URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Красильникова Е.В. ФОРТУНАТОВСКИЙ СБОРНИК. Материалы научной конференции, посвященной 100-ЛЕТИЮ МОСКОВСКОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ 1897-1997 гг. Обложка Красильникова Е.В. ФОРТУНАТОВСКИЙ СБОРНИК. Материалы научной конференции, посвященной 100-ЛЕТИЮ МОСКОВСКОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ 1897-1997 гг.
Id: 777
558 р.

ФОРТУНАТОВСКИЙ СБОРНИК.
Материалы научной конференции, посвященной 100-ЛЕТИЮ МОСКОВСКОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ 1897-1997 гг.

URSS. 2000. 352 с. ISBN 978-5-8360-0066-2.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Сборник содержит материалы конференции, посвященной столетию Московской лингвистической школы. Статьи от отражают результаты новейших исследований в области фонетики, фонологии, орфографии, морфологии словообразования, языковых систем стилистики, диалектологи и истории языка. Специальные разделы посвящены вопросам общей теории и истории школы, а также методам преподавания языка. (Подробнее)

The book contains papers read at the conference devoted to the centennial anniversary of Moscow Linguistic School. The articles reflect results of the latest studies in the areas of phonetics, phonology, orthography, morphology, word-formation, subsystems of language and stylistics, dialectology and language history. Special parts of the book relate to problems of the general theory and history of the School as well as to methods of language teaching.
Предисловие
top

17–20 октября 1995 г. состоялась конференция, посвященная столетию Московской лингвистической школы. Эта школа прошла путь смены нескольких научных поколений. В 1897 г. появились в печати труды Ф.Ф.Фортунатова, в частности, "Критический разбор сочинений Г.К.Ульянова "Значение глагольных основ в литовско-славянском языке"", в которых можно найти формулировки нового понимания языка как системы отношений. "Созидательным началом в системе являются отношения между единицами" [Панов, 1995, с.5].

Термин "Московская лингвистическая школа" относится ко всему ее вековому пути. Как и в научной литературе, в докладах на конференции в качестве названия школы употреблялись разные термины. В "Лингвистическом энциклопедическом словаре" отдельные статьи посвящены "Московской фортунатовской школе (московской лингвистической школе, формальной лингвистической школе)" (В.К.Журавлев) и Московской фонологической школе (МФШ) (Л.Л.Касаткин). Речь идет о двух важнейших периодах существования этой школы, связанных развитием научных идей и преемственностью научных традиций.

В помещенной в этом сборнике статье А.В.Широковой рассматривается становление МФШ "в недрах московской формальной (фортунатовской) школы", далее, по автору, "МФШ перерастает в Московскую функциональную школу". О.С.Широков говорил о существовании на протяжении века Московской функциональной (формальной) фортунатовской школы – МФШ (сквозной термин этой статьи). По-видимому, разные термины будут сохраняться для обозначения отдельных периодов существования школы. Но название нашего сборника указывает на лингвистическую традицию, которая объединяет не только москвичей.

У читателей может возникнуть вопрос о содержательном объеме сборника. Организаторы не ограничивали тематики конференции. В частности, ее участники с интересом прослушали доклады по синтаксису: Е.Н.Ширяева (Москва), М.А.Кормилицыной (Саратов), Л.Г.Бабенко (Екатеринбург), Г.Д.Фигуровской (Елец), О.М.Чупашевой (Мурманск). Однако в публикации докладов Первой московской конференции мы ориентировались на сформировавшуюся проблематику московской школы.

Синтаксис и лексика (и семантика) не получили положительных ответов. И в нашей книге наиболее развернутой оказалась проблематика разделов "Фонетика", "Фонология". Авторы статей – ведущие специалисты в исследовании фонетики, фонологии, орфографии, известные представители МФШ.

Выделим в этой тематике два важных и актуальных круга проблем: о понятии позиции (В.А.Виноградов, М.Л.Каленчук, Р.И.Лихтман, Г.Н.Иванова-Лукьянова), о фонологической теории Р.И.Аванесова (Л.Э.Калнынь, К.Ф.Захарова, в значительной мере – В.В.Иванов). Теме "Орфоэпия и грамматика, орфоэпия и фонетика" был посвящен доклад Р.Ф.Касаткиной, "Фонетической вариативности" – А.М.Красовицкого.

Мы благодарим за участие в конференции Л.Л.Буланина (СанктПетербург), прочитавшего доклад "Звук и фонема в теории МФШ".

Морфология – область науки, связанная в Московской лингвистической школе с именами В.Н.Сидорова и П.С.Кузнецова. В 1999 г. вышла "Позиционная морфология русского языка" М.В.Панова. Мы хотели бы надеяться, что публикация статей о русской морфологии в этом сборнике поможет осознать направление развития грамматической теории в МЛШ. Кроме авторов публикуемых докладов, в работе секции приняла участие ученица А.А.Реформатского Н.А.Еськова с интересным докладом "Первообразные и непервообразные предлоги". К сожалению, лишь немногими докладами была представлена словобразовательная проблематика (А.Н.Тихонов (Москва), Е.В.Огольцова (Новгород)). В сборнике публикуются статьи гостей конференции З.И.Резановой и Н.Б.Лебедевой (Томск) – учениц талантливого исследователя М.Н.Янценецкой и М.А.Кронгауза (Москва), разрабатывающих новые методы словообразовательного анализа.

Важнейшим достижением русской лингвистики второй половины XX в. явилось осознание системного своеобразия русской разговорной речи.

В нашем сборнике представлен ряд статей о РР, стилистике и поэтике.

Аванесовские традиции в изучении диалектологии и истории языка – тема, которой может быть посвящена одна из следующих конференций школы (в 2002 г. исполняется 100 лет со дня рождения Р.И.Аванесова). В этом сборнике мы публикуем несколько статей об аванесовской школе, по диалектологии и истории языка.

Взгляд на теорию МЛШ в общем контексте теории языка XX в. был представлен в серии докладов, публикуемых в разделе "Общие вопросы лингвистической теории". Оргкомитет конференции считает чрезвычайно важным осознание роли лингвистической теории в построении школьного курса русского языка. Серьезный результат, связанный с педагогической пропагандой идей МЛШ – выпуск учебника "Русский язык" для 5, 6 и 7-го классов под редакцией М.В.Панова. На конференции были выслушаны доклады о построении содержания школьного преподавания с опорой на теорию МЛШ: В.В.Репкина (Харьков), Л.Б.Парубченко (Барнаул), М.И.Задорожного (Орехово-Зуево), С.А.Полковниковой (Москва), а также доклады по общим проблемам преподавания русского языка в школе: О.Е.Кармаковой и И.А.Букринской (Москва), Л.П.Сычуговой (Киров), В.И.Макарова (Елец). В традициях Казанской лингвистической школы был построен доклад "Ф.Ф.Фортунатов и вопросы преподавания лингвистической теории" гостей из Казани А.А.Аминовой и Н.А.Андрамоновой.

Конференция завершилась серией докладов об истории школы и судьбе ее участников: М.И.Шапира – о Московском лингвистическом кружке, С.Н.Боруновой – о В.Н.Сидорове, С.И.Гиндина – о Г.О.Винокуре (см.: [Гиндин, 1998]), В.М.Алпатова – о П.С.Кузнецове, М.А.Реформатской, дочери ученого – об А.А.Реформатском. В сборнике мы публикуем краткие воспоминания о Р.И.Аванесове, написанные Л.Н.Булатовой.

Оргкомитет конференции сердечно благодарит всех ее участников. Среди них: С.М.Васильченко, Б.С.Гулакян, С.А.Крылова, Д.Н.Киянову, Е.М.Лазуткину, В.Ф.Новодранову, С.А.Полковникову, М.В.Раевского, О.Г.Ровнову, В.Б.Силину.

Отбор докладов для публикации в сборнике ограниченного объема связан отчасти с волей докладчиков, отчасти с тематическими границами (в частности, мы должны были остаться в сфере исследований русского языка). Мы надеемся, что конференции МЛШ будут проходить регулярно. Цель их – осознание столетней традиции школы, творческое развитие ее научного мировоззрения и – сохранение памяти о наших учителях.

Напомним, что чтения, посвященные памяти П.С.Кузнецова, неоднократно проходили в МГУ, конференции памяти В.Н.Сидорова – в Институте русского языка РАН. В Институте языкознания РАН ежегодно проводятся чтения памяти А.А.Реформатского.

Председатель Оргкомитета Е.В.Красильникова


Оглавление
top
Предисловие
 Фонетика. Фонология
Типы научно-лингвистических транскрипций как отражение развития 
теоретических идей МФШ К. В. Горшкова
Парадокс П. С. Кузнецова – М. В. Панова. Фонема или морфонема?  Л. Л. Касаткин
О расширении понятия позиция М. Л. Каленчук
О фонетической позиции Р. И. Лихтман
О позициях в интонации Г. Н. Иванова-Лукьянова
Опыт критики концепции Московской фонологической школы  Л. Э. Калнынь
"Слабые" фонемы предударного вокализма в русских говорах  К. Ф. Захарова
Еще раз о фонемном статусе звуковой единицы в фонологически слабых позициях В. В. Иванов
Общее и специфическое в сегментной и суперсегментной фонологии 
(на материале русского языка) Е. А. Брызгунова
 Орфография
Теория письма и Московская фонологическая школа (МФШ)  С. М. Кузьмина
Орфографические уроки Ф. Ф. Фортунатова и А. А. Шахматова  Т. М. Григорьева
 Морфология
О московской фонологической теории с позиций
 морфолога (к вопросу о существовании Московской лингвистической школы) Л. Н. Булатова
Тенденция к аналитизму в языке массовой коммуникации  М. Я. Гловинская
Взаимодействие залога с лицом и числом при пассивном преобразовании В. С. Храковский
Сильные и слабые позиции видового противопоставления  Ю. П. Князев
О категориальном статусе инфинитива и событийных имен В. С. Ли
 Словообразование
Приставочный сценарий для глагольной основы М. А. Кронгауз
Семантика и функции деминутивного словообразования З. И. Резанова
Опыт логико-семантического анализа префиксальных глаголов 
(на примере глагола "подслушать" ) Н. Б. Лебедева
 Языковые подсистемы. Стилистика
Эстетические качества разговорной речи Е. В. Красильникова
К проблеме изучения разговорной речи в ретроспекции Л. А. Глинкина
Современная политическая коммуникация: тенденции развития  М. В. Китайгородская, Н. Н. Розанова
Судебные речи XIX и XX вв. как феномены истории
 языка и культуры (в контексте идей поэтики А. А. Реформатского) Г. Г. Гиздатов
О понятии сильной и слабой позиции в лингвостилистике
 (в развитие идей В. Д. Левина) Е. А. Некрасова
Архаическая форма слова в поэзии постмодернизма (падеж существительного) Л. В. Зубова
 Диалектология. История языка
Аванесовские традиции Московской 
диалектологической школы  Н. Н. Пшеничнова
Теория об иерархии диалектного членения и ее использование при изучении 
лексики говоров
 территории позднего заселения (на материале русских говоров Среднего Урала) К. И. Демидова
Деепричастия на  в свете памятников восточнославянской письменности М. В. Шульга
 Общие вопросы лингвистической теории
Принципы и методы МФШ в применении к разным ярусам различных 
языков О. С. Широков
Московская лингвистическая школа и теория нейтрализации  В. К. Журавлев
МФШ и ее дочерняя ветвь – порождающая фонология  Ю. С. Кудрявцев
Круговорот идей в концепции МФШ Д. Д. Беляев
Методы типологическо-контрастивных сопоставлений в московской
 формальной школе (от Фортунатова до Реформатского) А. В. Широкова
 Лингвистическая теория в школе и в вузе
Научная теория и школьная практика Парубченко Л. Б.
Образовательный потенциал концепции МФШ М. И. Задорожный
Ф. Ф. Фортунатов и вопросы преподавания лингвистической теории  А. А. Аминова, Н. А. Андрамонова
Новая лингвистическая дисциплина в школьном курсе  И. А. Букринская, О. В. Кармакова
 Из истории МЛШ
Владимир Николаевич Сидоров С. Н. Борунова
Воспоминания о Петре Саввиче Кузнецове В. М. Алпатов
Рубен Иванович Аванесов (воспоминания ученицы) Л. Н. Булатова
МФШ (Московская фонологическая школа) А. А. Реформатский
Московская фонологическая теория сегодня