Современный этап развития общества характеризуется беспрецедентным развитием и усилением влияния средств массовой коммуникации, которые формируют глобальную культуру и глобальное информационное пространство. Медиакультура превратилась в неотъемлемый компонент профессиональной и личной жизни каждого члена общества. Усиление значения средств массовой коммуникации в жизни каждого отдельного человека приводит к глобальным изменениям в способах получения информации и опыта. Между индивидуумом и действительностью находится "огромное количество "образных посредников", формируемых массовой коммуникацией", поэтому знания и опыт, приобретаемые человеком в начале XXI в., становятся, как никогда, опосредованными. В этом контексте особую актуальность приобретает задача формирования медиаграмотных членов общества, способных адекватно взаимодействовать с потоками информации, критически воспринимать и интерпретировать медиатексты, создаваемые средствами массовой информации, во всем разнообразии их форм. Вопросы формирования медиаграмотных членов общества решаются в рамках относительно новой для отечественной педагогики образовательной области – медиаобразования, которое определяется как процесс образования и развития личности, направленный на формирование культуры восприятия, анализа, интерпретации и критического осмысления медиатекстов, а также обучение способам самовыражения с использованием медиатехнологий. Медиаобразование не имеет профессиональной направленности и, как правило, интегрируется в другие сферы образовательной деятельности. Медиаграмотность, рассматриваемая как цель и результат медиаобразования, является сложным и разноплановым понятием, объединяющим широкий спектр различных образовательных подходов, теорий, методов, целей, результатов. В процесс формирования медиаграмотности могут быть вовлечены представители разных профессий, возрастных и социальных групп; базой для формирования медиаграмотности могут быть учреждения формального и неформального образования; концепты медиаграмотности могут быть интегрированы в процесс преподавания различных дисциплин учебного плана или же рассматриваться как отдельное направление образовательной деятельности. Различными могут быть и стратегии формирования медиаграмотности. Они могут быть нацелены на критический анализ медиатекстов, на изучение социального и политического контекстов создания медиатекстов, на развитие гражданственности потребителей медиапродукции; наконец, на формирование практических навыков и умений использования медиатехнологий для создания различных видов медиатекстов. Но, независимо от того, как определяются цели, задачи, содержание и стратегии медиаобразования, объединяющим элементом в различных подходах к формированию медиаграмотности выступает медиатекст. Изучение медиатекстов различных форм и видов является основой для формирования представления о том, как реальность конструируется и репрезентируется в средствах массовой информации. Медиатекст рассматривается, таким образом, как основное средство формирования медиаграмотности. Предметом рассмотрения в настоящем исследовании являются возможности использования иноязычных медиатекстов как средства формирования медиаграмотности в условиях интеграции профессионального языкового и медиаобразования, что предполагает включение информации, получаемой обучаемыми из средств массовой информации, в систему знаний, формируемых в системе языкового образования, и, наоборот, "использование системных знаний по основам наук для интерпретации неконтролируемых информационных потоков". Следует отметить, что медиатексты на иностранных языках активно используются в процессе профессиональной подготовки специалистов в области иностранных языков (преподавателей, переводчиков, специалистов по межкультурной коммуникации), ибо они рассматриваются как аутентичный источник актуальной информации лингвистического, социокультурного, лингвострановедческого и иного характера, которая неизменно вызывает живой интерес аудитории, обеспечивая тем самым высокий уровень мотивации и вовлеченности обучаемых в процесс учебного взаимодействия. Однако, несмотря на активное применение медиатекстов в работе со студентами языковых факультетов, концепты медиаграмотности остаются вне поля зрения преподавателей и студентов. Именно этим и определяется актуальность настоящей монографии, цель которой состоит в определении закономерностей, способов и приемов развития медиаграмотности студентов языковых факультетов при работе с иноязычными медиатекстами. Монография состоит из трех глав, построение и содержание которых отражает концептуальный подход автора к решению проблемы интеграции концептов медиаграмотности в процесс организации учебного взаимодействия с иноязычными медиатекстами на языковых факультетах. В Главе 1 "Медиатекст как основное средство формирования медиаграмотности в условиях интеграции языкового и медиаобразования" медиатекст исследуется с позиций медиалингвистики, медиапсихологии и медиаобразования: уточняется определение медиатекста в ракурсе его основных характеристик как "нового коммуникационного продукта", рассматривается типологическое описание медиатекстов, определяются особенности их восприятия и понимания, описываются различные подходы к анализу медиатекстов в контексте развития медиаграмотности. Рассмотрение этих вопросов создает теоретическую основу для определения оптимальных способов работы с медиатекстом с целью решения поставленных задач в условиях интегрированного обучения иностранному языку и медиаграмотности. В Главе 2 "Технология формирования медиаграмотности на основе иноязычного медиатекста" представлена авторская модель развития медиаграмотности студентов языковых факультетов при работе с медиатекстом, определяемая как контекстуально-интерпретативная модель. Ключевыми концептами предлагаемой модели являются поливариантная интерпретация медиатекста и его контекст, а в качестве основных видов деятельности, позволяющих интегрировать концепты медиаграмотности в процесс обучения, выступают различные виды анализа лингвистического и социального контекстов медиатекста. В главе достаточно подробно рассматриваются методы лингвистического анализа медиатекстов (стилистический, нарративный, семиотический, дискурсивный) и определяется их значение для процесса развития медиаграмотности; предлагается технология контекстуального анализа медиатекстов в рамках изучения практических курсов иностранного языка, позволяющая включить концепты медиаграмотности в традиционные технологии работы с медиатекстами. Помимо методов контекстуально-интерпретативного анализа медиатекстов в рамках изучения различных дисциплин учебного плана, в качестве способа взаимосвязанного обучения иностранному языку и медиаграмотности в главе рассматриваются интерактивные методы организации творческой коммуникативной деятельности с опорой на медиатексты (методы иноязычного полилогического общения, метод кейсов и методы проблемно-проектного обучения). Глава 3 "Лингводидактические особенности различных типов медиатекстов и методика работы с ними в контексте формирования медиаграмотности" посвящена изучению лингводидактических характеристик отдельных видов медиатекстов, определяющих особенности работы с ними в рамках предлагаемой модели развития медиаграмотности студентов. Способы развития медиаграмотности рассматриваются на примере использования новостных, рекламных, сетевых медиатекстов и фотографии. Автор надеется, что предлагаемое исследование привлечет внимание преподавательского корпуса языковых факультетов к проблеме развития медиаграмотности студентов как важном факторе подготовки молодого поколения к жизни в медианасыщенном обществе, и будет полезным для тех, кто примет решение немедленно приступить к решению этой проблемы в рамках преподаваемых дисциплин. Наталья Васильевна ЧИЧЕРИНА Декан факультета иностранных языков Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова, кандидат педагогических наук. Более десяти лет занимается проблемами использования текстов массовой информации в системе обучения иностранным языкам. В 2004 и 2007 гг. в рамках индивидуальных научных грантов занималась исследованием проблематики медиаобразования на отделениях масс-медиа и коммуникации Университета г. Фэрфилд (США, штат Коннектикут) и Университета г. Осло (Норвегия). Автор электронного учебного пособия "American mass media: newspapers, magazines, television" (2007), подготовленного в рамках проекта посольства США в России по разработке учебных пособий по американистике. |