URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Демченко А.В. Палестинская проблема в политике Иордании: 1947--1967 Обложка Демченко А.В. Палестинская проблема в политике Иордании: 1947--1967
Id: 83378
1399 р.

Палестинская проблема в политике Иордании:
1947--1967

2009. 208 с. Букинист. Состояние: 4+. блок 5, потерта обложка.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В книге исследуется политика иорданского королевства в ближневосточном конфликте с учетом его территориальных интересов и династических амбиций его правителей. Для исследования выбран малоизученный период 1947–1967 гг., когда иорданским руководством была решена задача присоединения части Палестины (Западный берег реки Иордан) к Трансиордании, которая находилась в составе королевства до ее оккупации Израилем в 1967 г.... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение. Иорданский фактор в ближневосточном конфликте: история и современность
Глава 1.Палестинский вопрос в иордано-израильских отношениях (1947–1967)
 1.1.Создание Трансиордании и место Палестины в ряду ее внешнеполитических приоритетов
 1.2.Позиция Трансиордании по палестинской проблеме в период правления короля Абдаллы: поиски путей мирного урегулирования (1947–1951)
 1.3.Иордано-израильская политика "мирного сосуществования" (1951–1963)
 1.4.Отношения между Иорданией и Израилем в период эскалации ближневосточного конфликта (1964–1967)
Глава 2.Отношения Иордании со странами Арабского Востока в контексте ближневосточного конфликта (1947–1967)
 2.1.Противоречия Трансиордании с арабскими странами по палестинскому вопросу (1947–1951)
 2.2.Влияние "арабской холодной войны" на политику Иордании по палестинской проблеме
 2.3.Место и роль Иордании в нарастании арабо-израильской конфронтации (1964–1967)
Глава 3.Западный берег реки Иордан под властью хашимитских королей (1948–1967)
 3.1.Присоединение Западного берега реки Иордан королем Абдаллой
 3.2.Борьба королевского режима с внутрииорданской палестинской оппозицией (1951–1963)
 3.3.Отношения между Иорданией и Организацией освобождения Палестины (1964–1967)
Заключение
Библиография
 I.Источники
 II.Литература
 III.Пресса

Введение
top

Иорданский фактор в ближневосточном конфликте: история и современность

Ближневосточный конфликт представляет собой одиниз самых затяжных конфликтов современности. Большинство историков отсчитывает его начало с принятия 29 ноября 1947 г. Генеральной ассамблей ООН резолюции N181(II), рекомендовавшей раздел Палестины на два государства: палестинское (арабское) и еврейское, а также выделение Иерусалима, как города трех мировых религий (ислама, христианства и иудаизма), и особо спорной территории в качестве отдельной единицы (corpus separatum) под управлением ООН с пересмотром статуса города на референдуме его жителей через десять лет. Резолюция была принята сионистским движением, палестинские арабы и Лига арабских государств ее отвергли, считая решение ООН несправедливым и ущемляющим интересы арабского большинства ради учета национальных устремлений палестинской еврейской общины. Тем более что ее численность еще в конце XIX в. была незначительной. В 1897 г. состоялся 1-й Сионистский конгресс, главной задачей которого было "заложить краеугольный камень дома, который станет убежищем для еврейского народа" на палестинской земле. В связи с началом массовой иммиграции евреев в Палестину в конце XIX – начале XX в. некоторые историки склонны указывать на более раннюю дату возникновения ближневосточного конфликта, что в определенной мере справедливо, так как уже в 20-е и 30-е гг. произошли первые значительные вооруженные столкновения между евреями и арабами.

Исследование политики Иорданского Хашимитского Королевства контексте ближневосточного конфликта актуально не только потому, что оно проявляло интерес к событиям в Палестине с 20-х гг. (практически с самого начала арабо-еврейского противостояния) и было непосредственно вовлечено в конфликт. Суть в том, что главной целью правившей в стране хашимитской династии было расширение владений за счет Палестины и сохранение приобретенных территорий. Также иорданские короли из династии Хашимитов, ведущие свой род от пророка Мухаммеда, были хранителями мусульманских святынь в Иерусалиме.

Первый иорданский правитель король Абдалла, создав иорданское королевство как государство практически с нуля и укрепив свою власть в 20–30 гг., успешно реализовал свои аннексионистские планы в Палестине, присоединив Западный берег р.Иордан, включая Восточный Иерусалим с его святыми местами, к Трансиордании по итогам арабо-израильской войны 1948–1949 гг. На протяжении последующих почти двух десятилетий эта часть Палестины оставалась хашимитским владением вплоть до неудачной для арабского мира Шестидневной войны 1967 г., когда она попала под израильскую оккупацию.

Стремлением к территориальной экспансии не ограничиваются особенности подхода Иордании к конфликту. Необходимость реализации геополитических интересов хашимитского королевства в Палестине привела к тому, что для него, в отличие от других арабских стран, одной из важнейших задач стало взаимодействие с Израилем по палестинскому вопросу. Сторонам удалось достичь определенного уровня взаимопонимания и негласных взаимных гарантий неприкосновенности территориальных приобретений в период с 1949 по 1967 гг.

Особый подход хашимитских королей к ближневосточному конфликту усложнил отношения Аммана с арабским миром, тем более что фоном для него послужили межарабские противоречия. Кроме того, для палестинских арабов, составлявших две трети населения Иордании в период с 1950 по 1967 гг. и больше всего пострадавших в первой арабо-израильской войне, одной из важнейших задач было восстановление своих прав в Палестине. Это, по их мнению, могло произойти в результате новой, победоносной войны арабского мира с Израилем, что подразумевало участие в конфликте и Иордании. Для иорданских правителей это означало изменение status quo, сложившегося после арабо-израильской войны 1948–1949 гг.

Таком образом, исследование политики Иордании в ближневосточном конфликте позволяет, с одной стороны, рассматривать сложившуюся модель ее сосуществования с Израилем, а с другой, проанализировать существовавшие ограничители. Кроме того, двадцатилетний период истории палестинского Западного берега и Иордании в составе единого государства представляет интерес потому, что именно в 1947–1950 гг. и в 1967 г. сформировались территориальные и демографические параметры палестино-израильского конфликта, которые не утратили своей актуальности по сей день.

С потерей Иорданией Западного берега в 1967 г. особые иордано-израильские отношения не прекратились. По мнению израильского руководства, аннексия всех оккупированных палестинских территорий была бы губительна для Израиля, так как в этом случае палестинские арабы стали бы составлять большинство его населения, что потребовало бы либо предоставления им статуса израильских граждан (это означало бы конец еврейского характера государства), либо введения системы апартеида и особого статуса для арабов-палестинцев, что привело бы к превращению Израиля в недемократическое государство и негативным международным последствиям. Итогом этих рассуждений стало появление так называемого "иорданского варианта" как способа урегулирования палестинской проблемы. По мысли израильских политиков, он заключался в том, чтобы вернуть Иордании в обмен на мирный договор часть оккупированной территории за исключением Иерусалима и некоторых районов Западного берега, сохранение которых требовала задача обеспечения безопасности восточных границ Израиля. Главным сторонником "иорданского варианта" был видный израильский политик, член Партии труда Шимон Перес, который, занимая кресло министра обороны в 1974–1977 гг. и премьер-министра в 1984–1986 гг., вел переговоры с иорданским королем Хусейном об урегулировании конфликта. Однако для Иордании был абсолютно неприемлемым отказ от Восточного Иерусалима, и она не могла пойти на заключение сепаратного мирного договора с Израилем. Несмотря на неудачу на переговорах, хашимитское королевство по договоренности с Израилем продолжало играть важную роль в жизни Западного берега, назначая палестинских чиновников, выплачивая им зарплату, сохраняя экономические связи оккупированных территорий с Иорданией. Эта практика получила название "политики открытых мостов".

Рост палестинского самосознания, распространение идей палестинского национализма и укрепление Организации освобождения Палестины (ООП), признанной в резолюциях ЛАГ (Лига арабских государств)и ООН в 1974 г. единственным законным представителем палестинского народа, с течением времени все более уменьшали шансы на мирное урегулирование на основе "иорданского варианта". Это подтвердило восстание палестинцев на оккупированных территориях в 1987–1991 гг., что привело к объявлению 31 июля 1988 г. королем Хусейном о разрыве политических и административных связей с Западным берегом.

Однако с началом палестино-израильского мирного процесса в 1991 г. и подписанием Израилем и ООП в 1993 г. "Декларации о принципах организации временного самоуправления" иорданский фактор продолжал играть значимую роль в возможных сценариях ближневосточного урегулирования. Израильское руководство опасалось создания независимого палестинского государства, так как его опыт общения с ООП, в отличие от Иордании, на протяжении предыдущих десятилетий был исключительно конфликтным. Кроме того, обеспечение иорданского влияния на Западном берегу означало для Израиля не только гарантии безопасности, но и решение социально-экономических проблем палестинских территорий. Ведущим сторонником идеи палестино-иорданской конфедерации продолжал оставаться Ш.Перес, изложивший свои взгляды на совместное созидательное развитие Израиля, Палестины и Иордании в книге "Новый Ближний Восток", вышедшей в 1993 г. Иордания также была заинтересована в стабильности ситуации на Западном берегу и сохранении своего влияния в Палестине. Совпадение интересов Израиля и Иордании проявилось в иордано-израильском мирном договоре, заключенном 26 октября 1994 г., в котором Израиль признавал за Иорданией статус хранителя исламских святынь в Восточном Иерусалиме.

В последнее время ближневосточный конфликт обогатился новыми противоречиями, отражая глобальные тенденции мировой политики. Он стал приобретать межконфессиональное измерение, все более активную роль начали играть экстремистские исламистские группировки, все более беспощадными стали террористические акты, все более масштабными – действия израильских вооруженных сил на оккупированных территориях.

После провала палестино-израильских переговоров в Кэмп-Дэвиде и начала интифады Аль-Акса процесс мирного урегулирования и создания независимого палестинского государства зашел в тупик. В январе 2006 г. Исламское движение сопротивления (ХАМАС), не признающее договоренностей Осло и права Израиля на существование одержало победу над ФАТХ (Движение за освобождение Палестины)на парламентских выборах в ПА (Палестинская автономия), что вновь актуализировало иорданский фактор. Историками, политиками, публицистами и журналистами стали озвучиваться самые разные точки зрения на роль Иордании в конфликте. Часть из них высказывает мнение об ошибочности идеи палестинского суверенного государства и необходимости вручения судьбы палестинцев, неготовых к мирному диалогу с Израилем, в руки Иордании. Вооруженные столкновения в Секторе Газа в июне 2007 г. и фактический распад Палестинской автономии на два субъекта (Сектор Газа под управлением ХАМАС и Западный берег под управлением ФАТХ) лишь укрепили позиции противников палестинского суверенитета. Более умеренной и реалистичной точкой зрения является учет роли Иордании в обеспечении безопасности на территории Западного берега, сохранении власти ФАТХ и потенциала Иордании как посредника во внутрипалестинском и палестино-израильском урегулировании. Тем более что укрепление ХАМАС вызывает негативную реакцию Иордании, не заинтересованной в появлении у ее западных границ нестабильного, воинственного исламистского образования и опасающейся роста симпатий к политическому исламу среди собственного населения, больше половины населения которого составляют этнические палестинцы – беженцы с территории нынешнего Израиля и Западного берега. Таким образом, даже после потери палестинских владений Иордании в 1967 г. палестинская проблема остается важным направлением внешней политики хашимитского королевства, весомой составляющей внутриполитической жизни королевства, а иорданский фактор продолжает играть значимую роль в палестино-израильском конфликте.


Об авторе
top
dop Александр Владимирович ДЕМЧЕНКО

Кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН. Окончил исторический факультет Адыгейского государственного университета в 2003 г. и аспирантуру ИВ РАН в 2006 г.

Стажировался в языковом Центре "Фаджр" (Египет, июнь–август 2007 г.); приглашенный сотрудник Центра Хаима Герцога в Университете Бен-Гуриона (Израиль, ноябрь–декабрь 2007 г.). Область научных интересов: политический ислам, этнополитические конфликты на Ближнем Востоке, палестинская проблема и политические процессы в современной Иордании.