Российский нефтегазовый комплекс (НГК) как и в советское время является фундаментом национальной экономики. В ходе рыночных преобразований, происходящих в отрасли и сопровождающихся накоплением внутренних проблем, роль нефтяной и газовой промышленности в экономическом развитии России продолжает повышаться. Сегодня нефтегазовый комплекс России обеспечивает 2/3 общего потребления первичных энергоресурсов и 4/5 их производства, является главным источником налоговых (около 10% доходов федерального бюджета) и валютных (примерно половина) поступлений в казну. При этом на долю НГК приходится 12% промышленного производства России и лишь 3% занятых. Возрастание роли НГК объясняется высокой конкурентоспособностью его продукции, вследствие чего глубина падения объемов производства здесь была существенно меньшей, чем в других отраслях и экономике в целом. Тем не менее, первоначальные надежды на то, что НГК станет "локомотивом" российской экономики переходного периода, оправдались лишь частично. Действительно, специфика ценообразования на энергоносители на начальном этапе перехода к рынку во многом способствовала сглаживанию последствий "ценового шока", а валютные доходы от экспорта нефти и газа позволили решать острые проблемы экономического и социального характера внутри страны, но надежды на быстрый и масштабный приток инвестиций в НГК, особенно – иностранных, не оправдались. Как отмечают эксперты, побудительные мотивы к осуществлению капиталовложений зависят от двух групп факторов. К ним относится: 1) отраслевая инвестиционная привлекательность, которая определяется набором параметров, связанных с состоянием ресурсной базы, производственными возможностями по их освоению, планируемыми издержками и т.п.; 2) факторы, характеризующие инвестиционную привлекательность России в целом, т.е. параметры общего инвестиционного климата в стране (режим иностранных инвестиций, налоговое, валютное и таможенное законодательство, степень открытости экономики, системы разрешения споров и т.д.). Другой внешнеэкономический компонент часто остается за рамками профессиональных рекомендаций специалистов по нефтегазовому комплексу, тогда как на фазе становления новой системы внешнеполитических связей он приобретает особое значение. Речь идет о геополитических интересах крупнейших мировых держав и их блоков. Россия после долгого пребывания в относительно замкнутых условиях в период существования СССР попала в сферу сложного баланса сил в мировой экономике и не может игнорировать относительно новые для нее геополитические реалии. Это отражается, в частности, во взаимоотношениях с общемировым нефтяным картелем – ОПЕК, странами-импортерами энергоносителей. Возвращаясь к первым двум группам факторов, отметим, что, во-первых, Россия по своим природным богатствам занимает особое положение в мире. Потенциал ее недр оценивается почти в 30 трлн долл., что значительно превышает соответствующие показатели США (8 трлн долл.) и Китая (6,5 трлн долл.), не говоря уже о Западной Европе (0,5 трлн долл.). Прогнозируемый же потенциал России по ресурсам оценивается в 140 трлн долл. Кроме того, эксперты отмечают, что на долю России приходится от 15 до 17% всех мировых запасов сырья, тогда как население страны составляет лишь 3% мирового населения. Напротив, потребление многих видов сырья в расчете на одного жителя России в 2–3 раза, а в некоторых видах – в 5–8 раз ниже, чем в основных развитых странах, а интенсивность нагрузки на недра в России в 4–6 раз, иногда и в 8–10 раз меньше, чем в США, Канаде и других странах, активно использующих свой минерально-сырьевой потенциал. Особенно благоприятное положение сложилось в отношении обеспеченности России запасами топливно-энергетических ресурсов. В структуре минерально-сырьевой базы страны на их долю приходится более 71%. По этой причине, несмотря на современное кризисное состояние ТЭК, Россия была, есть и будет в обозримом будущем важнейшим, по мировым меркам, производителем углеводородного сырья. По той же причине масштабы топливно-энергетической ресурсной базы будут оставаться одним из наиболее важных компонентов инвестиционной привлекательности страны. В России, территория которой составляет 12,8% территории обитаемой суши, сосредоточено 42% мировых прогнозируемых и 32% разведанных запасов природного газа, 12% прогнозируемых и около 5% разведанных запасов нефти. Следует учесть, что на долю России приходится лишь 6% мирового потребления энергоресурсов. Обеспеченность России разведанными запасами нефти составляет 22 года, природного газа – 81 год. Особенно внушительно выглядит топливно-энергетический потенциал России по сравнению с крупнейшими странами-потребителями энергоресурсов. На долю США приходится около 20% их мирового использования, а разведанные запасы нефти и природного газа составляют лишь около 2,1 и 3,2% мировых, на страны западной Европы – 15%, а разведанные запасы – 1,8 и 3% соответственно (по состоянию на 1 января 2000 г.) Япония, помимо незначительных месторождений каменного угля, практически не имеет какой-либо собственной базы энергоресурсов. Приведенные выше оценки удельного веса России в мировых прогнозируемых запасах нефти, очевидно, потребуют корректировки в сторону увеличения. Обычно считается, что если доля уже извлеченных запасов в прогнозных ресурсах страны составляет около 25%, то в последующем существенное наращивание добычи маловероятно. В России к этому рубежу приближается нефть, суммарная добыча которой за всю историю российской нефтяной промышленности составляет 17%. Соответствующий показатель по газу – 5%, что ограничивает будущую добычу лишь стоимостью освоения. Таковы природно-ресурсные предпосылки для инвестирования в российский НГК. Несколько иная, менее оптимистическая картина складывается в плане организационно-экономических предпосылок. Здесь сказываются издержки запоздалого перевода экономики страны и ее нефтегазового комплекса на рельсы рыночного развития (недостаточность норм национального законодательства, забюрократизированность экономики, разногласия между Центром и регионами). Тем не менее инвестиционная привлекательность субъектов российского НГК остается высокой и продолжает возрастать в последние годы в связи с ситуацией, которая складывается на мировом топливном рынке. Высоким потенциалом инвестиционной привлекательности обладает ОАО "Газпром", являющееся, по оценке западных экспертов, самой инвестиционно-привлекательной и наиболее защищенной от политических рисков компанией России. Во-первых, по оценке американского аудитора "Де Гольер и Мак Ноттон", чистый дисконтированный доход при реализации 50% запасов компании сегодня может быть оценен более чем в 48 млрд долл. Во-вторых, рентабельность добычи газа, рассчитанная на основе продуктивности скважин, существенно выше, чем в нефтяной отрасли. По мнению "Дойче Морган Гренфельд", по продуктивности скважин "Газпром" занимает второе место среди крупнейших энергетических компаний мира. В-третьих, инвесторы смогут участвовать в реализации конкретных проектов, направленных на прирост ресурсной базы, развитие транспортной системы и повышение экспортного потенциала в целом, что является залогом будущего роста их доходов. Подавляющая часть привлекаемых "Газпромом" займов и кредитов обеспечена выручкой от экспортных контрактов с первоклассными западноевропейскими покупателями. Портфель экспортных контрактов "Газпрома" предусматривает поставку 2666 млрд м3 газа в Европу, что по текущим мировым ценам составляет около 195 млрд долл. Значительной инвестиционной привлекательностью обладают компании "Лукойл", ЮКОС, "Сургутнефтегаз" и другие вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК). Весьма привлекательной для инвесторов может оказаться необходимость крупномасштабного обновления изношенного и устаревшего производственного оборудования, используемого в ТЭК России. В современных условиях постоянное обновление основного капитала выступает важнейшим фактором снижения издержек добычи и повышения конкурентоспособности нефтяной и газовой промышленности. О масштабах выигрыша от использования этого фактора наглядно свидетельствует пример из истории американской нефтяной промышленности, которой удалось за период 1981–1996 гг. снизить издержки добычи нефти за счет внедрения технологических новшеств на 50% на суше и на 80% – при разработке морских месторождений. Отраслевая инвестиционная привлекательность тесно связана с общенациональной, поэтому инвестиционные перспективы рыночных вложений в развитие российских нефтегазовых компаний заметно меняются в связи с корректировкой национального, а также регионального инвестиционного и общеэкономического законодательства. Здесь важно отметить, что для инвесторов открываются дополнительные возможности вследствие либерализации инвестиционных режимов субъектами Федерации. Регионы все больше идут на предоставление инвесторам различного рода льгот (налоговых и других) на местном уровне. Как отмечал в середине 90-х гг. А.Мастепанов, "в настоящее время на первое место выходят задачи разграничения экономической и политической компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации в целях создания равных возможностей для развития энергетики в регионах для их надежного топливо- и энергообеспечения с минимальными общественно необходимыми затратами, но с учетом рыночного характера отношений, с учетом изменившейся собственности на средства производства и на результаты труда". Возрастание роли регионального фактора в развитии российского НГК отмечали и другие авторы, но параллельно шел и процесс вертикальной интеграции в НГК, особенно – в нефтяной промышленности, который, напротив, нивелировал частные интересы посредством единой корпоративной политики ВИНК. Более того, он практически ограничил тенденцию к регионализации нефтегазовых компаний рамками республиканских ВИНК Татарстана и Башкирии и отчасти – нефтяным комплексом столичного региона. Все это происходило на фоне общеотраслевых процессов, в которых задачи инвестиционного обеспечения нужд НГК приобрели особую роль. Проблема взаимодействия регионального и отраслевого факторов в развитии российского (общесоюзного) НГК не нова. В период существования СССР на ее решение были направлены управленческие меры по формированию совнархозов, затем – территориально-промышленных комплексов. Эти меры в известной степени смягчали конфликты между отраслью и регионами и облегчили выработку общенациональной хозяйственной политики. Впрочем, даже в рамках системы директивного планирования они не обеспечили и не могли обеспечить разрешение проблемы в целом. Текущий этап развития российской экономики – стадия рыночного трансформирования, во многом состоит в поиске принципиально новых решений указанной проблемы. Для нас идеология этих решений основана на рыночной концепции при приоритете общенациональных интересов, реализуемых через целенаправленную политику государства. Общетеоретическую основу для исследования составили труды ведущих экономистов страны: А.Аганбегяна, А.Арбатова, Е.Гайдара, А.Илларионова, В.Крюкова, Д.Львова, А.Мастепанова, А.Некипелова, А.Хайтуна и других, а также публикации экономистов-практиков из сферы нефтегазового комплекса: А.Алафинова, В.Алекперова, С.Генералова, В.Ремизова, Ю.Шафраника и других, которые в значительной мере позволили вплотную подойти к раскрытию темы исследования и формированию практических выводов и рекомендаций. Информационная база исследования основана на официальных статистических публикациях Госкомстата России, Минэнерго РФ, Счетной палаты РФ и других федеральных ведомств, а также на источниках международной экономической информации (ООН, ОПЕК и других), а также – статистических и аналитических данных, приводимых в специализированных источниках (Oil and Gas Journal, "Нефть и капитал", "Нефтегазовая вертикаль", "Нефтяная торговля" и других). Эта информация была обработана автором в виде таблиц и графических материалов и представлена в работе. Рассмотрение поставленной нами задачи исследования – взаимосвязи регионального и корпоративного аспектов в инвестиционной политике российского НГК – представляется нам особенно актуальным именно через призму увязки двух вышеназванных аспектов. Тематике корпоративной инвестиционной политики субъектов НГК посвящено немало интересных работ. В равной степени это относится и к инвестиционной политике нефтегазодобывающих регионов России, где также проработан немалый массив информации. Специфика данной работы заключается в том, что впервые автор исследует региональный аспект инвестиционной политики и отрасли с позиций перспектив и возможностей их взаимоувязанного развития. Для реализации такого подхода мы предполагаем следующие основные тезисы: 1. Для России, по сути дела только вступающей в полноправные отношения на глобальных топливных рынках, мировая практика инвестиций в экономику нефтегазодобывающих регионов имеет первостепенное значение. Для анализа взаимодействия отрасли и регионов весьма важен опыт организации взаимоотношений в сфере НГК, накопленный в США, Канаде, Норвегии, имея в виду весь комплекс проблем социально-этнического и экологического характера, включая специальные схемы инвестирования средств в НГК. Этот аспект анализа довольно подробно представлен в научной литературе, но российские реалии заставляют взглянуть на него по-новому. 2. Характеристика инвестиционной политики в российском НГК в целом и в нефтегазодобывающих районах, в частности. В работе представлена оценка экономических условий инвестирования в НГК и их специфика по конкретным регионам с опорой на новейшие тенденции развития комплекса, которые слабо описаны на данный момент в научной литературе (особенно – применительно к нефтегазодобывающим регионам). 3. Инвестиционный потенциал нефтегазодобывающих регионов России, равно как и механизмы их использования со стороны федеральной и региональной властей различны. Значительную специфику имеет, в частности, инвестиционная политика основного нефтедобывающего региона страны – Ханты-Мансийского автономного округа, представляющая интерес для всей России. 4. Проведение согласованной инвестиционной политики при соблюдении баланса интересов сторон в реформируемой экономике России представляется важным условием завершения первичных рыночных преобразований в НГК и изменении конъюнктуры цен на мировом топливном рынке. Для этого необходимо: – преобразование собственности с непосредственным участием регионов в формировании экономических структур; – построение новой системы отношений по схеме "регион – отрасль (компания)", которая будет закрепляться посредством двусторонних и многосторонних экономических соглашений, а также модернизация отношений недропользования, как элемента общеэкономической и инвестиционной ситуации в упомянутой выше модели взаимосвязей "отрасль-регион". 5. Результаты и параметры процесса вертикальной интеграции в НГК, как фактора проведения инвестиционной политики. Сам факт преобразования российского НГК, особенно в части нефтяной промышленности, на принципах вертикальной интеграции создал новую базу для организации инвестиционных процессов. Во многом за этот счет был приостановлен спад добычи нефти и газа в 90-х гг. Но теперь необходимо оценивать этот процесс уже с ориентацией на перспективу, учитывая всю гамму событий и перемен в российском НГК. Необходимо ясное понимание того, что именно в последние годы процесс вертикальной интеграции в НГК России приобрел дополнительную динамику. 6. Перспективы инвестиционного процесса в пореформенном НГК России в определяющей степени зависят от двух компонентов хозяйственной политики. Первое – государственная политика, реализуемая через: – государственное регулирование в отраслях ТЭК (состояние и управление собственностью на федеральном и региональном уровнях); – налоговую, тарифную и внешнеэкономическую политику государства в отраслях НГК, развитие и модификация; – совершенствование норм недропользования, как основы хозяйственной деятельности в сырьевом комплексе экономики. Здесь также наметились подвижки, нуждающиеся в научном осмыслении. Второе направление связано с самостоятельной деятельностью ведущих субъектов хозяйствования в НГК и определяется: – выбором стратегии развития компаний, включающим в себя определение приоритетов и основных партнеров в инвестиционной сфере; – продвижением конкретных схем реализации основных инвестиционных проектов в сферах добычи, переработки, сбыта, транспортировки энергоносителей; – разнообразием методов региональной политики и дифференцирования схем добычи, переработки и сбыта. Подобная система анализа позволяет, по нашему мнению, достаточно подробно осветить весь комплекс вопросов, относящихся к выбранной нами теме, несомненно важной для оценки современной ситуации в инвестиционной сфере развития российского НГК. Таким образом, исследование ориентировано на принципиально новые для России и ее НГК условия функционирования экономики на поздней стадии ее рыночного реформирования, на анализе проблематики возникшей недавно системы взаимосвязей действующей модели национального государственного и хозяйственного устройства страны. Автор выражает благодарность доктору экономических наук Колчину С.В. и доктору экономических наук, профессору Хайтуну А.Д. за ценную помощь и советы при написании этой книги. МАЛОВЕЦКИЙ Александр ВладимировичРодился 27 мая 1972 года в г. Тюмени. Образование: высшее техническое (инженер–механик), окончил Тюменский государственный нефтегазовый университет, 1996 год; высшее экономическое (экономист-менеджер в отраслях ТЭК), окончил Сургутский государственный университет, 1999 год; кандидат экономических наук (08.00.05 экономика и управление в отраслях народного хозяйства), 1999 год. Сведения о работе: 1996–1997 гг. –– экономист группы ценообразования бюро экономического анализа предприятия «Сургутгазпром» РАО «Газпром»; 1997-–2001 гг. –– начальник планово-экономического отдела, главный экономист, заместитель генерального директора по экономике ООО «Сургутстройгаз» ОАО «Газпром»; 2001–-06.2002 гг. -– председатель комитета инвестиций и поддержки предпринимательства администрации города Сургута. В настоящее время исполняет обязанности директора департамента по экономической политике Администрации города Сургута. |