URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Палама Григорий Св. Триады в защиту священно-безмолвствующих
Id: 71243

Триады в защиту священно-безмолвствующих Изд. 2, испр.

2007. 429 с. ISBN 5-02026874-7. Букинист. Состояние: 5.
  • Твердый переплет

Аннотация

На русском языке публикуется полный текст главного произведения византийского богослова и церковного деятеля, систематизатора исихазма Григория Паламы (1296–1359). В этой работе автор в полемике с монахом Варлаамом Калабрийским развивает свои взгляды на проблемы сущности Бога, света и др. Издание сопровождено обширным комментарием. (Подробнее)

«Триады в защиту священнобезмолвствующих» написаны Св.Григорием Паламой против противника исихазма(священнобезмолвия)Варлаама. Произведение делится на три триады, каждая из них подразделяется на три трактата. Первая триада, написанная весной 1338 г. в Фессалониках, посвящена вопросу о познании Бога. Выступая против только что сформулированной тогда позиции Варлаама, Палама настаивает на том, что путь познания Бога не является внешней философией, но откровением во Христе. Христос обновил всего человека, поэтому весь человек, душой и телом, может и должен участвовать в молитве. Человек, начиная с настоящей жизни, приобщается благодати Божией и вкушает в качестве залога дар обожения, которого он вкусит в полноте в будущем веке. Во второй триаде (составлена весной-летом 1339 г.) он подвергает резкой критике утверждение Варлаама, что знание философии может принести человеку спасение. Человек не вступает в общение с Богом при помощи тварных средств, но только по Божественной благодати и через участие в жизни Христа. В третьей триаде (написана весной-летом 1340 г.) он занимается вопросом об обо́жении и о Фаворском свете как о нетварной Божественной энергии. Человек не приобщается сущности Божией, иначе мы пришли бы к пантеизму, но приобщается природной энергии и благодати Божией. Здесь свт. Григорий систематически исследует основополагающее для его учения различие между сущностью и энергией. Те же вопросы рассматриваются в пяти посланиях: трёх к Акиндину и двух к Варлааму, написанных в начале спора.