URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Щербаков Ю.В. Теория полета дирижаблей: Краткий курс Обложка Щербаков Ю.В. Теория полета дирижаблей: Краткий курс
Id: 70007
Предварительный заказ!  399 р.

Теория полета дирижаблей:
Краткий курс

URSS. 2008. 80 с. ISBN 978-5-382-00543-0. СОСТОЯНИЕ: Блок текста: 5. Обложка: 4+.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В настоящей книге изложены основы теории полета дирижабля: аэростатика, аэродинамика, динамика полета. Теоретические сведения даются на основе элементарной алгебры и тригонометрии, без привлечения высшей математики. Предполагается, что читатель знаком с основными понятиями аэродинамики и теории полета самолета.

Издание предназначено для пилотов и инженеров по эксплуатации дирижаблей, а также студентов авиационных вузов и специалистов-воздухоплавателей.... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
 1. Аэростатика
 1.1. Закон Архимеда. Подъемная сила газа
 1.2. Модель идеального газа
 1.3. Газ при стандартных условиях
 1.4. Подъемная сила газа постоянной массы
 1.5. Изменение объема газа
 1.6. Работа воздушно-газовой системы дирижабля
 1.7. Общая картина статических сил
 1.8. Статическая пара сил. Метацентрическая высота
2. Аэродинамика
 2.1. Особенности аэродинамики дирижабля
 2.2. Гидродинамические инерционные силы при прямолинейном ускорении. Присоединенные массы
 2.3. Гидродинамические инерционные силы при сложном движении
 2.4. Суммарная аэродинамическая нагрузка
 2.5. Линейные формулы для аэродинамических нагрузок
 2.6. Нелинейность аэродинамических характеристик
3. Динамика полета на основе модели криволинейного движения
 3.1. Выбор упрощенной модели движения
 3.2. Уравнения равновесия
 3.3. Уравнения движения. Критерий Фруда
 3.4. Разбор слагаемых уравнений движения
 3.5. Инверсия статической устойчивости дирижабля
 3.6. Прямолинейный полет. Продольная балансировка
 3.7. Реакция на управляющее воздействие
 3.8. Динамическая устойчивость и ее связь с управляемостью
 3.9. Реакция на отклонение рулей
 3.10. Реакция на резкое изменение тяги
 3.11. Управление полетом посредством всплывной силы
 3.12. Полет по кругу в горизонтальной плоскости
4. Динамика полета на основе модели прямолинейного движения.
 4.1. Основные положения теории
 4.2. Условия равновесия
 4.3. Аэродинамические нагрузки
 4.4. Уравнения движения
 4.5. Общее решение уравнений движения
 4.6. Инверсия статической устойчивости
 4.7. Реакция на управляющие воздействия
 4.8. Горизонтальный полет и балансировка рулями
 4.9. Балансировка посредством всплывной силы
Литература
Приложение

Введение
top

Дирижабль (воздушный корабль) – управляемый аэростат, способный совершать самостоятельный полет благодаря наличию двигательной установки.

Первые дирижабли, пригодные для практического применения, появились в начале XX века. В Первую мировую войну их использовали для разведки и высотных бомбардировок. В 1920–30-е годы строились гигантские воздушные корабли для межконтинентальных перевозок. Во время Второй мировой войны широко применялись противолодочные патрульные дирижабли. В последние десятилетия возрождается интерес к воздухоплавательным аппаратам (привязным аэростатам, дирижаблям) – в первую очередь как к носителям аппаратуры высотного наблюдения.

В России передовым предприятием воздухоплавательной отрасли является НПО "РосАэроСистемы", дочерняя фирма Воздухоплавательного Центра "Авгуръ". Ею созданы дирижабли Аu-11, Аu-12 и Аu-30 - аппараты нового поколения с оболочками из современных тканепленочных материалов, системой управления вектором тяги, новой авионикой. Воздухоплавательным Центром "Авгуръ" ведутся работы по тепловым дирижаблям.

Внедрение новой воздухоплавательной техники требует подготовки специалистов: пилотов и инженеров. Однако к настоящему времени отсутствовали учебники, в которых с современных позиций и при этом достаточно просто излагались бы вопросы аэростатики, аэродинамики и динамики полета.

Предлагаемое учебное пособие призвано в какой-то мере восполнить этот пробел. Оно представляет собой слегка переработанный курс лекций, прочитанный автором пилотам и инженерам ЗАО "Аэроскан" в рамках подготовки специалистов, осуществляемой ВЦ "Авгуръ".

Пособие можно использовать для самостоятельного изучения или для подготовки лекционных материалов. Вся теория изложена на основе элементарной алгебры и тригонометрии, без привлечения высшей математики. Предполагается, что учащийся знаком с основными понятиями аэродинамики и теории полета самолета.

Работа состоит из четырех разделов, соответствующих основным темам краткого курса.

В первом разделе изложены основы аэростатики применительно к современным газовым дирижаблям, которые в полете практически не расходуют подъемный газ. Наряду с основами аэростатики рассмотрена работа воздушно-газовой системы дирижабля и общая картина статических сил, действующих на аппарат.

Второй раздел посвящен основам аэродинамики. Особое внимание уделено аэродинамическим силам инерционной природы, играющим важную роль в аэродинамике дирижабля, в отличие от других летательных аппаратов. Рассмотрены суммарные аэродинамические нагрузки на дирижабль, для которых приведены линейные формулы с оценкой области их применимости.

Третий и альтернативный ему четвертый раздел рассматривают динамику полета воздушного корабля, используя упрощенные модели плоского движения:

- криволинейное движение (Раздел 3);

- прямолинейное движение (Раздел 4).

Выбор того или иного варианта зависит от уровня подготовки учащихся, а также их специальности. Разделы 3, 4 написаны таким образом, что каждый из них можно изучать самостоятельно; разумеется, за это пришлось заплатить некоторыми повторениями материала.

Модель криволинейного движения дает более глубокие представления о механике полета дирижабля, но требует больше времени для изучения. Ее можно рекомендовать пилотам, имеющим основательную теоретическую подготовку

Модель прямолинейного движения проще и нагляднее, но не позволяет рассмотреть устойчивость и полет по кругу. Она подходит для инженеров по эксплуатации или пилотов, обучающимся по сокращенной программе. При этом из курса аэродинамики можно исключить материалы о вращательных аэродинамических нагрузках.

Хотя в конце книги помещен список литературы, в тексте нет на него прямых ссылок. Причина в том, что значительная часть материала излагается фактически заново, не имея прямых аналогов в предшествующих работах, опубликованных в открытой печати. Это относится, например, к ряду подразделов аэростатики и подразделам аэродинамики, посвященным инерционным силам (обычно их выводят для общего случая, используя сложную математику). Упрощенная теория криволинейного движения разработана автором и публикуется впервые.

Автор благодарит Е.В.Тимошенко за помощь в подготовке иллюстраций и оригинал-макета.

Представленное издание наверняка не свободно от погрешностей. Сведения о замеченных опечатках присылайте по адресу:

yu_sher@mail.ru

Об авторе
top
photoЩербаков Юрий Викторович
Кандидат технических наук (2003). Окончил факультет космонавтики Московского авиационного института по кафедре прочности. В 1995–2001 гг. работал в ОКБ им. П. О. Сухого; с 1995 г. работает в Воздухоплавательном центре «Авгуръ». Принимал участие в работах над дирижаблем Au-11, привязными аэростатами «Пума» и Au-34 «Аэролифт», свободным аэростатом-розьером Au-32 «Святой Николай». Автор проектов привязных аэростатов М-18, М-24, Au-17, Au-36, Э-12 и тепловых дирижаблей Au-29, Au-31 и Au-37. Опубликовал монографию «Расчет многозамкнутых анизотропных оболочек типа кессона крыла», а также работы по воздухоплаванию «Аэродинамика корпусов дирижаблей» и «Проектирование внутренней катенарной подвески дирижаблей».