В последние годы все большее число педагогов обращают внимание на проблему обучения детей дошкольного возраста. Раннее обучение игре на фортепиано имеет ряд значительных преимуществ: у маленьких детей пластичные мышцы, навыки координации движений легко формируются и закрепляются, так как еще неокончательно сформирована костно-мышечная система. В этом возрасте отчетливо проявляются индивидуальные способности физического и интеллектуального развития памяти, внимания, фантазии, воображения. Приобщение к музыке с ранних лет позволяет своевременно обнаружить слабые стороны развития ученика, сделать процесс обучения нефорсированным, постепенным и спокойным. Предлагаемый сборник рекомендуется для отделений раннего эстетического развития и подготовки детей к обучению в школе искусств. Цель настоящего пособия – привлечь к музыке широкий круг детей дошкольного возраста, путем постепенного знакомства их с музыкальным языком и средствами музыкальной выразительности, овладения начальными навыками игры на фортепиано в доступной художественно увлекательной для них форме. Авторы, подбирая материал, исходили из психологических особенностей маленьких детей: крупный шрифт, выбор формата (альбомный лист), цветные ноты, клавиши, множество красочных иллюстраций, подобранных к содержанию песенок. В сборнике предложена комплексная система музыкального воспитания и обучения игре на фортепиано. Авторы предлагают на начальном этапе применять ритмические слоги (ТА, ТИ-ТИ) и отказаться от принятого счета вслух (раз-и, два-и), такой счет у детей ассоциируется с подсчетом количества нот в такте, а не с ощущением длительности их звучания, что мешает развивать чувства ритмической пульсации. Пьесы расположены в порядке постепенной возрастающей трудности. На первых уроках ребенок осваивает ритм простых стихов, попевок, запоминает клавиши и ноты. Мелодии даны в определенной последовательности: поступенное движение вверх, вниз, звучание тонов и полутонов, мажора и минора, трезвучий и т.д. "Музыкальные странички" запоминаются на слух, зрительно, тактильно. С первых уроков необходимо использовать метод подбора по слуху и транспонирования, применяя теоретические знания: звукоряд, тоника, трезвучие и др. Авторы используют детскую символику для заданий по транспонированию песенок ("машинка с нотами"). Для создания более полноценного музыкального образа составители рекомендуют педагогу музицировать вместе с учеником, подбирая аккомпанемент к исполняемым песням. Учитывая любовь детей к ансамблевому музицированию, авторы предлагают в пьесах вторую партию, которую может исполнять не только педагог, но и ученик. Большое внимание уделяется развитию музыкально-слуховых представлений. Основной вид работы – игра по слуху и транспонирование выученных песенок от разных клавиш, в дальнейшем – знакомство с тональностями и основными гармоническими функциями. Это позволяет развивать не только мелодический слух, но и гармоническое чутье. Раннее обучение практической гармонии мыслится не как самоцель, а как необходимый компонент, органично сочетающийся с традиционными формами инструментального обучения. Начинается оно с тонического баса (Т-органного пункта на сильных долях), затем усложняется тонической квинтой ("бурдон"), которая дана в упражнении "Слоник". В дальнейшем можно использовать термин "Слоник" в заданиях по транспонированию: "Сыграй мне песенку в "Слонике ДО", то есть в тональности до мажор или минор". Данные навыки закрепляются транспонированием сначала от разных клавиш, затем в разных тональностях. Занятия с детьми практической гармонией, подбором на слух, транспонированием вызывает у детей интерес, позволяет им более полно проявить себя в музыке. Отмечается интенсивное развитие слуха у детей, все ребята хуже или лучше подбирают по слуху, ориентируются на клавиатуре, в тональностях, прогрессивно развивают навыки чтения с листа и приходят в 1 класс хорошо подготовленными к занятиям не только в классе фортепиано, но и в классе сольфеджио. Таким образом, осуществляется межпредметная связь в классах фортепиано и сольфеджио. Е.Э.Давиденко, И.Ю.Фадеева
|