Впечатляющие достижения науки XX в. – полеты в космос, компьютеры, мобильные телефоны, клонирование, телевизоры и т. п. наглядно демонстрируют мощь человеческого разума и научных методов. Один из важнейших уроков истории: признание явного и бесспорного преимущества науки перед иными видами познания. В истории человечества развернулась грандиозная дискуссия о природе науки, о методах и закономерностях научного познания. Философия науки обобщает высшие интеллектуальные усилия человечества направленные на осмысление феномена науки. Античные философы поставили вопросы об истинности и ложности мифов, о роли математики в познании, о языке, о доказательствах, о методах физики, астрономии, биологии и т. д. Средневековая философия проявила повышенный интерес к проблеме истины, обострились дискуссии о науке и религии, о вере и разуме. Средневековые философы, для того чтобы разрешить противоречия между наукой и религией, выдвинули учения о двойственности истин: наука – основывает, религия – объясняет. Поскольку развивающаяся наука категорически отказывается использовать религиозные и мифологические понятия, образы, сюжеты, сциентисты евроренессанса (Бруно, Монтень, Макиавелли и др.) в духе основной идеи эпохи Возрождения о необходимости переоценки ценностей, отстаивают тезис об огромном познавательном потенциале науки и подвергают жесткой критике религию. Философы Нового времени (Галилей, Ф.Бэкон, Гоббс, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Локк, Ньютон, Гук, Беркли, Юм, Кант, Дидро, Даламбер, Лаплас, Вольтер, Кондорсэ, Сен-Симон и др.) посвятили науке знаменитые сочинения, в которых обсуждались актуальные философские проблемы о методах науки, о роли науки в процессе индустриализации; обостряется дискуссия о научной картине мира. Историческая заслуга выделения основных когнитивных задач науки и их непосредственного логико-философского исследования принадлежит позитивизму (Конт, Дж.Ст.Милль, Спенсер, Мах, Дюгем, А.Пуанкаре, Рассел и др.), проявившему интерес к проблемам описания, объяснения, предсказания. Позитивизм выступил против априоризма и иррационализма. Кантианство (Риккерт, Виндельбанд, Коген, Кассирер и др.), верное идеям своего учителя, продолжало защищать теорию познания Канта, хотя по-своему отреагировало на позитивистскую критику. Кантианцы модернизируют философию Канта с учетом новых исторических условий и принимает активное участие в дискуссии о когнитивных задачах науки (описании, объяснении, понимании, предсказании и т. п.). Философия жизни (Шопенгауэр, Шлейермахер, Ницше, Дильтей, Зиммель, Шпенглер, Бергсон и др.) явно недооценивала сложную специфику науки и трактовала понимание, объяснение, предвидение в контексте гилозоистских представлений о человеке и обществе. Сциентитсткая философия науки исходит из достоверной истории науки, трудов ученых, анализа форм и методов научного познания. Позитивизм не удовлетворил многих ученых несмотря на его популярность в конце XIX – начале XX в. Критика позитивистской философии науки привела к формированию двух новых течений – неорационализма и фальсификационизма. Философствующие физики XX в. (Планк, Эйнштейн, Больцман, Н.Бор, Гейзенберг, Борн, Шредингер, Паули и др.) показали ограниченность позитивистских гносеологических концепций, их несоответствие фактам истории науки и методам исследования современных ученых. Наибольший интерес вызвали философские идеи Эйнштейна, которые и стали основополагающими в неорационализме. По-мнению Эйнштейна, важнейшее орудие человеческого познания – научные теории, создаваемые учеными в процессе осмысления опытных данных. Проверенные физические теории обладают внутренним совершенством и имеют внешнее эмпирическое подтверждение. Внутреннее совершенство проявляется в строении теории, в основаниях которой лежит непротиворечивая система обобщающих опыт принципов, а из последних математическими методами выводятся законы и согласованные между собой предсказания. Если законы и предсказания теории подтверждаются надежными опытными данными, то теория истинная. Случайность совпадения выводов теории и опытных данных исключается. Эйнштейн убежден, что эвристичные научные теории дают человеку правильное понимание действительного мира, скрываемого от индивида его ощущениями и восприятиями. Эйнштейн верил в математику: "Весь предшествующий опыт убеждает нас в том, что природа представляет собой реализацию простейших математических мыслимых элементов. Я убежден, что посредством чисто математических конструкций мы можем найти те понятия и закономерные связи между нами, которые дадут нам ключ к пониманию явлений природы. Опыт может предсказать нам соответствующие математические понятия, но они ни в коем случае не могут быть выведены из него. Конечно, опыт остается единственным критерием пригодности математических конструкций физики". В то же время Эйнштейн считал, что математика неспособна дать точного описания познаваемого мира. Эйнштейновская вера в математику не была фанатичной, ее источник – философское осмысление науки и, прежде всего, истории физики. К.Поппер выдвинул по сути антисциентистский принцип фальсификационизма. Поппер "доказывал", что все научные доказательства опровержимы. Фальсификационистские идеи способствовали распространению так называемого постмодернизма, защищающего идеал субъективной истины. Постмодернисты, отстаивающие абстрактные демократические лозунги, пропагандируют свободу научного творчества, необязательность и условность всех методологических требований. Постмодернисты "доказывают" сомнительность научных доказательств и методов исследования, противоречивый характер взаимоотношений между старыми и новыми поколениями ученых и т. п. Постмодернизм воспроизводит в новых исторических условиях общеизвестные идеи античных софистов и скептиков. Древнегреческий философ Протагор призывал ни с чем и ни с кем не соглашаться, ни во что и никому не верить, ставить под сомнения любые убеждения и доказательства. Протагор был великим спорщиком. Древнегреческий философ Пиррон доказывал, что все относительно, человеческие знания субъективны, невозможно отличить истину от лжи, у людей нет никаких абсолютных ценностей. В монографии проводится критика концепций описания и объяснения агностицизма, релятивизма, конвенционализма, априоризма, феноменализма, наивного реализма, редукционизма, дескриптивизма, эссенциализма, функционализма. Большое количество работ, посвященных пониманию и объяснению, позволяет с полным основанием говорить о том, что в современной философии науки сформировались две новых дисциплины – философия понимания и философия объяснения. Повышенный интерес к пониманию и объяснению породил сомнительную традицию рассматривать описание в контексте "более важных" тем. Автор стремился доказать, что проблема описания основная в философии науки. Раскрытие природы научного описания – ключ к решению всех проблем философии науки. Ни одна наука не обходится без постановки и решения многообразных задач описания. Физика, математика, химия, биология, медицина, астрономия, геология, география, экология, социология, политология, история, экономические и юридические науки описывают познаваемую реальность. Невозможно правильно понять специфику научного познания игнорируя методологическое значение проблемы описания. Непонимание специфики научного описания привело к ошибочному эпистемологическому выводу, что наука – это хитроумное изобретение человечества для производства новых бесчисленных мифов и легенд. Автор стремился доказать существенное отличие научного описания от претензий на описание ненаучными методами. Усиливающаяся методологизация науки, именно эта тенденция проявилась в развитии физики XX в., поставила проблему поиска надежных критериев, позволяющих ученым создавать достоверное описание. Категория описания – одна из важнейших в философии науки. В комплексе обсуждаемых философских проблем науки достойное место должны занять сложные и разнообразные проблемы философии описания: что такое описание, какие методы описания предпочитает наука, функции описания, виды дескриптивных знаний, приемы совершенствования описаний, методы интеграции и дифференциаций описаний, связь описания с объяснением и предсказанием, роль описания в решении проблем существования. Развитие философии описания – одна из первостепенных задач современной философии науки. В разрабатываемой автором философии неосциентизма доказывается самодостаточность научного познания. Научное знание создается сознательными и планомерными усилиями ученых с помощью особых методов, обеспечивающих надежную связь человека с познаваемой реальностью. В монографии анализируются общенаучные принципы описания и раскрывается их методологическое значение. В центре внимания автора – понятие дескриптивной системы. Что такое дескриптивная система? Зачем ученые создают дескриптивные системы? Какие функции дескриптивные системы выполняют в научном познании? Каков механизм связи систем описания и объяснения? Почему без дескриптивных систем невозможно научное решение проблем существования? По мнению автора, философия описания неизбежно окажет сильное воздействие на развитие методологии науки. |