URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Старостенков Н.В., Шилова Г.Ф. Российская цивилизация в социальном измерении: Методология социально-гуманитарного знания Обложка Старостенков Н.В., Шилова Г.Ф. Российская цивилизация в социальном измерении: Методология социально-гуманитарного знания
Id: 79773
338 р.

Российская цивилизация в социальном измерении:
Методология социально-гуманитарного знания

URSS. 2008. 200 с. ISBN 978-5-382-00932-2.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Методологические и концептуальные ориентиры авторов выработали общий взгляд на историю России как на историю сложной саморазвивающейся социальной системы, которая, сохраняя и укрепляя свой фундамент, стремительно развивалась, и наоборот, разрушая его прежде всего собственными внутренними силами, останавливалась в своем развитии и двигалась назад, в средневековье.

История сегодня --- быстро развивающаяся наука. Идет интенсивный процесс открытия... (Подробнее)


Содержание
top
Предисловие
Глава 1.
Россия как образ
Глава 2.
История и синергетика. Методология исследования
Глава 3.
Проблема целеполагания и социальная система России
Глава 4.
Социум и проблемы самоорганизации
Глава 5.
Становление социальной системы Российской цивилизации
Глава 6.
Природно-географический потенциал и судьба России
Глава 7.
Человек в цепи социальных взаимоотношений
Глава 8.
Пространство и самоорганизация социальной системы
Глава 9.
Историография социальной истории России
Заключение

Предисловие
top
Россия слишком мало известна русским.
А.С.Пушкин


Не только сохранить себя в России,
но и в себе Россию.

Н.Н.Моисеев

Радикальное расширение предметного поля истории, происходящее в условиях укрепления междисциплинарных связей, предполагает не только появление новых идей, вовлечение нового материала и источников для анализа прошлого, но и существенного изменения нравственного настроя и состояния ученого. В структуре современных социально-гуманитарных вызовов важно отказаться не только от логики технократического мышления, но и от линейного, часто упрощенного и порой искаженного представления о прошлом.

Основу предложенного курса лекций составляет концепция академика РАН В.И.Жукова о том, что мир вращается, развивается (во всяком случае, должен так делать) вокруг человека. "Воссоздание России как социально ориентированного государства требует такого развития человеческого потенциала, при котором человек перестает восприниматься как фактор производства, носитель социально-экономических и политических перемен и рассматривается как цель социального процесса".

Осмысление прошлой социальной реальности предполагает, что историческое прошлое являлось другим по отношению к настоящему. Граница между прошлым и настоящим (при всей ее условности) проходит "по времени", по "социальному пространству" и по качеству – "другое", "иное". Время выступает как "классификационная ось", которая превращает страну с единым фундаментом в иные качественные социальные сферы. При этом Россия вырабатывала такие специфические черты, особенности движения и развития, что можно утверждать о "самобытности" ее исторического пути. Что удерживало многонациональную, многоконфессиональную Россию, со множеством социально-экономических укладов от распада в течение столетий? Каковы были связующие и организующие принципы, удерживающие ее? Что представляло вечную историческую необходимость для России, несмотря на формационные различия и особенности. Поклонение чему, каким Богам давало и дает силу российскому народу? Что удерживало Россию от распада в течение стольких столетий? Почему распался СССР в конце XX в.? Почему эта геополитическая катастрофа произошла бескровно и быстро? Авторы ставят целью изучить и раскрыть мощные силы компенсационного свойства, позволившие России построить модель саморазвития и самообеспечения, неповторимости и прогрессивности. Социальная реальность являлась продуктом человеческой деятельности, поэтому в качестве первичного объекта при изучении социальной реальности определены действия человека, народа, общества. С этой целью широко используются теории, созданные в иных социальных и гуманитарных науках.

Авторы вполне отдают себе отчет, что в настоящее время велико количество разного рода учебных пособий по отечественной истории. Однако, социальная история России, развитие России как социальной системы требует повышенного научного исследования.

Авторская гипотеза заключается в следующем.

На огромных, постоянно расширяющихся просторах сотни народов в условиях сурового климата и разнообразной природы не только боролись за выживание, но и создали мощную государственную структуру, самодостаточную и саморазвивающуюся экономику. Для этого в течение столетий использовались такие специфические средства, как общинность сословная, система, крепостное право, самодержавие, тоталитаризм. Веками создавалась военно-государственное общество с его девизом служения Отечеству. Россия развивалась в своем историческом времени. Эта социальная система обеспечивала стратегическую независимость и безопасность России, сохраняла страну на протяжении столетий от агрессий и распада. Самым главным стержнем этой социальной системы являлся интеллектуально-культурный и нравственный уровень общества. Классические войны против России не смогли уничтожить ее целостность и объективность. Как только развернулась против России информационная война, с целью разрушения души и нравственности России, реальным оказалось будущий распад или даже ликвидация России.

Именно на переломе истории российской цивилизации больше, чем когда-либо, необходим иной взгляд на логику исторического процесса и прошлое своей страны.

Российские пассионарии век за веком создавали величие могучей державы – России. Как подчеркивает В.И.Жуков, "на всех этапах развития российского государства и общества социальная активность, социальная консолидация, социальная ответственность играли определяющую роль в решении внешних и внутренних актуальных проблем". Столетиями накапливался научно-человеческий потенциал, который со временем превращался в социальные и политические импульсы, определившие романтический взгляд на рубежи, доселе миру неведомые. Вернадский с учением о ноосфере, Менделеев с таблицей о сущном, Циолковский с программой жизни человечества во Вселенной... У российского народа, если оглянуться в свое прошлое, нет оснований считать себя ущемленными, провинциальными на "мировом празднике цивилизаций". Интеллектуальный и нравственный потенциал России и в настоящее время еще таков, что позволяет, по словам академика Н.Н.Моисеева "сохранить не только себя в России, но и в себе Россию". Необходимы пробуждение национального сознания, осознанная свобода выбора дальнейшего пути.

Задача данного курса лекций состоит в том, чтобы раскрыть основные черты России как самоорганизующей системы жизнеобеспечения миллионов людей, сотен народов и народностей в кружении других развивающихся миров и цивилизаций, от прошлого к настоящему и будущему, вписываясь в глобальный мир и оставаясь при этом Россией.

"Каковы ваши традиции, откуда вы родом, где вы живете? Как добываете пропитание, правите страной, решаете вопросы власти и свободы? Как делитесь на этнические группы и социальные классы? Как уживаетесь с глубинными, извечными проблемами? Какими вехами отмечена ваша жизнь от рождения до смерти? Как вы влюбляетесь, женитесь, растите и воспитываете своих детей? Как вы работаете, веселитесь, воплощаете свой творческий дух в искусстве и литературе? Каковы связующие и организующие принципы, удерживающие вашу цивилизацию от распада? Каким богам вы поклоняетесь, какие верования держат вас в узде или дают вам силу? Какие вы признаете отношения, какие убеждения вами движут, какие культурные рамки направляют вашу жизнь? Какие мечты, какие мифы вас вдохновляют и какие страхи лишают вас сил? Что дает вам мужество для борьбы? Какие неурядицы грозят вам распадом, и какое чувство общности спаивает вас воедино?".

Эти вопросы, поставленные американским автором, применимы и к российской цивилизации. Поиск ответов на них является целью данного курса лекций.

Самоорганизация – процесс самопроизвольного возникновения упорядоченности, взаимосвязей, отношений, ограничений, как бы "самих по себе". У системы, у целого возникают свойства, которыми не обладают ни одна из частей у системы. Появляются новые качества. Самоорганизация может быть для общества, как со знаком минуса, так и со знаком плюс. Определенная социальная среда порождает либо то, либо другое. Принципы самоорганизации становятся объектом управления, как метко заметил доктор физико-математических наук, профессор Г.Г.Малинецкий: "Одно дело, если в обществе человек человеку – друг, товарищ и брат. И совсем другое, если "каждый за себя, один Бог за всех. В этих обществах могут быть построены совершенно разные организации, эффективны разные управленческие технологии, могут быть реализованы совершенно разные социальные проекты. И с изменением те же самоорганизации могут быть связаны реформы, революции, кризисы, а иногда и сход цивилизации с арены истории"".

Исторический опыт России в деле самоорганизации, сохранения и развития единого культурного, образовательного, информационного пространства на протяжении столетий приобретает особое звучание и значение для будущего уникальной самодостаточной цивилизации – России.

Совершенно прав С.П.Курдюмов, утверждая, что "у нас нет времени и ресурсов, чтобы искать путь в будущее методом проб и ошибок. Мы должны вычислять и проектировать будущее, опираясь на науку, на законы организации и самоорганизации".

Российское общество, раздираемое острейшими классовыми противоречиями, перед лицом катастрофы не раз опиралось на конструктивную, созидательную самоорганизацию гораздо больше, чем сейчас кажется, вооружалось идеологией, объединяющей цивилизацию. И в период татаро-монгольского ига, и в тяжкие годы Смутного времени наш народ нашел в себе силы для того, чтобы преодолеть разброд.

Исторический опыт свидетельствует, что в обществе, когда возрастает значимость прагматических ценностей и менее значимой становится ориентация на этнические и духовные ценности, существенно сокращаются возможности не только для развития, но и просто существования цивилизационного мира.

России удавалось реализовывать социальную самоорганизацию на уровне общины, села, дома, кружка единомышленников, уезда, района. Как это осуществлялось? Что являлось стержнем диалога людей друг с другом, приобретения новых смыслов в процессе самоорганизации? Почему происходило быстрое социально позитивное изменение общественного и индивидуального сознания?

Изучение исторического прошлого России показывает, что цели динамичного развития России не фокусировались исключительно в сфере экономики. По мере развития Россия все более выходила на путь социальной ответственности экономики, когда экономические действия осуществляются во благо общества. От теоретических положений до практического поворота событий в октябре 1917 г., когда этот путь развития стал реальностью.

Известно, что в традиционном представлении социальное – совокупность материальных общественных благ. В российском восприятии понятие "социальное" отражает состояние и процесс единения людей в их движении к общей цели, в процессе которого у человека складываются особые отношения с обществом, когда на второй план отходят личные проблемы и беды. "За державу обидно!". Социальность проявляется уже в новом качестве: становится очевидным, что одинокий человек беспомощен, а Отечество его беззащитно. Начинается процесс становления качественно обновленного бытия социальных систем.

В истории России неоднократно проявлялась "догоняющая" стратегия, тактика заимствования и насаждения не свойственных отечественному социокультурному иному параметров порядка. Это не только не приживалось в масштабах целого, но и оборачивалось системным кризисом. Уникальный внутренний потенциал России – географический, природный, интеллектуальный, культурный, духовный – обуславливал и обуславливает возможность быть социальной системой саморазвития, самоорганизованности, самодостаточности. Чтобы Россия не превращалась в разные страны и разные миры.

Суть авторской позиции заключается в следующем. Россия представляет собой самостоятельный, самодостаточный, самообеспечивающийся, динамически развивающийся мир. Это социальная система обладает множеством механизмов и подсистем для самоподдержания и саморазвития. В конкретные исторические периоды ценностные ориентации общества в целом, его составных частей во взаимосвязи с изменением социально-экономических условий жизнедеятельности составляют основу суверенности России как субъекта мировой истории. Изучение данной системы предполагает (по крайне мере в рамках данного курса) отказ от изучения многих деталей, чтобы обнаружить основополагающие структуры, определяющие жизнестойкость системы целом, т. е. России.

К таким структурам, еще раз подчеркнем, структурам основополагающим, удерживающим Россию как единую систему, мы относим такие коренные особенности России как: природно-географические условия; многонациональное и многоконфессиональное население; духовно-нравственный стержень человека, осваивающего российское пространство и являющегося по глубинным свойствам своего характера культуры и ментальности коллективистом, а не индивидуалистом. Именно эти качества являлись фундаментом связующим и организующим, удерживающим Россию от распада. Они составили ядро единого целого, определяя его характер и особенности, в отличие от других миров и цивилизаций. Подрыв этого фундамента изнутри и снаружи послужили главным условием того, что Россия в настоящее время переживает один из самых критических периодов своей истории.

Наша задача увидеть сходство в описании многих социальных явлений, сделав акцент на тех возможностях и подходах, которые и в настоящее время могли бы быть полезными на практике. В нашу задачу входит анализ развития социальной динамики и ее отдельных областей.

Поскольку на территориально-пространственных общностях России сформировался именно такой человек, который вошел в мировую историю как русский (это мы сами в России различаем и делим себя по национальностям, а с западной точки зрения все мы – Russians, т. е. русские), то и российскую систему мы определяем как социальную, т. е. существующую и функционирующую за счет интеллектуальной, трудовой, нравственной мощи человека, народа России.

Человек на протяжении своей жизни может не заметить изменений природных характеристик. Они становились заметными лишь на интервале жизни многих поколений. Так рождались законы, которые становились фактически биосоциальными законами – системой табу. Здесь сформировался особый культурный архетип, т. е. глубинные установки коллективного бессознательного, которые являются чрезвычайно устойчивыми и с трудом поддаются изменениям. Ставится цель выявить на протяжении столетий не только (а, может, и не столько) различия, сколько общее на пути становления индивидуалистической личности, малой демократической семьи, частной собственности, гражданского общества и правового государства. Главным в этом общем стал "жить соответственно с требованиями природы: целесообразность, гармония, красота". Неслучайны, на наш взгляд, выработанные на Руси еще задолго до принятия христианства нравственные нормы поведения: любовь к чистоте и гигиене, трепетное отношение к традициям и обычаям, атмосфера веселия и братства за столом, но со строгой мерой пития, отношение к труду как к удовольствию, а не только как к необходимости; установка на коллективизм и личную храбрость во имя этого; тактичное отношение к вопросам интимной жизни и, как сейчас выражаются, секса. Испокон века сложилось трепетное отношение к дружбе и товариществу. Одной из самых важных традиционных ценностей для русского архетипа являлась семья.

Природно-географическая среда определила ментальность, традиции, стереотипы русских, россиян. Она как бы срезала острые углы взаимоотношений природы и человека, внутри человеческого сообщества. Природа выступает как зеркало российского образа жизни. Духовно-нравственные качества россиян отражают мощь, ширь, богатство разной природы.

Россия являлась обществом с минимальным объемом совокупного прибавочного продукта. Изучаются факторы превращения территории в пространство, которое становится "благом и проклятием" одновременно. Исследуется процесс эволюционирования социальных групп от общностей к обществу. Россия проходила все основные "точки распада" на историческом пути, как и европейские станы. Но делала это, не торопясь, не спеша, поскольку природно-климатические условия были совершенно иные.

Осуществляется попытка показать, в рамках сложившейся отечественной традиции изучения России развитие главных подсистем на протяжении столетий, не разделяя их на хронологические периоды – века, тем более что современный научный пример такого подхода уже имеется.

Научные труды В.И.Большакова и В.Ф.Шаповалова продолжают традиции русской историко-философской мысли: от Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя к продолжателям их идей и принципов Н.Я.Данилевскому, Д.И.Иловай-скому, Л.А.Тихомирову, П.А.Флоренскому, Л.П.Карсавину, А.Ф.Лосеву, В.И.Вернадскому и многим другим. Им принадлежит заслуга прокладывания национального русла исторической мысли, когда не только не отвергаются достижения мировой науки, но и преодолевается состояние национально-научного самоуничижения и ущербности.

Таким образом, Россия есть многоканальный, сложный, цивилизационный мир, обладающий характерными отличительными чертами, столетиями прокладывающий свою дорогу в глобальном мире, занимая в нем свое достойное место и определяя степенью и качеством своего развития путь и направление мирового развития.

Основные принципы изложения учебного материала:

1. Системность, комплексность, анализ главных институтов и структур (природа, люди и этносы, сословия и классы, община, общество и государство).

2. Историзм: институты, структуры и процессы изучаются в их развитии.

3. Целостность анализа: целое не сводиться к частям.

4. Междисциплинарность: использование понятий, концепций и методологии истории, географии, социологии, антропологии, демографии, статистики, политологии.

5. Применение антропологического подхода, т. е. изучение структур и процессов в человеческом измерении.

В работе используется метод "спрямления", когда мелкие детали и частности в развитии какого-либо явления не принимаются в расчет.


Об авторах
top
Николай Васильевич СТАРОСТЕНКОВ

Доктор исторических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, с юности делил интерес к истории с увлечением техническими и естественными науками, что побудило закончить Военно-механический институт в Ленинграде.

Область научных интересов (военная история, история России, социология) окончательно сформировалась после окончания Военно-политической академии. Полковник запаса, офицер в третьем поколении, убежденный в том, что возрождение Отечества начинается с любви к его прошлому.

Свободное время отдает спорту и симфонической музыке.

Галина Федоровна ШИЛОВА

Доктор исторических наук, профессор.

Образование в области истории и физики сформировало научные интересы, связанные с геополотикой, темпорологией, синергетикой.

Работа в ведущем вузе страны — Российском государственном социальном университете — не только усилила научный интерес к проблемам социального мире, но и научила более обостренно, чутко и ответственно воспринимать все, что связано с Человеком.

Мастер спорта по беговым конькам. Призер чемпионатов СССР и города Москвы по парашютному спорту.