Введение |
Глава 1. | Построение линейных анаморфоз |
| 1. | Трансформация масштаба длин |
| 2. | Построение линейных анаморфоз на основе синтетических характеристик |
Глава 2. | Аналоговые способы построения площадных анаморфоз |
| 1. | Ручные способы построения анаморфоз |
| 2. | Способы механической аналогии построения анаморфоз |
| 3. | Способ электрического моделирования |
| 4. | Фотографический способ построения анаморфоз |
Глава 3. | Численные методы построения анаморфоз |
| 1. | Математическая постановка задачи построения анаморфоз |
| 2. | Алгоритм У. Тоблера |
| 3. | Создание полифокальных анаморфоз |
| 4. | Способ треугольников |
| 5. | Алгоритм лаборатории Лоуренс Беркли |
| 6. | Алгоритм Дж. Доугеника и др. |
| 7. | Новый метод построения анаморфированных изображений |
Глава 4. | Примеры использования анаморфоз |
| 1. | Визуальный анализ анаморфоз |
| 2. | Примеры отображения результатов моделирования на анаморфозах |
| 3. | Примеры отображения результатов классификаций на анаморфозах |
| 4. | Отображение классификаций "нечетких" систем на анаморфозах |
Заключение |
Литература |
Anamorphosises: what is it? |
Приложение |
Развитие многих наук о Земле, связанных с
пространственно-временным анализом, предполагает не только
совершенствование способов отображения географических явлений, но и
показ их отношений и связей с другими явлениями, особенно в тех
случаях, когда мы анализируем их как системы. Возникает необходимость
исследовать варьирующие в пространстве характеристики сразу нескольких
явлений. Выполнить такой анализ проще, если хотя бы одну из меняющихся
в пространстве характеристик полагать равномерно распределенной и на
ее фоне анализировать все остальные с ней взаимосвязанные. Для этой
цели прибегают к трансформации изображения явления, взятого за основу,
из привычной нам евклидовой метрики в условное тематическое
"пространство выровненного явления". Под термином трансформация будем
понимать переход от картографического изображения, в основу которого,
как правило, положена топографическая метрика земной поверхности, к
другому изображению, в основе которого -- метрика картографируемого
явления. Географы проявляют все возрастающий интерес к подобным
трансформированным изображениям, или как их еще называют --
анаморфозам. Иными словами, анаморфозы можно определить, как
графические изображения, производные от традиционных карт, масштаб
которых трансформируется и варьирует в зависимости от величины
характеристики явлений на исходной карте.
В англоязычном мире для обозначения анаморфоз используются
термины transformed maps, pseudo-cartograms, cartograms, topological
cartograms и др. Мы же остановимся на термине анаморфоза, а процесс
их создания будем называть анаморфированием (от греческого
anamorphòö), что более точно отображает суть, связанную с
изменением пропорций изображений. Кроме того подчеркнем, что эти
термины распространены в ряде стран, прежде всего Восточной Европы. В
русском языке слово "анаморфоза" используется также достаточно давно.
Так еще известный русский языковед В. И. Даль (1880) определял
анаморфозу как безобразную, но правильно искаженную картину,
принимающую свой вид в граненом или гнутом зеркале, что, кстати
сказать, совпадает с одной из методик их получения, используемой до
настоящего времени. Однако в современном понимании для
анаморфированных изображений вряд ли уместен термин "безобразные".
Трансформация осуществляется для теоретических и практических нужд и
служит инструментом географического анализа.
Анаморфированные изображения отличаются от картоидов. Картоиды --
абстрактные графические изображения, при построении которых не
учитываются конкретные пространственные отношения, например,
поляризованный ландшафт (рис. 1) (Родоман, 1974, 1977), типичные формы
рельефа по Райсу (рис. 2) (Салищев, 1982), медико-географические оценки
(Райх и др., 1985) и др. Отличаются анаморфозы и от известных
"мысленных карт" (mental maps) (Gould, White, 1974).
Среди анаморфированных изображений можно выделить линейные и
площадные. Возможно представить и объемные анаморфозы, например в виде
трансформированных блок-диаграмм или рельефных карт. Линейные
анаморфозы напоминают изображения графов, длина ребер которых
позволяет изменять взаимную удаленность отображаемых единиц в
зависимости от величин характеристик явлений, закладываемых в основу
анаморфоз. Пример линейных анаморфоз -- изображения линий Московского
метрополитена в зависимости от времени их доступности (Салищев, 1982),
удаленности магазинов, выраженной в затратах времени, от любой,
например, центральной, точки города (Murdych, 1983),
экспортно-импортных связей бывшего СССР со странами Европы
(Вардомский, Тикунов, 1982) и др. Причем в этих примерах соблюдаются
пространственные отношения, в противном случае изображение не может
быть отнесено к анаморфозам (как, например статистические графики
объема экспортно-импортных связей, выраженные в виде столбиков
различной высоты и т.д.).
Структура книги построена таким образом, что читатель как бы
переходит от простых методов построения анаморфоз к более сложным и
совершенным, при этом как бы восстанавливая историческую хронологию
становления данного направления. Вначале показана методика создания
достаточно простых линейных анаморфоз. Перейдя к площадным
анаморфозам, прежде всего охарактеризованы ручные способы их
построения, затем способы механической аналогии, электрического
моделирования и фотографический. Завершают этот блок разнообразные
численные методы построения анаморфоз. Последняя глава иллюстрирует
некоторые примеры использования анаморфоз в географических
исследованиях.