В последнее время экологические проблемы привлекают внимание специалистов различных отраслей. В сложившейся критической экологической ситуации, на природоохранную деятельность, направленную на преодоление негативных тенденций в природопользовании, возлагаются значительные надежды. До сих пор чаще используется и, можно сказать, традиционным является представление об окружающей среде как о среде природной. Однако существует и другое определение, сформированное с антропоэкологических позиций. В соответствии с ним, среда, окружающая человека, выступает как совокупность абиотической, биотической и социальной среды. Существует и два подхода в деятельности, связанной с охраной окружающей среды. При первом подходе, традиционном, природоохранная деятельность строится на защите природы от разрушающего влияния человека, при втором, характеризующем новый стиль мышления, охране, реконструкции и оптимизации подлежит совокупность природной и социальной среды. Наблюдается определенный разброс и во взглядах на экологию. Она рассматривается как одна из биологических наук, исследующая взаимоотношения между организмом и средой, как особый общенаучный подход к исследовательским проблемам взаимоотношения организмов, биологических систем и среды, совокупность научных и практических проблем взаимодействия человека и природы, комплексная методика, синтезирующая все естественно-исторические знания и выводы общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Можно сказать, что сегодня уже уходят в прошлое времена, когда термин "экология" употреблялся исключительно в первом значении. В настоящее время этот термин обозначает несравненно более ценное понятие, которое включает как общенаучный подход, вобравший в себя сущность экологии в ее первичном значении, так и достижения других естественных наук о связях в природе, так и совокупность научных и практических проблем. Об экологии как комплексной, синтезирующей науке сейчас можно говорить лишь как о перспективе или, в лучшем случае, отметить процесс ее становления. Действительно, комплексность предусматривает суммирование знаний, а синтез предполагает более высокий уровень интеграции. Движение к синтезу экологического знания уже не одно десятилетие находится в стадии поиска путей, направленного на отбор идей, принципов и методов, которые могли бы связать научную картину мира в единое целое. Необходимость философской концепции науки обусловлена сложностью и разноплановостью объединения отраслей знания. По сути, необходима новая парадигма науки, изучающей проблемы взаимоотношения человека и природы. История развития экологии как науки, представляет варианты таких точек зрения: альтернативной (антропо - и природоцентризм) и паритетной, постулирующей единство человека и природы. Последняя позиция и характеризует новый, завоевывающий мир стиль мышления. Из этой философской концепции вытекает социальнозначимый характер решения экологических проблем по целям, предполагаемым результатам, критериям и стандартам, по мировоззренческой, нравственно-этической и социальной ориентации. Этой точке зрения предстоит еще утвердиться и быть до конца осознанной. Современная биологическая наука накопила огромный экспериментальный материал, относящийся к строению живых существ и их сообществ. Вместе с тем, уделяется недостаточное внимание систематизации эмпирического материала с единой теоретической точки зрения. По всей видимости, это связано с неподготовленностью теоретических концепций к анализу большого количества экспериментальных данных. Основными задачами эмпирического естествознания является накопление и первичная систематизация фактического материала. Теоретическое естествознание приводит этот материал в целостную систему и отыскивает общие закономерности, присущие природным явлениям. Математическое естествознание разрабатывает модели, в той или иной мере адекватные всеобщим закономерностям, изучает их поведение. Сопоставление функционирования этих моделей с действительностью позволяет судить о том, насколько полно выявлены основные закономерности данной области знания. Именно так соотносятся виды естествознания в физической науке. Для биологической отрасли знаний существует несколько другое соотношение, а именно: сильно развитая экспериментальная часть, обусловленная богатым фактическим материалом, менее развитая теоретическая база и математическая биология, которая на сегодняшний момент характеризуется простым набором мало связанных между собой теорий. Не претендуя на полноту изложения, в данной книге автор сделал попытку рассмотреть общие подходы к методам моделирования сложных биологических и экологических процессов. Анализ истории развития цивилизации и научного мировоззрения позволяет сделать вывод о направлении развития научной мысли в сторону интеграции фундаментальных научных дисциплин (биологии, химии, физики, математики). Несколько десятилетий назад "прозвучал" тезис о том, что дальнейший прогресс науки будет происходить на стыке наук. Как нам представляется, именно экология дает обществу простор для развития фундаментального и общественного научного мировоззрения. Важной особенностью развития биологической и экологической науки является то, что построение моделей в ней требует такой модификации идей фундаментальных наук, которая равносильна выработке новых понятий в этих науках, применительно к анализу экологических процессов. Игорь Владимирович ЕФРЕМОВ Родился в 1962 г. В 1985 г. окончил Московский инженерно-физический институт. Кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой Оренбургского государственного университета. Автор более 60 научных работ, 3 учебных пособий, 2 монографий. Подготовил 5 кандидатов наук. Основное направление исследований – математическое моделирование экологических процессов, экологическая биофизика, моделирование сложных систем. |