Нарастание глобальных изменений во всех сферах жизни человечества заставляет в наше время ставить проблемы Перехода, Рубежа, Пограничья. Хронологическая и, по существу, безличная дата – Миллениум – экзистенциально обострила ощущение Пограничья, начало Новых времен. Потрясшая мир дата – 11 сентября 2001 г. – не только укрепила уверенность в наступлении некоего Рубежа, но и создала ощущение реальной опасности гибели человечества. Очевидно, это последнее – осознание хрупкости существования человеческой цивилизации – отличает нынешний переход от всех предшествующих (рубежей столетий, социально-экономических и культурных эпох и так далее) и позволяет определить его как Глобальный, цивилизационный Переход, мировое социокультурное пограничье. Острота и актуальность проблематики определили широкий интерес к ней в современной науке – культурологии, философии, искусствознании, литературоведении. В последние годы появилось немало работ, посвященных этой теме. Отметим особо серию научных сборников, подготовленных и изданных отделом эстетики и теории искусства Государственного института искусствознания и Комиссией междисциплинарного исследования художественной деятельности при Научном совете "История мировой культуры" РАН: "Искусство нового времени. Опыт культурологического анализа" (СПб., 2000), "Искусство в ситуации смены циклов. Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах" (М., 2002), "Переходные процессы в русской художественной культуре. Новое и Новейшее время" (М., 2003). Характеристике переходных состояний общества посвящен сборник по материалам международной научной конференции, подготовленный Научным советом по истории мировой культуры РАН – "Культура в эпоху цивилизационного слома. Материалы Международной научной конференции 12–14 марта 2001 г., Москва" (М., 2001). Коллективной междисциплинарной рефлексии по поводу переживаемой мировой культурой ситуации перехода от ХХ к ХХI в. и от II к III тысячелетию посвящен сборник статей, подготовленный Институтом мировой литературы им. А. М. Горького РАН на основе материалов российско-французской конференции "Кануны и рубежи. Типы пограничных эпох – типы пограничного сознания. Материалы российско-французской конференции" (В 2 ч. М., 2002). Следует назвать и литературоведческие работы С. В. Прожогиной, посвященные взаимодействию культур Востока и Запада, происходящему на Западе: "Иммигрантские истории" (М., 2001), "Восток на Западе: вместе и врозь (Иммигрантские истории – 2)" (М., 2003). Данной проблематике посвящена во многом и книга А. П. Назаретяна "Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории (Синергетика – психология – прогнозирование)" (М., 2004). Предлагаемая книга – результат труда сотрудников Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН и других ученых, объединившихся на базе общих интересов вокруг Центра. Наш сборник является междисциплинарным исследованием. Среди его авторов представлены историки, культурологи, социологи, философы, литературоведы, социальные психологи. Особенностью нашего сборника является исследование в различных ракурсах феномена социокультурного пограничья, возникшего в мире в результате глобальных изменений, происходящих во всех сферах жизнедеятельности общества. Глобализация может пониматься как "мегатенденция", которая в будущем способна оказывать существенное влияние на формирование всех прочих мировых тенденций. В связи с важностью этой проблемы сборник открывается фундаментальной статьей И. В. Следзевского ""Пограничье без границ". Глобальная неопределенность мира и ее отражение в знании и культуре", которая посвящена проблематике глобализации – раскрытию смысла самих понятий "глобальность", "глобализация", анализу их содержания и основных глобалистских представлений, исследованию отражения глобалистики в культуре, культурных предпосылок и истоков глобализации, тенденции формирования транснациональной культуры. Наш сборник отличает цивилизационный подход к проблеме социокультурного пограничья, в связи с чем специально рассматриваются такие вопросы, как цивилизации пограничного типа (Я. Г. Шемякин), место исламского цивилизационного проекта в мировом цивилизационном пограничье (А. Д. Саватеев), специфика цивилизационного развития России (А. Н. Мосейко). Цивилизационный подход реализуется и в других статьях сборника. В основу работы были положены два ключевых положения, отражающие своеобразие ситуаций и состояний социокультурного пограничья. 1.Пограничные ситуации могут порождать два противоречивых процесса: – социальные катаклизмы, вплоть до социального хаоса и цивилизационных катастроф, кризиса идентичности; разрушение ряда социальных, нравственных, эстетических ценностей; – обновление социума, рост творческого потенциала, прорывы в различных сферах – социальной, культурной, информационной, технологической, – последствия которых трудно предугадать. 2.Состояние социокультурного пограничья предполагает, с одной стороны, нарастание универсалистских тенденций и потенций развития, с другой – рост многообразия, стремление к идентификации с самобытными культурами. В процессе подготовки книги постоянно работал семинар по проблемам социокультурного пограничья, на котором заслушивались и обсуждались доклады по ключевым вопросам темы, основным методологическим ориентирам и гипотезам. В рамках семинара были организованы несколько "круглых столов", например: "Личность на рубеже культур", "Технологии настоящего и будущего в социокультурном пограничье". Многие доклады, представленные на "круглых столах", легли в основу статей сборника. Книга включает в себя три раздела. В разделе I "Социокультурное пограничье в мировом развитии" рассматриваются общие вопросы данной темы (статьи И. В. Следзевского, Я. Г. Шемякина), а также региональные проблемы Африки (А. Д. Саватеев). Раздел II "Социокультурное пограничье в развитии России" представлен как общей проблематикой цивилизационной специфики России (А. Н. Мосейко), так и важными для России вопросами взаимодействия культур. Большое внимание уделено проблемам ислама в России как в историческом плане (Н. А. Нефляшева), так и в современном развитии (Э. Ф. Кисриев, Д. А. Халтурина). Разновидности межкультурного пограничья рассматриваются в статьях К. Э. Григорян, Е. Л. Гуревич. Раздел III "Личность в ситуации культурного пограничья" представляет яркий спектр различных подходов к проблеме личности в ситуации пограничья. Статьи этого раздела касаются проблем России (Е. В. Харитонова, М. Л. Белл), Северной и Тропической Африки (С. В. Прожогина, И. Т. Катагощина, К. С. Кананыхина), межкультурного состояния бёров во Франции (Е. Б. Деменцева) и метисов (Н. Л. Крылова). В этом разделе особенно наглядно представлена междисциплинарность и широта охвата различных граней проблематики современного пограничья: самоидентификация современной молодежи, личность в российском бизнесе (Е. В. Харитонова), персонажи контркультуры (М. Л. Белл), трагизм личности франкоязычного писателя в арабском мире (С. В. Прожогина), образ "неприкаянного человека" в советской мультипликации (Г. И. Сапрохина) и т. д. Представляемая книга не является коллективной монографией, ибо в силу своей междисциплинарности она освещает самые различные, иногда неожиданные аспекты и проблемы социокультурного пограничья и освещает с различных авторских позиций и в разнообразных ракурсах. Это, скорее, сборник статей, объединенных общей проблематикой и написанных близкими по духу авторами. Монографичность проявилась в этой духовной близости авторов, объединившихся в плодотворно работающий коллектив. |