URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Морозова Т.Е. Искусство Востока: Сравнительное изучение традиций Обложка Морозова Т.Е. Искусство Востока: Сравнительное изучение традиций
Id: 72608
582 р.

Искусство Востока:
Сравнительное изучение традиций. Вып.3

2008. 352 с.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Данный коллективный труд является третьим в серии сборников "Искусство Востока" и представляет собой комплексное исследование искусства различных стран и историко-культурных регионов Востока. Традиция выступает здесь в качестве ключевой проблемы и рассматривается во множестве аспектов с использованием сравнительно-исторического метода исследования. В результате рельефно проявляются как общие, объединяющие, так и своеобразные черты,... (Подробнее)


Содержание
top
Предисловие (Татьяна Морозова)
Часть I
 Рагсангит и раса. Образно-эмоциональная сфера
раги и поэтическая образность гити
(на материалах V-XIII веков нашей эры) (Т.Е.Морозова)

 Эстетика традиционного театра Но как художественный
принцип в творчестве Акира Куросава (Е.Б.Морозова)

 К проблеме "музыкального начала" арабского кино.
Феномен вокально-танцевального направления
(А.С.Ризаева)

 Формообразующее начало ритуальных шествий
в мистерии "та'зие" (Д.А.Гусейнова)

Часть II
 Художественные традиции в искусстве
Средней Азии (Т.К.Мкртычев)

 Византия и Ислам. Преодоление чуждости.
Формирование цивилизационных отношений
(Ш.М.Шукуров)

 Иконография и искусство буддизма Ваджраяны
(на основе тибето-монгольского материала)
 (Ц.-Б.Бадмажапов)
 Раннее буддийское искусство Японии
и корейская традиция (Е.А.Сердюк)

Часть III
 Китайская живопись тушью. Психологические механизмы
творческого процесса при создании художественного
произведения (В.В.Осенмук)

 Традиционная живопись "гохуа" середины XX века
в свете высказываний китайских художников
(из истории вопроса) (И.Ф.Муриан)

 Специфическое через универсальное.
Китайская резная каллиграфия на печатях (С.Н.Соколов-Ремизов)
 Музыка кистью. На путях восприятия
китайской каллиграфии (С.Н.Соколов-Ремизов)
Часть IV
 Иной мир в древнеегипетском искусстве:
формирование изобразительной традиции
и ее трансляция (Н.В.Лаврентьева)

 Письменность и искусство:
человек на границе миров (М.А.Чегодаев)

Шедевры
 Белая капелла Cенусерта I как памятник искусства
и памятник эпохе (Д.В.Ванюкова)

Summary

Предисловие
top

Данный коллективный труд является продолжением начатой около десяти лет назад отделом искусства стран Азии и Африки Государственного института искусствознания (ГИИ) работы по выпуску сборников серии "Искусство Востока". Первый выпуск с подзаголовком "Проблемы эстетического своеобразия" (ответственный редактор И.Р.Еолян) был издан в 1997 г. Второй выпуск "Исскусство Востока. Художественная форма и традиция" (ответственный редактор И.Ф.Муриан) опубликован в 2004 г. Перечень предшествующих сборников приводится не случайно. Каждый последующий выпуск, будучи (с точки зрения содержания и структуры) законченным по форме, по сути может рассматриваться продолжением предыдущих. И не только потому, что заявленная в качестве объединяющей тема "Искусство Востока" сама по себе неисчерпаема, но и в связи с поставленной задачей углубленного научно-исследовательского подхода к проблеме традиции, как в плане ее многозначности, так и в многоаспектности ее проявления в художественной культуре Востока. Соответственно этому при составлении данного сборника равно учитывался как опыт предшествующих выпусков, так и потребность в разного рода нововведениях, диктуемых временем.

Структурно-концептуальная основа данной серии сборников предусматривает прежде всего комплексное исследование искусства различных стран и историко-культурных регионов Востока. Это изначально определяет широту тематики и предоставляет достаточную свободу выбора материала. При этом заявленные в названиях сборников подзаголовки (в частности "Сравнительное изучение традиций") ни в коей мере не ограничивают авторский выбор тем, но определяют их направленность в конкретное русло, где традиция является ключевой проблемой. Она выступает в качестве основного стержня, позволяющего объединить в одном сборнике многоплановый научно-исследовательский материал, рассматривающий ее во множестве аспектов.

Объектом исследования становятся различные эпохи или значительные этапы в развитии национального искусства, определенные виды искусства или художественные школы, памятники скульптуры и архитектуры, трактаты, отдельные аспекты теоретического (например, из области терминологии) или творческого плана (композиторского, исполнительского, режиссерского и т. д.). Особый интерес вызывает разносторонний подход к изучению творческого развития и преобразования традиций (традиция и время, традиция и творец, художественная форма и традиция, функционирование традиций в современном искусстве и т. п.). Наконец, само понятие традиции – это самостоятельный предмет исследования (на котором, в частности, было сосредоточено внимание в предыдущем сборнике данной серии в отдельной статье И.Ф.Муриан, частично в предисловии Н.Е.Григоровича, а также в различной форме в ряде работ других авторов).

Традиция – это опыт предшествующих поколений, и сейчас в период бурно протекающих перемен вопрос о сохранении традиций становится наиболее актуальным. Но что и как сохранять, все или то, что важно и нужно?! Каковы в таком случае критерии?! Критерии тоже вырабатываются в течение времени, зависят от него, подвергаются переосмыслению; приемлемые для одних времен, для одного культурного пространства, они могут оказаться алогичными, даже неправомерными по отношению к другому времени, к иной культуре. Однако существуют и понятия вневременных критериев и непреходящих ценностей. И также существует феномен жизнестойкости традиций у отдельных народов, в отдельных областях культуры и искусства. В этом смысле искусство Востока представляется поистине кладезем подобного рода явлений, и в том числе фактов гармоничного сосуществования традиционного и новаторского. Поэтому изучение традиций прошлого и тенденций современного развития (в раздельном плане или в единой связке) относится к числу приоритетных направлений в востоковедении.

В различных ракурсах все вышесказанное находит отражение в разноплановом материале данного сборника, в статьях которого мы встречаемся со сравнительным анализом на различных уровнях: локальном, межрегиональном и Востока–Запада в принципе. Кроме того, используемый в сборнике сравнительно-исторический метод исследования проявляется здесь в двух измерениях, то есть непосредственно в отдельных статьях и также на уровне всего представленного в сборнике материала, особенно в тех случаях, когда рассматриваются схожие проблемы, но применительно к различным видам искусства и разным регионам. В результате достаточно рельефно выступают как определенные общие, или объединяющие, так и своеобразные характерные черты, присущие искусству Востока, бесконечно многоликого по своей природе.

Под разным углом зрения рассматриваются, например, национальные театральные традиции (часть I сборника). В частности, анализируется их роль и воплощение в кинематографии Японии и арабском киноискусстве (соответственно в статьях Е.Б.Морозовой и А.С.Ризаевой). В первой статье это касается, с одной стороны, проблемы сохранения традиций театра Но (этой старейшей и уникальной театральной формы), с другой стороны – процесса преобразования этих традиций в фильмах, где используется театральная эстетика Но и иной метод актерского существования как единый художественный принцип. Во второй статье феномен вокально-танцевального направления в арабском киноискусстве рассматривается как художественная тенденция, вытекающая из особенностей традиций национального театра. Следующий план рассмотрения – выявление элементов театральности в ритуальных шествиях арабского мистериального действа "та'зие" (в статье Д.А.Гусейновой), которые носят характер инсценированного чтения в сочетании с вводными театрализованными эпизодами и культовой атрибутикой. Наконец, переплетение древних индийских театральных и музыкальных традицией рассматривается (в статье Т.Е.Морозовой) на конкретных примерах вокальных произведений, записанных в оригинальной ното-буквенной системе в трактатах V–XIII вв.

В не менее разностороннем плане исследуется буддийское искусство (часть II сборника). Анализируются пути первоначального проникновения буддийской художественной традиции в Японию, где в качестве древнейшего фактора своеобразия выступают самобытные эстетические ценности синтоизма, а в плане наиболее значительного источника влияния отмечается роль корейской культуры (в статье Е.А.Сердюк). Иконография и искусство буддизма Ваджраяны исследуются в полноте представленных типов божеств, символике тантрийских изображений, линий преемственной передачи тантр, мандал, цокшинов и так далее. на основе обращения к тибето-монгольскому искусству (в статье Ц.-Б.Бадмажапова). Этим исследованиям предшествует статья (автор Т.К.Мкртычев), базирующаяся на материалах нескольких историко-культурных регионов Средней Азии (в рамках II в. до н. э. – X в. н. э.), где воздействие буддизма прослеживается и анализируется в контексте общей картины, представляющей развитие и взаимодействие разных художественных традиций. В той же статье рассматривается и роль ислама, трансформировавшего предшествующие традиции названных регионов, а далее (в статье Ш.М.Шукурова) уже на ином материале и соответственно в ином ракурсе анализируются взаимоотношения Византии и Ислама в области искусства и архитектуры в аспекте их взаимовлияния.

В сборнике также представлены два блока статей, обращенных непосредственно к искусству Китая и Египта. В первом из них (часть III) объектом исследования становится китайская традиционная живопись и каллиграфия. На материалах, охватывающих период от X в. до середины XX в. предпринимается попытка вникнуть в психологические механизмы творческого акта художника, вскрыть глубинные процессы, ведущие к формированию новых традиций в современной китайской живописи, и, раскрывая сущность указанных видов искусства и особенно каллиграфии (как наиболее специфического звена в структуре изобразительного искусства Китая), дать возможность "иноязычному зрителю" постичь особенности китайского художественного мышления (статьи В.В.Осенмук, И.Ф.Муриан и С.Н.Соколова-Ремизова). Следующие за тем три статьи (Н.В.Лаврентьевой, М.А.Чегодаева и Д.В.Ванюковой) вводят нас в мир древнеегипетского искусства (часть IV), конкретно в периоды формирования и эволюции изобразительных традиций, в секреты папирусной графики "книг иного мира", в сакральные тексты "Книги Мертвых" и даже в таинства одного из древнейших магических ритуалов, для увековечивания которого был воздвигнут храм, ставший памятником искусства и памятником эпохе, отдаленной от нашего времени почти на сорок столетий.

Этот единственный сохранившийся памятник храмовой архитектуры эпохи Среднего царства, известный как Белая капелла Сенусерта I, бесспорно относится к числу мировых шедевров. Именно под такой рубрикой и вошла в наш сборник статья, посвященная этому памятнику. Глубоко архаичный по форме, он воплотил в себе не только сущность древнейшего праздника (магического обновления сил Фараона), но и особенности непростой, культурной ситуации, в которой оказался Египет в сложные времена своей истории.

Все вышеотмеченные разноуровневые аспекты представленных исследований явились своего рода связующими нитями, подсказавшими логику порядка размещения статей сборника по принципу "сквозного" раскрытия оригинального тематического материала. Разумеется, в сборнике усматривается больше параллелей для сравнительного изучения традиций, нежели было выделено в этом кратком вступительном обзоре. Также гораздо более объемным является и содержание самих статей, каждая из которых насыщена весьма сложной проблематикой и отличается не только научным, но и личностным подходом к исследовательской работе, проявляющимся в том числе и в индивидуальном стиле авторского изложения.

Раскрытие в общем плане направленности материалов статей (послужившей основанием для структурного формирования сборника) может стать для читателя своего рода ориентиром в лабиринте множества представленных тем, х периодов в искусстве разных ре?проблем и временныгионов Востока. Несмотря на накопленное годами немалое количество исследований, это искусство не перестает быть исключительно притягательным, и возможно потому, что многое в нем по-прежнему остается "вещью в себе", и даже подвергаясь значительным эволюционным процессам, не утрачивает своей самобытности.

Татьяна Морозова