Газовая промышленность России является одной из важнейших стратегических отраслей экономики нашей страны. Доля природного газа (ПГ) в общем производстве и внутреннем потреблении энергетических ресурсов составляет около 50 %. Наша страна экспортирует природный газ в больших объемах по системе экспортных газопроводов, идущих в страны Западной и Восточной Европы. В настоящее время в Российской Федерации получило развитие новое направление топливно-энергетического комплекса – производство сжиженного природного газа (СПГ). Как одной из основных причин этого можно отметить назревшую необходимость расширения поставок российского природного газа на экспорт, диверсификации направления поставок, выхода на новые рынки. Участие России в международной торговле СПГ представляется целесообразным и необходимым по ряду причин. Прежде всего, речь идет о расширении географии экспорта российского газа. В настоящее время основным рынком сбыта российского газа является европейский регион, что объясняется наличием системы экспортных газопроводов. Но в последнее время быстро развиваются и набирают силу такие молодые рынки СПГ, как Североамериканский и рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Для России задачей первостепенной важности является выход и постепенное укрепление своих позиций на этих рынках, которые не связаны и ближайшие десятилетия не будут связаны с Россией системой магистральных газопроводов. Это позволит обеспечить значительные стабильные валютные поступления в бюджет РФ и создаст дополнительные рабочие места. Первые шаги по внедрению в экономический оборот и экспортную структуру сжиженного природного газа намечены на Сахалине, где в настоящее время идет строительство первого в России завода по производству СПГ. Параллельно с этим строятся специальные танкера-метановозы, которые будут работать на вывоз произведенного СПГ. Уже сейчас подписаны долгосрочные контракты на поставку СПГ в Японию с рядом крупных японских фирм. Мировая практика свидетельствует, что такие заводы строятся на морских побережьях. В некоторых случаях, как, например, в Алжире, эти заводы расположены на значительном удалении от газовых месторождений, и газ поступает к ним по газопроводам, имеющим значительную протяженность. В России условия более благоприятные, поскольку имеются возможности строительства заводов в непосредственной близости от месторождений. Это относится и к месторождениям, расположенным недалеко от Сахалина, и к потенциальным разработкам Штокмановского месторождения в Баренцевом море, Харасавэйского месторождения в Карском море и другим. Перспективные проекты по размещению завода по производству СПГ на территории России будут рассмотрены во второй главе данной работы. За последние 10–15 лет этот рынок развивается ускоренными темпами, и в настоящее время СПГ выступает неотъемлемым и достаточно заметным элементом мировой торговли природным газом. К сожалению, приходится констатировать, что технические, экономические, эксплуатационные и экологические преимущества СПГ до настоящего времени не были востребованы в России. Основными источниками материалов, использованных при написании настоящей монографии, послужили специализированные периодические и справочные издания официальных органов зарубежных стран, международных организаций и крупнейших мировых и российских компаний топливно-энергетического комплекса. К ним относятся: Shell, Chevron, ЛУКОЙЛ, Газпром и др. Также широко использовались материалы специализированных изданий, обзоры и доклады общественных и коммерческих организаций, информация полученная из периодической печати. Вопросы, связанные с оптимальным размещением завода по сжижению ПГ и экспортного отгрузочного терминала на территории Арктического побережья, очень актуальны в последнее время, но они мало проработаны теоретически и практически. Российские компании ТЭК занимаются этим вопросом, но каждая в отдельности. Также важным вопросом является обеспечение бесперебойной работы завода по сжижению природного газа в условиях Арктики. Для нормального функционирования всего экспортного комплекса необходимо наладить четкое взаимодействие между его составляющими: заводом по производству СПГ и отгрузочным терминалом, т. е. необходимо обеспечить своевременную подачу газовозов под вывоз произведенного СПГ для минимизации естественных потерь вследствие его испарения при хранении в резервуарах. Практическое значение настоящей монографии обусловлено важной ролью газовой промышленности в экономике и внешней торговле России. Изучение вопросов, связанных с экспортом Российского СПГ показывает альтернативный путь расширения географии экспорта российского природного газа. Рациональное размещение заводов по сжижению природного газа на территории России, методика которого предлагается в настоящей работе, в конечном счете должно привести к повышению степени развития экономики страны. Роман Георгиевич КАСАТКИН В 2001 г. с отличием окончил штурманский факультет Высшего военно-морского училища подводного плавания им. Ленинского Комсомола, г. Санкт-Петербург, по специальности "штурман-судоводитель". Одновременно с отличием окончил факультет международного транспортного менеджмента Международной морской академии им. С.О.Макарова, г. Санкт-Петербург, по специальности "Организация перевозок и управление на морском транспорте". В 2006 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук на тему "Методика обоснования логистической системы морской транспортировки сжиженного природного газа из Арктики". В настоящее время работает главным специалистом Отдела портовых терминалов и водного транспорта Главного управления поставок и продаж ОАО "ЛУКОЙЛ". Автор более десяти научных статей, посвященных вопросам развития нефтегазовых месторождений Арктического региона России, транспортировки углеводородов морским транспортом из районов Крайнего Севера, развития новой отрасли газовой промышленности – строительства терминалов по сжижению природного газа на территории России и, в частности, в Арктике. |