народную и социалистическую перспективу. В Европе – Белоруссия, единственная из 15 бывших республик СССР, благодаря народной линии действий их лидера развивается как социально справедливая, фактически социалистически ориентированная страна. Итого ныне в начале XXI века в мире сложилась и наращивает свою экономическую, социальную, духовную мощь глобальная система одиннадцати социалистических и социалистически ориентированных государств в Азии, Америке, Африке, Европе. Главный вывод заключается в том, что XXI век стал не только и не просто новой эпохой мощного подъема социализма в мире, но и эпохой, практически обеспечившей уже бесповоротно, "уже навсегда" и необратимо рост и возвышение социализма в глобальном масштабе. Социализм в XXI столетии уверенно побеждает и превосходит капитализм системно и по всем главнейшим показателям: по экономической мощи, по производительности труда, по совершенствованию народно-демократической власти, по упрочению социальной справедливости и росту благосостояния людей, всего народа. Социализм уверенно доказывает в XXI столетии свое преимущество, новаторство, превосходство и притягательность по сравнению с капитализмом, свою надежную перспективность в развитии, устремленную в коммунистическое будущее. Будущее XXI столетия – за социализмом и коммунизмом. Реальность бродит по миру – реальность революции и социализма! Вадим Сергеевич СЕМЕНОВ Известный советский и российский философ и общественный деятель, один из ведущих представителей философской науки в сфере социальной философии и исторического материализма. Доктор философских наук, профессор. Основная часть творческой жизни связана с Институтом философии РАН. В течение 10 лет (1977-1987) возглавлял центральный философский журнал СССР "Вопросы философии". В. С. Семенов – автор многих книг и статей, в которых проанализированы противоречия современной эпохи, пути и методы движения к общественному согласию, обоснована необходимость движения России по новому пути общественного и цивилизационного развития. Его статьи 1960–1970-х гг. по проблемам противоречий, в том числе и антагонистических, в странах социализма, вызвали большие дискуссии – в них впервые обсуждались проблемы, являвшиеся до того запретными для отечественных обществоведов. Многие высказанные в этот период идеи автора и поныне сохраняют свою научную ценность, служат надежным ориентиром в современной политической деятельности всех сторонников социалистического пути развития нашего Отечества. Работы более позднего времени, в том числе капитальные труды "Конфликты и согласие в современной России" (1998) и "Уроки XX века и путь в XXI век" (2001), содержат серьезный анализ современной российской действительности в связи с мировыми процессами. |