Современная общественная жизнь породила устойчивую тенденцию – возрастание интереса к космологии. XX век характеризуется нарастанием социальной напряженности, ожесточением политической борьбы, активизацией религий, развертыванием научно-технической революции, обострением этнических конфликтов, ростом организованной преступности, распространением оружия и наркотиков, усилением экстремизма и терроризма. Важную роль в динамике новейшей истории играет мировоззрение людей. XX век – это век необычайной пестроты мировоззренческих ориентаций. Какое мировоззрение выбрать? Что такое наука? Что такое космология? В чем отличие научной космологии от ненаучной? Какие убеждения помогут человеку выжить в стремительном водовороте исторических событий? Эти вопросы сегодня волнуют многих людей. Значительно возрос интерес к космологическим проблемам в современной науке. Ученые часто начинают свои исследования с обсуждения современной картины мира. Наука непрерывно развивается, создаются новые научные понятия, идеи, концепции, теории, дисциплины. В течение четырехсот лет прогресс науки оказывал возрастающее влияние на материальную и духовную культуру. Внедрение в практику достижений физики, химии, биологии, медицины, астрономии преобразовали условия человеческой жизни. Естественно, столь глубокие изменения в науке находят специфическое отражение в современной космологии. Мировоззрение и космология являются предметом разнообразных исследований: философских, социологических, культурологических, психологических, педагогических, исторических, антропологических. Тем не менее до сих пор не удавалось объединить различные научные области. Основой синтеза разрозненных усилий ученых в настоящей работе послужило понятие формы космологии, предложенное автором в его докторской диссертации. Описание и объяснение истории познания Вселенной с помощью выделенных основных форм космологии потребовало изучения формообразующих факторов в космологии. Исследование этого вопроса привело автора к постановке проблемы рациональности космологии. Исходя из обширных историко-научных материалов была раскрыта и формализована непротиворечивая система признаков рациональности, что позволило доказать рациональность космологии и установить определяющий формообразующий фактор в космологии – тип рациональности, реализующийся в соответствующем типе мышления. Историки, социологи, культурологи обращали внимание на тесную связь космологии и культуры. Даже поверхностное знакомство с историей культуры народов поражает богатством и разнообразием представлений о Вселенной. Оригинальность цивилизаций Индии, Китая, Японии, России, Западной Европы, Африки, Южной Америки ярко проявляется в самобытной истории космологии этих стран и регионов. Однако закономерности связи космологии и системы культуры оставались скрытыми и непонятными. Одна из задач автора – описать и объяснить механизм социокультурной детерминации космологии. Особенно важное значение имеет западноевропейская космология, постепенно вытесняющая национальные картины мира в разных странах. Необходимо объяснить специфику развития познания Вселенной в условиях европейского общества и показать, почему распространяются именно западноевропейские космологические модели, т. к. ссылки на рекламу, телевидение, прессу выглядят явно неубедительно. Факт существования и эволюции физической космологии не дает основания для снятия с обсуждения проблемы реальности в познании Вселенной. Требуется глубокое гносеологическое изучение вопроса о соотношении физико-математических моделей Вселенной и реальности. Большое внимание в книге уделяется доказательству необходимости эффективного применения принципов научной методологии в познании природы Вселенной. Автор обосновывает тезис о том, что научная космология может успешно развиваться только при условии оптимального использования потенциала современной науки с помощью интердисциплинарной космологической теории. В представленном исследовании автор реализует богатейшие возможности научной философии, стремящейся к исключению спекуляций, схоластики, демагогии, декларативности, плеоназмов, парегменонов, трюизмов, тавтологий, противоречий, двусмысленностей, бесцельности, длиннот, повторов, банальностей, травиальностей, плагиата, антиисторичности и других феноменов антинаучной философии. Все выводы и тезисы научной философии должны быть строго сформулированы и обоснованы, подкреплены, где это нужно, фактами, установленными историческими науками. Научная философия не должна подменять физику, астрономию, космологию, историю, психологию и другие науки, т. к. эпоха господства натурфилософии закончилась. Научная философия требует новизны и практической значимости. Настоящая работа – это не учебник, не справочник, не словарь. В ней нет систематических обзоров литературы и анализа всех картин мира. В книге автор поставил цель – научно обосновать культурно-историческую концепцию космологии, обобщающую разнообразные исследования знаний о Вселенной от древности до современности. В первой главе закладывается фундамент разрабатываемой автором культурно-исторической концепции космологии. Вводятся новые методологические понятия, необходимые для проведения исследования и формулировки концепции. Анализируется проблема генезиса космологического знания в филогенезе и онтогенезе. В главе описываются общие черты механизма социокультурной детерминации форм космологии и раскрываются особенности его действия с учетом характера социальных процессов. Во второй главе, с помощью разработанного автором методологического аппарата, дается объяснение особого пути развития западноевропейской космологии, в которой важную роль играет физика. В главе анализируются ведущие физико-математические модели Вселенной, изучаются вопросы об их логическом и эмпирическом статусе, даются эпистемологические оценки. Автор обосновывает тезис о недостаточности современной физики для научной постановки и решения космологических проблем. В последней главе рассматриваются методологические проблемы интердисциплинарной научной космологии и делается заключение о том, что высшая цель научной космологической мысли – создание интердисциплинарной теории Вселенной. Автор обосновывает неосциентистскую концепцию интердисциплинарной теории Вселенной и разрабатывает основы глосисологии как особого направления в современной научной космологии. |