URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Чичерина Н.В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов Обложка Чичерина Н.В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов
Id: 80325
490 р.

Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов

URSS. 2008. 232 с. ISBN 978-5-382-00931-5. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 5-. Все последующие издания — стереотипные.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В настоящей монографии рассматриваются основные характеристики и особенности интерпретации текстов массовой коммуникации в контексте интеграции медиаобразования и профессиональной языковой подготовки. Предлагается система методов и приемов работы с иноязычными медиатекстами, направленная на формирование культуры восприятия, анализа, интерпретации и критического осмысления продукции СМИ. Особое внимание уделяется различным видам анализа лингвистического... (Подробнее)


Оглавление
top
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕДИАТЕКСТ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАГРАМОТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ЯЗЫКОВОГО И МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
 1.1. Определение и основные характеристики медиатекста
 1.2. Типология медиатекстов как основа формирования медиаграмотности
 1.3. Особенности восприятия и понимания медиатекстов
 1.4. Основные подходы к анализу медиатекстов в современном медиаобразовании
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАГРАМОТНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНОЯЗЫЧНОГО МЕДИАТЕКСТА
 2.1. Контекстуально-интерпретативная модель развития медиаграмотности судентов при работе с медиатекстом на языковых факультетах
 2.2. Интерпретация и контекст как ключевые концепты контекстуально-интерпретативной модели развития медиаграмотности
 2.3. Методы контекстуально-интерпретативного анализа медиатекстов
  2.3.1. Группа методов лингвистического анализа медиатекстов
  2.3.1.1. Стилистический анализ
  2.3.1.2. Нарративный анализ
  2.3.1.3. Семиотический анализ
  2.3.1.4. Дискурсивный анализ
  2.3.2. Контекстуальный анализ медиатекстов
  2.3.2.1. Анализ близкого контекста медиатекста
  2.3.2.2. Анализ широкого социального контекста медиатекста
 2.4. Интерактивные методы организации творческой коммуникативной деятельности с опорой на медиатексты
  2.4.1. Методы иноязычного полилогического общения
  2.4.2. Метод кейсов – анализ практических ситуаций
  2.4.3. Методы проблемно-проектного обучения
ГЛАВА 3. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ МЕДИАТЕКСТОВ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С НИМИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАГРАМОТНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
 3.1. Новостные тексты
  3.1.1. Лингводидактическая характеристика новостных текстов
  3.1.2. Методика работы с новостными текстами, направленная на развитие медиаграмотности
 3.2. Рекламные тексты
  3.2.1. Лингводидактическая характеристика рекламных текстов
  3.2.2. Методика работы с рекламными текстами, направленная на развитие медиаграмотности
 3.3. Фотография
  3.3.1. Лингводидактическая характеристика фотографии как визуального медиатекста
  3.3.2. Методика работы с фотографией, направленная на развитие медиаграмотности
 3.4. Сетевые тексты
  3.4.1. Лингводидактическая характеристика сетевых текстов
  3.4.2. Методика работы с сетевыми текстами, направленная на развитие медиаграмотности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
 ПРИЛОЖЕНИЕ N1
РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ "АМЕРИКАНСКИЕ СМИ И КУЛЬТУРНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ"
 ПРИЛОЖЕНИЕ N2
КОМПЛЕКС ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КРОСС-МЕДИЙНОГО КЕЙСА "СОДЕРЖАНИЕ ЖЕНСКИХ ЖУРНАЛОВ"
 ПРИЛОЖЕНИЕ N3
КОМПЛЕКС ЗАДАНИЙ К РЕКЛАМНОМУ ТЕКСТУ "THE KID IN UPPER 4"
 ПРИЛОЖЕНИЕ N4
КОМПЛЕКС ЗАДАНИЙ К ОБЛОЖКЕ АМЕРИКАНСКОГО ЖУРНАЛА "THE NEW YORKER"

Введение
top

Современный этап развития общества характеризуется беспрецедентным развитием и усилением влияния средств массовой коммуникации, которые формируют глобальную культуру и глобальное информационное пространство. Медиакультура превратилась в неотъемлемый компонент профессиональной и личной жизни каждого члена общества. Усиление значения средств массовой коммуникации в жизни каждого отдельного человека приводит к глобальным изменениям в способах получения информации и опыта. Между индивидуумом и действительностью находится "огромное количество "образных посредников", формируемых массовой коммуникацией", поэтому знания и опыт, приобретаемые человеком в начале XXI в., становятся, как никогда, опосредованными.

В этом контексте особую актуальность приобретает задача формирования медиаграмотных членов общества, способных адекватно взаимодействовать с потоками информации, критически воспринимать и интерпретировать медиатексты, создаваемые средствами массовой информации, во всем разнообразии их форм.

Вопросы формирования медиаграмотных членов общества решаются в рамках относительно новой для отечественной педагогики образовательной области – медиаобразования, которое определяется как процесс образования и развития личности, направленный на формирование культуры восприятия, анализа, интерпретации и критического осмысления медиатекстов, а также обучение способам самовыражения с использованием медиатехнологий. Медиаобразование не имеет профессиональной направленности и, как правило, интегрируется в другие сферы образовательной деятельности. Медиаграмотность, рассматриваемая как цель и результат медиаобразования, является сложным и разноплановым понятием, объединяющим широкий спектр различных образовательных подходов, теорий, методов, целей, результатов. В процесс формирования медиаграмотности могут быть вовлечены представители разных профессий, возрастных и социальных групп; базой для формирования медиаграмотности могут быть учреждения формального и неформального образования; концепты медиаграмотности могут быть интегрированы в процесс преподавания различных дисциплин учебного плана или же рассматриваться как отдельное направление образовательной деятельности. Различными могут быть и стратегии формирования медиаграмотности. Они могут быть нацелены на критический анализ медиатекстов, на изучение социального и политического контекстов создания медиатекстов, на развитие гражданственности потребителей медиапродукции; наконец, на формирование практических навыков и умений использования медиатехнологий для создания различных видов медиатекстов.

Но, независимо от того, как определяются цели, задачи, содержание и стратегии медиаобразования, объединяющим элементом в различных подходах к формированию медиаграмотности выступает медиатекст. Изучение медиатекстов различных форм и видов является основой для формирования представления о том, как реальность конструируется и репрезентируется в средствах массовой информации. Медиатекст рассматривается, таким образом, как основное средство формирования медиаграмотности.

Предметом рассмотрения в настоящем исследовании являются возможности использования иноязычных медиатекстов как средства формирования медиаграмотности в условиях интеграции профессионального языкового и медиаобразования, что предполагает включение информации, получаемой обучаемыми из средств массовой информации, в систему знаний, формируемых в системе языкового образования, и, наоборот, "использование системных знаний по основам наук для интерпретации неконтролируемых информационных потоков".

Следует отметить, что медиатексты на иностранных языках активно используются в процессе профессиональной подготовки специалистов в области иностранных языков (преподавателей, переводчиков, специалистов по межкультурной коммуникации), ибо они рассматриваются как аутентичный источник актуальной информации лингвистического, социокультурного, лингвострановедческого и иного характера, которая неизменно вызывает живой интерес аудитории, обеспечивая тем самым высокий уровень мотивации и вовлеченности обучаемых в процесс учебного взаимодействия. Однако, несмотря на активное применение медиатекстов в работе со студентами языковых факультетов, концепты медиаграмотности остаются вне поля зрения преподавателей и студентов. Именно этим и определяется актуальность настоящей монографии, цель которой состоит в определении закономерностей, способов и приемов развития медиаграмотности студентов языковых факультетов при работе с иноязычными медиатекстами.

Монография состоит из трех глав, построение и содержание которых отражает концептуальный подход автора к решению проблемы интеграции концептов медиаграмотности в процесс организации учебного взаимодействия с иноязычными медиатекстами на языковых факультетах.

В Главе 1 "Медиатекст как основное средство формирования медиаграмотности в условиях интеграции языкового и медиаобразования" медиатекст исследуется с позиций медиалингвистики, медиапсихологии и медиаобразования: уточняется определение медиатекста в ракурсе его основных характеристик как "нового коммуникационного продукта", рассматривается типологическое описание медиатекстов, определяются особенности их восприятия и понимания, описываются различные подходы к анализу медиатекстов в контексте развития медиаграмотности. Рассмотрение этих вопросов создает теоретическую основу для определения оптимальных способов работы с медиатекстом с целью решения поставленных задач в условиях интегрированного обучения иностранному языку и медиаграмотности.

В Главе 2 "Технология формирования медиаграмотности на основе иноязычного медиатекста" представлена авторская модель развития медиаграмотности студентов языковых факультетов при работе с медиатекстом, определяемая как контекстуально-интерпретативная модель. Ключевыми концептами предлагаемой модели являются поливариантная интерпретация медиатекста и его контекст, а в качестве основных видов деятельности, позволяющих интегрировать концепты медиаграмотности в процесс обучения, выступают различные виды анализа лингвистического и социального контекстов медиатекста. В главе достаточно подробно рассматриваются методы лингвистического анализа медиатекстов (стилистический, нарративный, семиотический, дискурсивный) и определяется их значение для процесса развития медиаграмотности; предлагается технология контекстуального анализа медиатекстов в рамках изучения практических курсов иностранного языка, позволяющая включить концепты медиаграмотности в традиционные технологии работы с медиатекстами. Помимо методов контекстуально-интерпретативного анализа медиатекстов в рамках изучения различных дисциплин учебного плана, в качестве способа взаимосвязанного обучения иностранному языку и медиаграмотности в главе рассматриваются интерактивные методы организации творческой коммуникативной деятельности с опорой на медиатексты (методы иноязычного полилогического общения, метод кейсов и методы проблемно-проектного обучения). Глава 3 "Лингводидактические особенности различных типов медиатекстов и методика работы с ними в контексте формирования медиаграмотности" посвящена изучению лингводидактических характеристик отдельных видов медиатекстов, определяющих особенности работы с ними в рамках предлагаемой модели развития медиаграмотности студентов. Способы развития медиаграмотности рассматриваются на примере использования новостных, рекламных, сетевых медиатекстов и фотографии.

Автор надеется, что предлагаемое исследование привлечет внимание преподавательского корпуса языковых факультетов к проблеме развития медиаграмотности студентов как важном факторе подготовки молодого поколения к жизни в медианасыщенном обществе, и будет полезным для тех, кто примет решение немедленно приступить к решению этой проблемы в рамках преподаваемых дисциплин.


Об авторе
top
dop Наталья Васильевна ЧИЧЕРИНА

Декан факультета иностранных языков Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова, кандидат педагогических наук. Более десяти лет занимается проблемами использования текстов массовой информации в системе обучения иностранным языкам. В 2004 и 2007 гг. в рамках индивидуальных научных грантов занималась исследованием проблематики медиаобразования на отделениях масс-медиа и коммуникации Университета г. Фэрфилд (США, штат Коннектикут) и Университета г. Осло (Норвегия). Автор электронного учебного пособия "American mass media: newspapers, magazines, television" (2007), подготовленного в рамках проекта посольства США в России по разработке учебных пособий по американистике.