Настоящий сборник продолжает серию изданий, над которой работает коллектив отдела ибероамериканского искусства Государственного института искусствознания. Выпуск 2, как и его предшественник, содержит работы, посвященные различным видам искусства и различным хронологическим периодам развития художественной культуры Испании и Латинской Америки. Жанры статей разнообразны. Теоретические изыскания, поясняющие узловые проблемы культурообразования и функционирования искусства в странах испаноговорящего мира, соседствуют с очерками, посвященными отдельным значительным явлениям, темам и крупным художественным индивидуальностям. Искусство Испании и стран Латинской Америки авторы рассматривают как явление, обладающее отчетливо выраженной национальной и региональной спецификой. Вместе с тем, оно предстает и как своеобразное преломление художественных тенденций, универсальных для того или иного периода развития мировой культуры. Сборник открывается подборкой статей, посвященных испанскому театру. Статья В. Ю. Силюнаса ""Жизнь есть сон" – драма и спектакль" представляет собой органичный сплав театроведения, философии и культурологи. На примере знаменитой пьесы Кальдерона автор рассматривает одну из сложнейших и самых многозначных философских категорий – категорию реальности, интерпретируя ее чрезвычайно тонко и глубоко. Доскональное знание предмета исследования позволило автору убедительно воссоздать особенности восприятия кальдероновской пьесы глазами современников классика испанской драматургии. Благодаря блестящему владению материалом, автор воскрешает для нас не только мироощущение автора шедевра, но и дух эпохи в целом. Вопреки названию, содержание статьи выходит далеко за рамки анализа одного произведения, предельно точно передавая суть барочной театральности в целом. Тему сценического воплощения драматургии Кальдерона развивает статья А. Арефьевой "Свет и звук в комедиях Педро Кальдерона на сценах корралей XVII века", посвященная изучению и реконструкции спектакля Золотого века. На примере комедий одного из корифеев испанской сцены здесь рассматривается светозвуковая партитура спектакля в Испании XVII в. и исследуется, каким образом выразительные средства, заложенные Кальдероном в тексты его комедий, преобразовывались на подмостках корралей в яркие сценические эффекты. А. Арефьева выделяет особый аспект значения слова в спектаклях эпохи барокко – его роль в создании зрительных и слуховых образов. Работа В. Куприной "Образы смерти в творчестве Федерико Гарсиа Лорки" написана в свободной форме эмоционального эссе. Заслуживает уважения смелость молодой исследовательницы, дерзнувшей выбрать для своей работы одну из ключевых тем, пронизывающих лирику и драматургию Лорки, и на множестве впечатляющих примеров показать неоднозначность и многогранность ее звучания, обретаемого под пером поэта. Следующий, музыковедческий блок представлен тремя статьями, две из которых посвящены испанской музыке, одна – бразильской. Все три статьи представляют фактически новый для отечественной науки о музыке материал, который подвергается разностороннему анализу. В каждом случае автор ставит задачу не только познакомить читателя с мало известной за пределами региона страницей в истории ибероамериканской музыкальной культуры, но и осмыслить данное явление в новейшем научном контексте, дать современный и адекватный историко-теоретический ракурс в его рассмотрении. Статья М. Моисеевой посвящена интереснейшей и малоизученной у нас проблеме – испанскому органу периода позднего Ренессанса и барокко. Через историю конкретного инструмента – органа, имеющего, как известно, в силу его назначения особый статус, автор погружает читателя в атмосферу искусства этого периода, описывая различные типы инструментов, их внешний вид, характер звучания. В орбиту внимания М. Моисеевой попадает широкий круг аспектов, включая особенности органостроения, конструкции, разновидности инструментов, что так или иначе связано с региональными традициями и школами. Автор уделяет важное внимание особенностям социального бытования инструмента в условиях церковной практики и придворной культуры. Завершает статью анализ репертуара, включающего религиозные и светские жанры. В целом складывается целостная и ясная картина бытования органа в Испании в контексте особого преломления здесь ренессансной и барочной культуры. Статья И. Кряжевой переносит читателя в другую эпоху, в Испанию XIX – начала XX вв. И вместе с тем, внутренне она связана с работой М. Моисеевой, т. к. здесь идет речь о Новом музыкальном Возрождении в испанской музыке, которое выстраивало свой особый диалог с наследием испанского Ренессанса и Барокко. Статья имеет двуединую задачу. Во-первых, нам предложен сжатый обзор одной из магистральных линий испанской музыки XIX в., а именно – той, что была связана с развитием музыкального театра, и в первую очередь оперы, включая собственно испанский жанр сарсуэлы. Второй важнейший аспект работы – анализ идеологии Нового Возрождения, создателем и ярым пропагандистом которой был Фелипе Педрель. В том, чтобы воздать должное этому крупнейшему музыканту и мыслителю и проанализировать его концепцию, с одной стороны, как органичное и исторически обусловленное явление в условиях испанской культуры, а с другой – в контексте эстетических воззрений крупнейших композиторов первой половины XX в., в частности Бартока, Хиндемита, состоит основная задача автора. Статья Н. Ренёвой "Народное шоро как традиция музицирования в Бразилии" обращена к удивительно красочному и самобытному явлению бразильской народной музыки – шоро. Своеобразная музыкальная традиция шоро занимает особое место в бразильской городской культуре. Будучи разновидностью устного музыкального профессионализма, шоро оказало значительное влияние на развитие "письменной" профессиональной музыки академического направления. Однако в отличие от последней, достаточно хорошо изученной области музыкального творчества, шоро в музыковедческой литературе (в особенности, на русском языке) не получило заслуженного освещения. Молодой исследователь дает возможность читателю стать свидетелем формирования этой смешанной по своему происхождению традиции музицирования среди негров-рабов, очутиться в кварталах Рио-де-Жанейро, где в удивительно свободной обстановке развивали и совершенствовали свое музыкальное искусство негры и мулаты, познакомиться с самыми крупными шоро-музыкантами, завоевавшими международное признание. Но прежде всего традиция музицирования шоро осмысливается автором как самобытный пласт культуры Латинской Америки, который по ряду фундаментальных параметров можно сопоставить с другими не менее яркими явлениям латиноамериканской музыки, такими как аргентинское танго, кубинский сон и даже североамериканский джаз. Работа предлагает самостоятельную теоретическую концепцию, четко выстроенную и аргументированную, которая базируется на новейших отечественных и западных исследованиях. Две искусствоведческие работы посвящены темам, по-своему ключевым для изобразительного искусства Испании и Латинской Америки. Н. А. Шелешнева-Солодовникова в статье "Портрет в творчестве Эль Греко" обращается к анализу портретной концепции в живописи мастера, ставшего одной из ключевых фигур маньеристской эпохи, переходной как в мировоззренческом, так и в стилистическом отношении. Портретная живопись пришельца с православного Востока предстает перед нами как порожденный уникальностью времени и творческой индивидуальности мастера пример того, как манера, не утратившая связи с особенностями византийской иконописи, рождает неподражаемый результат в ходе взаимодействия на испанской почве с изобразительной традицией католического Запада. Индейская тема лейтмотивом звучит в искусстве латиноамериканских стран, значительную долю населения которых составляют коренные уроженцы континента, названного европейцами Америкой. На примере мексиканского искусства Е. А. Козлова в статье "Грани индейской темы в мексиканской живописи" показывает, что образ индейца неизменно присутствует в художественном сознании нации, вобравшей в себя индейскую кровь и сохранившей индейскую историческую память. На каждом из этапов оформления самосознания нации этот образ наполняется различным содержанием. В зависимости от специфики исторических эпох и особенностей их художественного сознания он то перемещается на периферию поля зрения художников, то становится для них ключевым. Статья важна как опыт возвращения в нашей искусствоведческой науке к индейской проблематике, в последнее время несколько подзабытой. Особое звучание индейская тема обретает в свете разворачивающейся на наших глазах культурной глобализации, порождающей проблемы, с которыми неизбежно сталкиваются мультиэтнические общества, к числу которых принадлежит и мексиканское. Культурологический блок, завершающий сборник, открывается статьей Д. Федосова "Народное религиозное сознание и образы святых в Испании XVI – середины XVII веков". В ней на конкретных примерах рассматриваются некоторые аспекты, связанные с бытованием религиозного искусства в Испании Золотого века. Как показывает автор, на волне борьбы с протестантизмом католическая церковь оказывает искусству мощную поддержку, вследствие чего в эпоху Контрреформации культовое искусство католиков поражает своим великолепием. Но ученые-теологи отмечают и оборотную сторону пышного расцвета церковного искусства той эпохи: множество бытующих в народном сознании суеверий и языческих пережитков проявляют себя в форме выходящего далеко за рамки церковной ортодоксии, почти идолопоклоннического отношения массы верующих к статуям святых. Автор подробно останавливается на характерных чертах культа святых на Иберийском полуострове, отмечая важнейшую роль Девы Марии в христианском "пантеоне" и прослеживая особенности почитания чудотворных статуй Богоматери. Тема статьи Ю. Н. Гирина – "Авангард между Испанией и Латинской Америкой". В работе глубоко проанализированы особенности бытования авангарда, как одного из ярчайших художественных феноменов XX в. Процесс рассматривается на примере как в Испании, так и Латинской Америки в целом, включая не только в испаноязычные страны. И на Пиренейском полуострове, и в государствах Нового Света, долгое время пребывавших в политической и культурной зависимости от пиренейских метрополий, бытование авангарда обладало рядом черт, специфических для культур пограничного типа. В Испании универсальные культурные веяния сказались весьма косвенным образом; они оказали здесь скорее стимулирующее воздействие, пробудив мощнейшие механизмы национальной культурной памяти. В Латинской Америке, по мнению автора данной теоретической работы, общий механизм рецепции, ассимиляции и инкорпорации авангардистских новаций предполагал не просто их транскрипцию на языки национальных культур, но подразумевал их переработку и встраивание в собственный текст культуры. В целом эпоха авангарда и в испанском, и в латиноамериканском культурном мире охарактеризовалась регионально детерминированной смещенностью в стадиальном и в типологическом планах. В Испании искусство авангарда в разных видах искусства породило плеяду крупнейших творцов, обусловивших вектор развития национальной культуры и повлиявших на формирование общемирового культурного ландшафта. В Латинской Америке (за исключением Бразилии) авангардизм как целостный художественно-социальный феномен в полной мере не состоялся в основном по той причинеВ что его программа растворилась в фундаментальной латиноамериканской парадигме самосозидания. Поэтому манифестации авангардизма в латиноамериканском культурном мире носили преимущественно культуросозидающий характер. Общим же для обоих культурных миров являлось безусловное превалирование индивидуально-личностного начала над цеховым, коллективистским. Авторы сборников "Проблемы ибероамериканского искусства" не ставят перед собой задачи сделать каждый из выпусков тематическим изданием. Тем не менее, в совокупности уже подготовленные и, если такое окажется возможно, будущие выпуски должны познакомить читателя с материалом, дающим достаточно целостное представление о наиболее характерных явлениях и тенденциях, присущих культурной жизни и различным видам искусства ибероамериканского региона. Книга адресована как искусствоведам различной специализации, так и широкому кругу читателей, интересующихся прошлым и настоящим культуры и искусства Испании и стран Латинской Америки. |