URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Маренков Н.Л. Экономическая теория цены и ценообразования в рыночных отношениях в России Обложка Маренков Н.Л. Экономическая теория цены и ценообразования в рыночных отношениях в России
Id: 7686
518 р.

Экономическая теория цены и ценообразования в рыночных отношениях в России

2002. 216 с.
Газетная бумага

Аннотация

Данная книга написана профессором Экономико-финансового института в качестве учебного пособия для студентов экономических специальностей вузов, техникумов и колледжей, а также для учащихся старших классов средней школы. Книга представляет собой второе издание курса лекций "Цены и ценообразование в рыночной экономике России" по специальностям "Финансы и кредит" и "Бухгалтерский учет и аудит". Изменение названия настоящего издания обусловлено... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
1Предисловие к курсу "Цены и ценообразование"
2Понятие и сущность цены в рыночной экономике
3Система цен
4Этапы развития ценообразования в России
5Формирование цен в условиях рыночной экономики
6Стратегия ценообразования в условиях рыночной экономики России с использованием маркетинга
7Методология ценообразования в условиях рыночной экономики
8Цены и финансовые отношения
9Цены и кредитные отношения
10Ценообразование на рынке ценных бумаг
11Формирование цен на товарных биржах
12Ценообразование и система налогообложения в России
13Ценообразование в системе страхования России
   Сущность и задачи построения страховых услуг
   Методика расчета страховых тарифов
   Сущность страхового взноса
14Ценообразование во внешнеэкономической деятельности
Заключение
Список рекомендуемой литературы

Введение
top

Россия встала на путь глубоких экономических преобразований, сложного и противоречивого перехода к рыночным отношениям, к многообразию форм собственности за счет приватизации государственных предприятий, к созданию частных фирм и акционерных обществ, коммерческих банков и корпораций, совместных предприятий с привлечением иностранного капитала. Эффективное влияние производства в новых условиях зависит от многих факторов.

Сердцевина любого хозяйственного механизма и любого экономического учения – это теория цен и практика их формирования. С точки зрения экономики, цена является самой первой стоимостной категорией – поскольку экономика как система специфических социальных связей возникает в виде актов непосредственного обмена товарами, в виде товарного и денежного выражения стоимости товара.

Способ определения цены характеризует природу рынка и экономическую систему в целом. Цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных и денежных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населения. Однако цена по-прежнему одна из наименее разработанных категорий, о чем свидетельствует дискуссионный характер публикаций, посвященных вопросам теории цены и практики ценообразования.

На ценообразование в России наряду с правительственным влиянием воздействует большое количество различных факторов, в основном финансового порядка. Многое зависит от состояния государственных финансов и государственного бюджета, политики Центрального Банка России. Огромное значение имеет состояние денежного обращения в стране, характер функционирования кредитного сектора. Но в первую очередь особенности формирования механизма цен в экономике зависят от состояния народного хозяйства страны и мирового рынка.

Переходный характер российской экономики, трудности в проведении рыночных преобразований налагают свой отпечаток на особенности образования цен в России. Воздействие на переходный период исходит из многих составляющих, в том числе рынка ценных бумаг, товарных и фондовых бирж, внешнеэкономических отношений, взаимосвязи страхования, а также налоговой деятельности государства и процессов инфляции в условиях конкуренции, монополии государства и транснациональных компаний из-за рубежа.


Заключение
top

Ценообразование в России в переходный период к рыночным отношениям претерпело ряд изменений. Каждому предпринимателю понятно, что потребуется ряд конкретных практических мер по управлению ценами. Обсуждение методов и правил ценообразования приобретает смысл, если известны цели установления цены на товар или услуги: это максимизация темпов роста производства, максимизация прибыли или максимизация объемов продаж. В связи с этим взвешенная ценовая политика, постоянный финансовый анализ деятельности фирмы является одним из методов достижения указанных целей. Для этого необходимо определить критерий оценки решений ценообразования: такой как текущий уровень прибыльности, или целевой уровень рентабельности, или соответствие развития хозяйственной деятельности стратегическому плану внедрения на рынок новой продукции и др. Второй элемент – определение безубыточности изменений цен, что позволяет узнать при каких рыночных условиях измененные цены окажутся прибыльными. А это в свою очередь позволит принимать управленческие решения: проводить ли маркетинговые исследования рынка, сокращать ли производство данного товара или продавать другие товары, более конкурентоспособные, сокращать издержки производства и реализации, искать других покупателей в других регионах страны или новое дешевое сырье и полуфабрикаты.

Рыночные ориентиры ценообразования наряду с другими факторами, – такими, как государственное регулирование на постоянстве затрат, кредитовании, налогообложении, финансировании и лицензировании деятельности – позволяют предпринимателю использовать целую гамму решений принятия свободных и регулируемых цен на основе базиса.

Многие задаются вопросом – какие-же цены наиболее привлекательны и отражают стоимость их товара. В заключение отметим имеющиеся виды цен:

– оптовые цены, включающие издержки производства, прибыль фирмы-изготовителя, НДС, надбавки или скидки в цене;

– отпускные оптовые цены промышленности, по которым предприятия и потребители оплачивают товар с учетом акциза и оптово-сбытовой наценки на оптовую цену предприятия;

– трансфертные цены, являющиеся разновидностью оптовых цен внутри фирмы. В мировой практике они применяются в деятельности международных ТНК;

– цены биржевого товара, являющиеся разновидностью отпускных оптовых цен биржевых сделок;

– закупочные оптовые цены, применяемые при закупке сельскохозяйственной продукции. Их отличие от цен, например, на строительную продукцию может заключаться в сметной стоимости затрат, когда прейскурантная цена указывается как сметная стоимость единицы этой продукции;

– договорные цены, самые распространенные в условиях рынка. Они устанавливаются между продавцами и покупателями по договоренности;

– тарифы – плата за услуги, взимаемая с посетителей независимо от их желания;

– розничные цены – цены в розничной торговле, учитывающие расходы, связанные с оптовой ценой и прибылью торгового предприятия. Они подразделяются на коммерческие (рыночные) и аукционные;

– региональные цены, устанавливающиеся в зависимости от региона их расположения;

– международные, внешнеэкономические и мировые цены, применяемые в международной торговле, договорные при подписании контрактов купли и продажи. Эти цены могут быть экспортные и импортные. Они учитывают все таможенные расходы, сборы и налоги при пересечении границы. Иногда цены могут быть фиксированными, устанавливаемыми государством на сырьевые товары или монопольные услуги.

Цены могут быть предельные (лимитные) и проектные, ориентировочно используемые в период разработки проектов, а иногда – прогнозные. Твердой границы между разными видами цен не существует – для изменения названия достаточно применить скидки, наценки, налоги, процентные ставки и другие меры регулирования.


Об авторе
top

Маренков Николай Леонидович, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, профессор Московского экономико-финансового института, автор более 50 научных работ. Им написаны лекции и учебные пособия по экономическим дисциплинам: "Цены и ценообразование", "Российский рынок ценных бумаг и биржевое дело", "Международные стандарты бухгалтерского учета, аудита и учетная политика российских фирм", "Страхование", "Менеджмент технологий и эккаунтинг малого предпринимательства" и др.