|
|
Благодарности |
От автора |
1. | Знание: объективное и субъективное |
2. | Автономия третьего мира |
3. | Третий мир и эмерджентная эволюция |
4. | Дескрипция, аргументация, воображение |
5. | Взаимодействие и сознание |
6. | "Я", рациональность и свобода |
Послесловие редактора английского издания (М.А.Ноттюрно) |
Литература |
Теория эмерджентной эволюции и эволюционная эпистемология Карла Поппера (И.В.Журавлев) |
Именной указатель |
Предметный указатель |
Следующие главы основаны на лекциях о психофизической
проблеме, которые я прочитал в университете Эмори в 1969 году. В тех лекциях я предложил
теорию взаимодействия между сознанием и телом --
взаимодействия, которое я связываю с эмерджентной эволюцией, человеческим языком и тем,
что с середины 1960-х годов я называю "миром 3".
Чтобы изложить эту теорию, требуется продвигаться методично
и познакомить вас с некоторыми из идей, которые я использую при ее изложении.
Это, главным образом, идея различия между субъективным и объективным знанием,
теория "трех миров", а также кое-какие идеи по поводу
эволюции, эмердженции и функций языка.
Рассказ об этом займет первые главы. Хотя эти лекции я существенно переработал,
я решил все-таки оставить книге формат лекционного курса, чтобы облегчить ее
чтение. За оригинальными лекциями следовали дискуссии.
Я попытался, где это было уместно, включить фрагменты дискуссий в сами лекции,
а остававшийся материал, по необходимости, поместил в конце лекций в виде
приложений к ним.
Как вы скоро увидите, эти лекции несколько отклоняются от того, что
я изначально планировал, от структуры, которую я объявил в самом начале. Дело
в том, что я поменял свой замысел, когда, во время первой дискуссии, а также
и в неформальных беседах позднее, мне стало ясно, что аудиторию очень
заинтересовал мой третий мир. Идея третьего мира,
так или иначе, есть ключевой момент в моем решении психофизической
проблемы, и мой тезис, в двух словах, может быть сформулирован
так: чтобы понять отношение между сознанием и телом, мы
должны прежде осознать существование объективного
знания как объективного
и автономного продукта
человеческого
разума и, в особенности, то, как мы используем это
знание в качестве системы, управляющей процессом критического
решения проблем.
К.Р.П.,
Кенли, 1994 г.
Карл Раймунд ПОППЕР (1902-1994)
Выдающийся
британский философ, логик
и социолог австрийского
происхождения, один из
классиков философии XX века.
Родился в Вене в семье видного юриста. Учился
в Венском университете, где изучал математику и теоретическую физику; книги
по философии читал самостоятельно. После окончания университета преподавал в гимназии,
одновременно занимаясь исследованиями в области логики и философии науки. С 1937 г. стал
преподавателем философии в Кентербери-колледже (Крайстчерч, Новая Зеландия). С 1946 до
середины 1970-х гг. -- профессор Лондонской школы экономики и политических наук.
Карл Поппер -- автор и представитель школы "критического рационализма"
-- попытки конструктивного теоретического преодоления логического
позитивизма. Его первая опубликованная книга "Логика научного исследования"
(1935) завоевала широкое признание своей критикой индуктивизма, защитой философии и
выдвижением "фальсифицируемости" как критерия науки. В 1945 г. был издан выдающийся труд,
содержавший критику авторитаризма, -- "Открытое общество и его враги", создавший К.Попперу
репутацию всемирно известного философа. Среди классических работ К.Поппера по философии
и методологии науки широкую известность получили книги "Предположения и опровержения" (1963)
и "Объективное знание. Эволюционный подход" (1972, 1979; рус. пер.: М.: URSS, 2002).
|
|
|
|