URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Костина А.В. Национальная культура --- этническая культура --- массовая культура: 'Баланс интересов' в современном обществе Обложка Костина А.В. Национальная культура --- этническая культура --- массовая культура: 'Баланс интересов' в современном обществе
Id: 84042
439 р.

Национальная культура — этническая культура — массовая культура:
"Баланс интересов" в современном обществе

URSS. 2009. 216 с. ISBN 978-5-397-00232-5. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Развитие современной культуры отличается принципиальными трансформациями и противоречивостью. Эти противоречия рождают следующие вопросы: как должна развиваться современная культура, чтобы сочетать и универсальное, и локальное; как на практике должен осуществляться принцип диалогического соотношения между культурами и где должна проходить граница взаимодействия, за пределами которой начинается утрата собственной самотождественности культуры; где проходит... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
Раздел I Культура в условиях глобализации и информатизации: противоречия и перспективы развития
Глава 1.Особенности развития культуры в информационном обществе: революционные и эволюционные тенденции
 1.1.Знание и информация как основа постиндустриальной экономики
 1.2.Ориентация на индивидуальные потребности: тенденция или культурная доминанта?
 1.3.Персонализация или массовизация: дилеммы современного развития
Глава 2.Информационное общество и традиционная культура: Pro & Contra
 2.1.Обращение к традиции как парадокс развития информационного общества
 2.2.Факторы, способствующие активизации потенциала традиционной культуры
 2.3.Трактовка традиции в отечественной и западной науке: специфика подходов
Глава 3.Глобализация и этнокультурный ренессанс начала XXI в.: "Реквием по этносу" или "Виват, этнос!"? 
 3.1.Современный этнокультурный ренессанс и его особенности
 3.2.Традиционность и консерватизм как доминанты этнической культуры
 3.3.Национальная культура как воплощение принципов модерна
 3.4.Тенденции, свидетельствующие о падении статуса национальной культуры
Глава 4.Этнос – нация – масса: доминирующие стратегии идентификации
 4.1.Этническая идентичность: родовые характеристики идентичности. Специфика трактовки в рамках мультикультуралистской парадигмы
 4.2.Национальная культура: гражданство как основа идентификации
 4.3.Потребление как основа идентификации в массовом обществе
Глава 5.Принципы диалога как основание национальной культуры
 5.1.Диалог как особая форма взаимодействия: к определению понятия
 5.2.Национальная и этническая культура в ситуации диалога: пределы и возможности
 5.3.Толерантность и понимание как основа и условие диалога
Глава 6.Традиционная культура в законодательных и нормативных актах: международный опыт и российская специфика
 6.1.Аутентичность в мире высоких технологий: возможно ли это?
 6.2.Субъект традиционной культуры как субъект авторского права
 6.3.Народная культура как коммерческое предприятие
Раздел II Актуальные формы современной культуры: особенности, противоречия, суждения
Глава 7.От масскульта и "революции потребления" – к индивидуалистическому нарциссизму: жизненные стратегии поколений "шестидесятых" и "2 -х"
 7.1."Революция потребления" и революция "новых левых" как разнонаправленные социальные движения
 7.2.Ситуация завершения "проекта модерна" и идеология "поколения 6 -х"
 7.3.Поколение 2 -х: от воинствующего индивидуализма 6 -х к индивидуализму нарциссического типа
Глава 8."Ценность" – vs – "польза": Реклама как фактор формирования аксиологического пространства современного общества
 8.1.Исследование аксиологической проблематики в США
 8.2.Понимание категории ценности в границах позитивизма: от аксиологии – к праксеологии
 8.3.Либеральные ценности как универсальные ценности: "за" и "против"
 8.4.Реклама как способ "продвижения ценностей"
Глава 9.Массовая культура и культура народная: от практик сосуществования – к практикам осмысления
 9.1.Массовая и народная культура: научный дискурс как идеологический дискурс
 9.2.Народ – масса: разные стратегии самоосуществления – разные ценностные коннотации
 9.3.Традиция исследования народного искусства: от "фольклора" до "фейклора"
Глава 10.Массовая культура и мифология: от линейности – к цикличности, от цикличности – к линейности
 10.1.Универсальность картины мира массовой культуры как основание ее актуализации в современном обществе
 10.2.Цикличность времени массовой культуры как ее архаическая основа
 10.3.Особенности времени массовой культуры: гетерогенность, дискретность, локальность
Список цитируемой и упоминаемой литературы
Примечания

Введение
top
Моим родителям

Необходимость обращения к проблемам, анализ которых составляет содержание данной книги, определяется, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Первое из них носит объективный характер, будучи связанным с теми принципиальными трансформациями, которые испытывает сегодня культура. Второе обусловлено желанием осмыслить динамизм социокультурной среды и противоречивость происходящих в нем процессов, тем более что подобные изменения характеризуются как стремительностью их осуществления, так и, главным образом, их качественным содержанием. Современное общество отличается невиданным усложнением социальной организации, интенсификацией культурных связей и обменов, ростом культурного многообразия, отходом от господствующей в эпоху массового индустриального общества унификации и стандартизации. В подобных обстоятельствах формируется человек, обладающий критическим сознанием и стремлением к развитию своего творческого потенциала, более свободный в реализации повседневных потребностей, в общении и образовании, в стремлении к увеличению свободного времени, в практиках самопрезентации. Однако верно и другое – скорость внедрения инноваций в технологической сфере и в сфере социокультурной подчас включают мощный инерционный механизм самоосуществления, когда человек подчас утрачивает возможность не только активно участвовать в этих процессах, но даже осмысливать их.

Необходимо также иметь в виду, что развитие современных общественных систем не только стремительно, но и чрезвычайно противоречиво – так, универсализирующие тенденции, связанные с глобализацией, порождают, одновременно, и стремление к локализации; развитие информационных технологий, задающих определенный формат трансляции информации, актуализирует традиционные формы коммуникации; распространение ценностей западного мира вызывает внимание к собственным культурным традициям; одновременно –этнокультурное развитие осуществляется параллельно с падением статуса национального государства и национальной культуры. Эти противоречия рождают следующие вопросы: как должна развиваться современная культура, чтобы сочетать и универсальное и локальное; как на практике должен осуществляться принцип диалогического соотношения между культурами и где должна проходить граница взаимодействия, за пределами которой начинается утрата собственной самотождественности культуры; где проходит водораздел между культурным влиянием и культурной экспансией; как сохранить культурную специфику и быть современным, входя в информационное общество; можно ли рассматривать технологический прогресс в качестве культурного прогресса; влияют ли новейшие средства коммуникации на качество сознания и восприятия, а если влияют, как именно?

Осмысление этих общественных и культурных трансформаций – дело весьма трудное, но чрезвычайно необходимое и интересное. В своей книге автор следует от онтологии к феноменологии, посвящая первый ее раздел анализу культуры в условиях глобализации и информатизации. Здесь культура рассматривается как основа развития личности, приводящего в постиндустриальном и информационном обществе к явлениям персонализации и индивидуализации, анализируется в аспекте соотношения этнического и национального аспектов, проявляющихся особенно явно в условиях глобализации, представляется в ракурсе различных идентификационных стратегий, порождаемых различными типами культуры. Во втором разделе критически осмысливаются те новые формы актуальной культуры, которые формируют современное социокультурное пространство и становятся основой формирования картины мира и ценностных представлений современного человека.

Наконец последнее замечание, которое касается не содержания, а формы данной работы. Книга не задумывалась как монографическое исследование, она написана, скорее, в виде очерков, посвященных многим из тех проблем культуры, которые активно обсуждались на протяжении последнего десятилетия в отечественной науке. Частично эти статьи были опубликованы (в книге они подверглись существенной переработке), частично – были подготовлены в рамках данного научного проекта, однако все они объединены общим замыслом.

Основной идеей книги становится мысль о том, что в условиях усиления противоречивости и конфликтности современного развития, утраты человеком способности сопоставлять свой образ мира с общепринятым в рамках этноса, нации, государства, класса или любой иной общности, в условиях падения значения национальной культуры и усиления значимости локальных культурных образований, единственной приемлемой формой взаимоотношения культур и народов, единственной основой современного культурного и цивилизационного равновесия становится диалог как форма взаимодействия, направленного на предотвращение локальных и глобальных социальных катаклизмов и основанного на толерантности идеологий и культур.


Об авторе
top
dop Анна Владимировна КОСТИНА

Доктор философских наук, доктор культурологии, заведующая кафедрой философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Автор монографий "Массовая культура как феномен постиндустриального общества" (5-е изд. URSS, 2011), "Диалектика массового и элитарного в современной культуре", "Эстетика рекламы", "Национальная культура – этническая культура – массовая культура" (URSS, 2009), "Теоретические проблемы современной культурологии: Идеи, концепции, методы исследования" (URSS, 2009), "Культурная политика современной России: Соотношение этнического и национального" (2-е изд. URSS, 2010; совм. с Т.М.Гудимой), "Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики" (URSS, 2010), "Интернет-сообщества: что обсуждается в Интернете?" (URSS, 2011). Работы А.В.Костиной посвящены, преимущественно, проблемам, связанным с массовой культурой: ее соотношению с народной культурой, специфике проявления массового и элитарного в отечественной культурной практике 20–30-х гг. XX века, массовому сознанию и управлению им, соотношению национальной и этнической культуры.