URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Мосейко А.Н., Следзевский И.В. Социокультурное пограничье как феномен мировых и российских трансформаций: Междисциплинарное исследование Обложка Мосейко А.Н., Следзевский И.В. Социокультурное пограничье как феномен мировых и российских трансформаций: Междисциплинарное исследование
Id: 77046
861 р.

Социокультурное пограничье как феномен мировых и российских трансформаций:
Междисциплинарное исследование

URSS. 2008. 504 с. ISBN 978-5-397-00170-0.
Белая офсетная бумага

Аннотация

Предлагаемая книга --- результат труда сотрудников Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН и других ученых, объединившихся на базе общих интересов вокруг Центра. Среди ее авторов представлены историки, культурологи, социологи, философы, литературоведы, социальные психологи. Книга освещает различные, иногда неожиданные аспекты и проблемы социокультурного пограничья --- пороговых, нестационарных состояний культуры, общества... (Подробнее)


Содержание
top
Введение
Раздел I
Социокультурное пограничье в мировом развитии
 И. В. Следзевский
  "Пограничье без границ". Глобальная неопределенность мира и ее отражение в знании и культуре
 Я. Г. Шемякин
  Цивилизации "пограничного" типа: формирование концепции
 А. Д. Саватеев
  Мировое цивилизационное пограничье: исламский цивилизационный проект в Тропической Африке
Раздел II
Социокультурное пограничье в развитии России
 А. Н. Мосейко
  Цивилизационная специфика России. Проблема духовного субстрата
 Э. Ф. Кисриев
  От атеизма к клерикализму? О новейших тенденциях реисламизации в Дагестане
 К. Э. Григорян
  Межкультурное пограничье как естественное состояние этнической культуры периферийных групп армян
 Д. А. Халтурина
  Ислам и москвичи: зона цивилизационного пограничья?
 Н. А. Нефляшева
  Хадж российских мусульман как ситуация "пограничья"
 Е. Л. Гуревич
  Проблема жизни и смерти в условиях социокультурного кризиса в России (на примере проблемы эвтаназии)
Раздел III
Личность на рубеже культур
 Е. В. Харитонова
  "Смысл для себя" и "смысл для других" (к вопросу о корпоративном имидже и корпоративной культуре)
 Е. В. Харитонова
  Люди в корпорации – конфликт интересов (к вопросу об "антропологии" российского бизнеса)
 Г. И. Сапрохина
  "Неприкаянный человек" в популярных образах советской мультипликации 1970–1980-x годов
 М. Л. Белл
  Персонажи советского андеграунда второй половины 70-х годов и их судьба (к вопросу о молодежных субкультурных феноменах)
 С. В. Прожогина
  "Блеск и нищета" культурной "порубежности" (литературное франкоязычие арабского мира)
 Е. Б. Деминцева
  "Кто я"? Самоидентификация "бёров"
 И. Т. Катагощина
  Африка: личность в процессе трансформации
 К. С. Кананыхина
  Нигерийский интеллигент как производное цивилизационного пограничья
 Н. Л. Крылова
  Личность метиса в социокультурном контексте афро-русского порубежья

Введение
top

Нарастание глобальных изменений во всех сферах жизни человечества заставляет в наше время ставить проблемы Перехода, Рубежа, Пограничья.

Хронологическая и, по существу, безличная дата – Миллениум – экзистенциально обострила ощущение Пограничья, начало Новых времен. Потрясшая мир дата – 11 сентября 2001 г. – не только укрепила уверенность в наступлении некоего Рубежа, но и создала ощущение реальной опасности гибели человечества. Очевидно, это последнее – осознание хрупкости существования человеческой цивилизации – отличает нынешний переход от всех предшествующих (рубежей столетий, социально-экономических и культурных эпох и так далее) и позволяет определить его как Глобальный, цивилизационный Переход, мировое социокультурное пограничье.

Острота и актуальность проблематики определили широкий интерес к ней в современной науке – культурологии, философии, искусствознании, литературоведении. В последние годы появилось немало работ, посвященных этой теме. Отметим особо серию научных сборников, подготовленных и изданных отделом эстетики и теории искусства Государственного института искусствознания и Комиссией междисциплинарного исследования художественной деятельности при Научном совете "История мировой культуры" РАН: "Искусство нового времени. Опыт культурологического анализа" (СПб., 2000), "Искусство в ситуации смены циклов. Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах" (М., 2002), "Переходные процессы в русской художественной культуре. Новое и Новейшее время" (М., 2003).

Характеристике переходных состояний общества посвящен сборник по материалам международной научной конференции, подготовленный Научным советом по истории мировой культуры РАН – "Культура в эпоху цивилизационного слома. Материалы Международной научной конференции 12–14 марта 2001 г., Москва" (М., 2001).

Коллективной междисциплинарной рефлексии по поводу переживаемой мировой культурой ситуации перехода от ХХ к ХХI в. и от II к III тысячелетию посвящен сборник статей, подготовленный Институтом мировой литературы им. А. М. Горького РАН на основе материалов российско-французской конференции "Кануны и рубежи. Типы пограничных эпох – типы пограничного сознания. Материалы российско-французской конференции" (В 2 ч. М., 2002).

Следует назвать и литературоведческие работы С. В. Прожогиной, посвященные взаимодействию культур Востока и Запада, происходящему на Западе: "Иммигрантские истории" (М., 2001), "Восток на Западе: вместе и врозь (Иммигрантские истории – 2)" (М., 2003). Данной проблематике посвящена во многом и книга А. П. Назаретяна "Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории (Синергетика – психология – прогнозирование)" (М., 2004).

Предлагаемая книга – результат труда сотрудников Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН и других ученых, объединившихся на базе общих интересов вокруг Центра.

Наш сборник является междисциплинарным исследованием. Среди его авторов представлены историки, культурологи, социологи, философы, литературоведы, социальные психологи.

Особенностью нашего сборника является исследование в различных ракурсах феномена социокультурного пограничья, возникшего в мире в результате глобальных изменений, происходящих во всех сферах жизнедеятельности общества. Глобализация может пониматься как "мегатенденция", которая в будущем способна оказывать существенное влияние на формирование всех прочих мировых тенденций. В связи с важностью этой проблемы сборник открывается фундаментальной статьей И. В. Следзевского ""Пограничье без границ". Глобальная неопределенность мира и ее отражение в знании и культуре", которая посвящена проблематике глобализации – раскрытию смысла самих понятий "глобальность", "глобализация", анализу их содержания и основных глобалистских представлений, исследованию отражения глобалистики в культуре, культурных предпосылок и истоков глобализации, тенденции формирования транснациональной культуры.

Наш сборник отличает цивилизационный подход к проблеме социокультурного пограничья, в связи с чем специально рассматриваются такие вопросы, как цивилизации пограничного типа (Я. Г. Шемякин), место исламского цивилизационного проекта в мировом цивилизационном пограничье (А. Д. Саватеев), специфика цивилизационного развития России (А. Н. Мосейко). Цивилизационный подход реализуется и в других статьях сборника.

В основу работы были положены два ключевых положения, отражающие своеобразие ситуаций и состояний социокультурного пограничья.

1.Пограничные ситуации могут порождать два противоречивых процесса:

– социальные катаклизмы, вплоть до социального хаоса и цивилизационных катастроф, кризиса идентичности; разрушение ряда социальных, нравственных, эстетических ценностей;

– обновление социума, рост творческого потенциала, прорывы в различных сферах – социальной, культурной, информационной, технологической, – последствия которых трудно предугадать.

2.Состояние социокультурного пограничья предполагает, с одной стороны, нарастание универсалистских тенденций и потенций развития, с другой – рост многообразия, стремление к идентификации с самобытными культурами.

В процессе подготовки книги постоянно работал семинар по проблемам социокультурного пограничья, на котором заслушивались и обсуждались доклады по ключевым вопросам темы, основным методологическим ориентирам и гипотезам. В рамках семинара были организованы несколько "круглых столов", например: "Личность на рубеже культур", "Технологии настоящего и будущего в социокультурном пограничье". Многие доклады, представленные на "круглых столах", легли в основу статей сборника.

Книга включает в себя три раздела.

В разделе I "Социокультурное пограничье в мировом развитии" рассматриваются общие вопросы данной темы (статьи И. В. Следзевского, Я. Г. Шемякина), а также региональные проблемы Африки (А. Д. Саватеев).

Раздел II "Социокультурное пограничье в развитии России" представлен как общей проблематикой цивилизационной специфики России (А. Н. Мосейко), так и важными для России вопросами взаимодействия культур. Большое внимание уделено проблемам ислама в России как в историческом плане (Н. А. Нефляшева), так и в современном развитии (Э. Ф. Кисриев, Д. А. Халтурина). Разновидности межкультурного пограничья рассматриваются в статьях К. Э. Григорян, Е. Л. Гуревич.

Раздел III "Личность в ситуации культурного пограничья" представляет яркий спектр различных подходов к проблеме личности в ситуации пограничья. Статьи этого раздела касаются проблем России (Е. В. Харитонова, М. Л. Белл), Северной и Тропической Африки (С. В. Прожогина, И. Т. Катагощина, К. С. Кананыхина), межкультурного состояния бёров во Франции (Е. Б. Деменцева) и метисов (Н. Л. Крылова). В этом разделе особенно наглядно представлена междисциплинарность и широта охвата различных граней проблематики современного пограничья: самоидентификация современной молодежи, личность в российском бизнесе (Е. В. Харитонова), персонажи контркультуры (М. Л. Белл), трагизм личности франкоязычного писателя в арабском мире (С. В. Прожогина), образ "неприкаянного человека" в советской мультипликации (Г. И. Сапрохина) и т. д.

Представляемая книга не является коллективной монографией, ибо в силу своей междисциплинарности она освещает самые различные, иногда неожиданные аспекты и проблемы социокультурного пограничья и освещает с различных авторских позиций и в разнообразных ракурсах. Это, скорее, сборник статей, объединенных общей проблематикой и написанных близкими по духу авторами.

Монографичность проявилась в этой духовной близости авторов, объединившихся в плодотворно работающий коллектив.