Моим родителям
Необходимость обращения к проблемам, анализ которых составляет содержание данной книги, определяется, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Первое из них носит объективный характер, будучи связанным с теми принципиальными трансформациями, которые испытывает сегодня культура. Второе обусловлено желанием осмыслить динамизм социокультурной среды и противоречивость происходящих в нем процессов, тем более что подобные изменения характеризуются как стремительностью их осуществления, так и, главным образом, их качественным содержанием. Современное общество отличается невиданным усложнением социальной организации, интенсификацией культурных связей и обменов, ростом культурного многообразия, отходом от господствующей в эпоху массового индустриального общества унификации и стандартизации. В подобных обстоятельствах формируется человек, обладающий критическим сознанием и стремлением к развитию своего творческого потенциала, более свободный в реализации повседневных потребностей, в общении и образовании, в стремлении к увеличению свободного времени, в практиках самопрезентации. Однако верно и другое – скорость внедрения инноваций в технологической сфере и в сфере социокультурной подчас включают мощный инерционный механизм самоосуществления, когда человек подчас утрачивает возможность не только активно участвовать в этих процессах, но даже осмысливать их. Необходимо также иметь в виду, что развитие современных общественных систем не только стремительно, но и чрезвычайно противоречиво – так, универсализирующие тенденции, связанные с глобализацией, порождают, одновременно, и стремление к локализации; развитие информационных технологий, задающих определенный формат трансляции информации, актуализирует традиционные формы коммуникации; распространение ценностей западного мира вызывает внимание к собственным культурным традициям; одновременно –этнокультурное развитие осуществляется параллельно с падением статуса национального государства и национальной культуры. Эти противоречия рождают следующие вопросы: как должна развиваться современная культура, чтобы сочетать и универсальное и локальное; как на практике должен осуществляться принцип диалогического соотношения между культурами и где должна проходить граница взаимодействия, за пределами которой начинается утрата собственной самотождественности культуры; где проходит водораздел между культурным влиянием и культурной экспансией; как сохранить культурную специфику и быть современным, входя в информационное общество; можно ли рассматривать технологический прогресс в качестве культурного прогресса; влияют ли новейшие средства коммуникации на качество сознания и восприятия, а если влияют, как именно? Осмысление этих общественных и культурных трансформаций – дело весьма трудное, но чрезвычайно необходимое и интересное. В своей книге автор следует от онтологии к феноменологии, посвящая первый ее раздел анализу культуры в условиях глобализации и информатизации. Здесь культура рассматривается как основа развития личности, приводящего в постиндустриальном и информационном обществе к явлениям персонализации и индивидуализации, анализируется в аспекте соотношения этнического и национального аспектов, проявляющихся особенно явно в условиях глобализации, представляется в ракурсе различных идентификационных стратегий, порождаемых различными типами культуры. Во втором разделе критически осмысливаются те новые формы актуальной культуры, которые формируют современное социокультурное пространство и становятся основой формирования картины мира и ценностных представлений современного человека. Наконец последнее замечание, которое касается не содержания, а формы данной работы. Книга не задумывалась как монографическое исследование, она написана, скорее, в виде очерков, посвященных многим из тех проблем культуры, которые активно обсуждались на протяжении последнего десятилетия в отечественной науке. Частично эти статьи были опубликованы (в книге они подверглись существенной переработке), частично – были подготовлены в рамках данного научного проекта, однако все они объединены общим замыслом. Основной идеей книги становится мысль о том, что в условиях усиления противоречивости и конфликтности современного развития, утраты человеком способности сопоставлять свой образ мира с общепринятым в рамках этноса, нации, государства, класса или любой иной общности, в условиях падения значения национальной культуры и усиления значимости локальных культурных образований, единственной приемлемой формой взаимоотношения культур и народов, единственной основой современного культурного и цивилизационного равновесия становится диалог как форма взаимодействия, направленного на предотвращение локальных и глобальных социальных катаклизмов и основанного на толерантности идеологий и культур. Анна Владимировна КОСТИНА Доктор философских наук, доктор культурологии, заведующая кафедрой философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Автор монографий "Массовая культура как феномен постиндустриального общества" (5-е изд. URSS, 2011), "Диалектика массового и элитарного в современной культуре", "Эстетика рекламы", "Национальная культура – этническая культура – массовая культура" (URSS, 2009), "Теоретические проблемы современной культурологии: Идеи, концепции, методы исследования" (URSS, 2009), "Культурная политика современной России: Соотношение этнического и национального" (2-е изд. URSS, 2010; совм. с Т.М.Гудимой), "Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики" (URSS, 2010), "Интернет-сообщества: что обсуждается в Интернете?" (URSS, 2011). Работы А.В.Костиной посвящены, преимущественно, проблемам, связанным с массовой культурой: ее соотношению с народной культурой, специфике проявления массового и элитарного в отечественной культурной практике 20–30-х гг. XX века, массовому сознанию и управлению им, соотношению национальной и этнической культуры. |