Фискальная децентрализация является одной из наиболее актуальных тем, обсуждаемых в свете повышения эффективности бюджетных систем во всех странах. Наиболее остро проблема реформы бюджетного устройства стоит перед странами с переходной экономикой, поскольку процессы экономических и политических изменений в них являются одновременными, взаимосвязанными и обуславливающими становление новых форм государственного управления. После распада Советского Союза во всех странах бывшего социалистического лагеря началась реформа политической и экономической сфер деятельности, определяемая необходимостью перехода к новым, для бывших плановых экономик, рыночным отношениям. И если первые преобразования были нацелены исключительно на выживание и становление новой экономической системы, то последнее десятилетие вопросы повышения эффективности функционирования бюджетной системы вышли на первый план. При этом основой преобразований стал переход к децентрализованной системе управления общественными финансами. И тот факт, что большинство стран всего мира в той или иной степени прошли путь децентрализации бюджетной системы, говорит о важности этого процесса. Существует, по меньшей мере, три экономических объяснения данной тенденции. Во-первых, децентрализация полномочий позволяет повысить экономическую эффективность национальной экономики. Это обусловлено тем, что местный уровень власти, в отличие от центрального, обладает большими возможностями по сбору информации о предпочтениях потребителей по ассортименту и качеству бюджетных услуг, а также об их возможностях платить необходимые для получения этих услуг налоги. Особенно важен учет местной специфики для стран с разнородным национальным и этническим составом населения, а также стран, чья территория существенно различается по своим природно-климатическим, географическим условиям, развитию инфраструктуры и т.д. Во-вторых, часто местные власти лучше справляются со сбором налогов, база которых подлежит оценке (в первую очередь речь идет о налоге на недвижимое имущество и потребительских сборах). В-третьих, нельзя забывать и об эффекте масштаба, который стимулирует создание разного рода межмуниципальных соглашений, с целью снижения издержек производства услуг. Поскольку учесть локальные эффекты масштаба возможно лишь на местах, только в условиях децентрализации полномочий создается заинтересованность местных властей в снижении соответствующих издержек. Чтобы обеспечить ответственное отношение за исполнение возложенных полномочий, необходимо обеспечить подконтрольность не только или не столько вышестоящему уровню власти, сколько потребителям соответствующих бюджетных услуг в лице общественных организаций. Изменение бюджетной системы в процессе перехода на принципы бюджетного федерализма вскрывает множество острых проблем. Это и принципы разграничения доходных и расходных полномочий, и формирование эффективной системы межбюджетных трансфертов, и необходимость горизонтального и вертикального выравнивания, и межмуниципальное взаимодействие, и другое. Для обсуждения преимуществ и недостатков, а также проблем становления децентрализованных бюджетных систем в течение уже нескольких лет в Будапеште в рамках летних программ повышения квалификации Центрального Европейского Университета (Central European University) на курс "Межбюджетные отношения и управление муниципальными финансами" (Intergovernmental Fiscal Relations and Local Financial Management)://www.sun.ceu.hu/02-courses/course-sites/intergov/index-intg.php. собираются специалисты в области управления общественными финансами из разных стран. Цель упомянутого курса состоит не столько в повторении теоретических основ построения бюджетной системы, эффективно действующей на всех уровнях, сколько в обмене тем опытом, который приобрели за последние время страны, вставшие на непростой путь бюджетных реформ. Это и страны бывшего Советского Союза, и страны Восточной Европы, и страны Азии, Латинской Америки, Африки и даже Океании. Именно участие в летней программе "Межбюджетные отношения и управление муниципальными финансами" в 2000–2006 гг. объединяет авторов статей, представленных в настоящем сборнике. В предлагаемых работах эксперты в области управления общественными финансами выразили собственные точки зрения на процесс фискальной децентрализации в странах, которые они представляют. Сотрудники Института реформирования общественных финансов стали постоянными участниками упомянутой программы. Мы приобрели бесценный опыт обсуждения и сравнительного анализа общих и актуальных проблем процесса децентрализации бюджетной системы в, казалось бы, таких разных странах. Эти знания пригодились нам в повседневной работе, и, представляется, были бы полезны всем нашим российским коллегам. Сотрудники Института реформирования общественных финансов стали постоянными участниками упомянутой программы. Мы приобрели бесценный опыт обсуждения и сравнительного анализа общих и актуальных проблем процесса децентрализации бюджетной системы в, казалось бы, таких разных странах. Эти знания пригодились нам в повседневной работе, и, представляется, были бы полезны всем нашим российским коллегам. Так, например, большой интерес представляет опыт бюджетной реформы в свете реализации принципов децентрализации, который рассмотрен в статьях Сабины-Маргариты Дзалаевой (Таджикистан) и Юлианы Чавдаровой Галабиновой (Болгария). В условиях перехода от плановой экономической системы необходима ревизия всех полномочий различных уровней власти, поскольку ряд из них может являться "нежелательным наследством" старой системы и снижать эффективность бюджетной системы в целом. Многие общественные услуги, традиционные для государственных органов власти, в современных условиях часто более эффективно предоставляются некоммерческими организациями. Поэтому для российских читателей весьма интересным будет анализ российского регионального опыта оказания бюджетных услуг негосударственными организациями, представленный в статье Елены Федоровой, а также опыт применения новых принципов финансирования в российской системе образования, рассмотренный в свете бюджетной реформы в статье Надежды Бабко. В процессе перехода к децентрализованной системе управления общественными финансами особое место занимает разграничение расходных и доходных полномочий. Для построения эффективной бюджетной системы необходимо соблюдать целый ряд принципов и часто находить компромиссы между некоторыми из них. С одной стороны, с одной стороны, распределение расходных полномочий должно соответствовать принципу субсидиарности, т.е. полномочия должны быть максимально приближены к той области, которая охватывает выгодополучателей соответствующих бюджетных услуг. Так, например, выгоды от содержания пожарной команды получают жители того населенного пункта/пунктов, которые ею обслуживаются. В то время как выгоды от охраны государственных границ получают все жители страны. С другой стороны, желательно учитывать и возможность возникновения эффекта масштаба при предоставлении общественных услуг. К сожалению, границы области выгодополучателей для разных бюджетных услуг могут различаться, что осложняет процесс эффективного разграничения полномочий, поэтому необходимо, чтобы у местных властей была возможность заключать межмунципальные соглашения, позволяющие реализовывать эффект масштаба для каждого вида бюджетных услуг. Практика применения принципов разграничения расходных и доходных полномочий рассмотрена в статьях Люции Седмихрадской (Чешская Республика) и Томми Адамса (Сьерра-Леоне). В то же время при разграничении полномочий необходимо учитывать возможности уровня власти по обеспечению исполнения данного полномочия из собственных доходных источников. И здесь мы сразу сталкиваемся с проблемой неоднородности органов власти одного уровня по налоговому потенциалу и, соответственно, с необходимостью горизонтального выравнивания. Однако, помимо горизонтального, часто существует необходимость и вертикального выравнивания, поскольку собственные доходные полномочия субнациональных и особенно местных бюджетов чаще всего являются недостаточными для исполнения в полном объеме всех возложенных на них расходных полномочий. Вертикальное выравнивание осуществляется путем выделения трансфертов нижестоящим уровням бюджетной системы. И практика выделения таких трансфертов в разных странах является весьма интересной. Например, опыт построения системы выравнивающих трансфертов в Индонезии представлен в статье Эрни Мурниасих. Чрезмерная централизация доходных полномочий приводит к снижению стимулов по повышению доходного потенциала на субнациональном уровне. Более того, и значительное перераспределение финансовых средств в виде трансфертов снижает финансовую автономию субнациональных органов власти, а следовательно, ставит под сомнение независимость и самостоятельность принятия решений на местном уровне. Проблемы автономии местных органов управления в Молдове рассмотрены в статье Кристины Кирияк. Конечно же в каждой стране существует своя специфика, связанная прежде всего с историческими особенностями развития. Но тем не менее, многие вопросы, рассмотренные в настоящем издании, могут уберечь от неоправданных шагов или подсказать интересные решения при реформировании региональных и муниципальных финансов России. Хотелось бы отметить, что оригинальные версии статей зарубежных авторов были представлены на английском языке. Однако при переводе была использована лексика, максимально приближенная к терминологии российского бюджетного законодательства. В случае заинтересованности в полных версиях предлагаемых статей на английском языке обращайтесь к авторам или смотрите сайт Института реформирования общественных финансов, www.irof.ru. Еще раз обращаем внимание, что статьи выражают личное мнение авторов и не могут рассматриваться как выражение консолидированного мнения или позиция какой-либо организации. |
2024. 288 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR Новинка недели!
Особенности 20-го выпуска: - исправили предыдущие ошибки - Добавлены разновидности в раздел разновидностей юбилейных монет СССР - В раздел 50 копеек 2006-2015 добавлены немагнитные 50 копеек 10 копеек 2005 М (ввел доп. разворот) - Добавлена информация о 1 рубле 2010 СПМД немагнитный... (Подробнее) 2024. 720 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) 2022. 1656 с. Твердый переплет. Предварительный заказ!
Впервые в свет выходит весь комплекс черновиков романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», хранящихся в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Текст черновиков передаётся методом динамической транскрипции и сопровождается подробным текстологическим... (Подробнее) 2023. 274 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
Арабо-израильский конфликт, в частности палестино-израильский, на протяжении многих десятилетий определял политическую ситуацию на Ближнем Востоке. На современном этапе наблюдается падение значимости палестинской проблемы в системе международных приоритетов основных акторов. В монографии... (Подробнее) URSS. 2024. 136 с. Мягкая обложка. В печати
В настоящей книге, написанной выдающимся тренером А.Н.Мишиным, описывается техника фигурного катания, даются практические советы по овладению этим видом спорта. В книге рассматриваются основы техники элементов фигурного катания и то, как эти элементы соединяются в спортивные программы, излагаются... (Подробнее) 2024. 400 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Как реализовать проект в срок, уложиться в бюджет и не наступить на все грабли? Книга Павла Алферова — подробное практическое руководство для всех, кто занимается разработкой и реализацией проектов. Его цель — «переупаковать» проектное управление, сделать метод более применимым к российским... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) |