Раздел "Синтаксис" представляет вторую часть пособия "Современный русский литературный язык" и служит продолжением первой части, посвященной фонетике и морфологии. Обе части связаны общим пониманием целей курса и характера его построения. Основные устремления курса были коротко намечены в предисловии к первой части. Дополнительно следует указать, что в области синтаксиса дискуссионных и нерешенных проблем значительно больше, чем в морфологии. Особенно остро стоит вопрос о второстепенных членах и их определении, о классификации придаточных предложений, о месте и группировке бессоюзных предложений. При изложении этих тем в пособии сохраняются традиционные подходы и классификации. В первую очередь это сделано по практическим соображениям, чтобы не разрывать со школьной практикой, а также с широко распространенными в науке традициями (например, учение о второстепенных членах и группировка придаточных предложений в соответствии с членами простого предложения в основном приняты в академической "Грамматике русского языка"). Уже эта "живучесть" традиционных концепций свидетельствует, что, несмотря на имеющиеся в них недостатки, в них имеются и положительные стороны (это будет отмечено в соответствующих местах). К тому же взамен их не выработано новых решений о второстепенных членах и о классификации придаточных предложений, которые (решения) были бы настолько обстоятельно и конкретно разработаны, чтобы стать предметом изложения в учебном пособии. Указанные синтаксические явления (второстепенные члены предложения, придаточные предложения) характеризуются сложностью, многообразием связей, переплетением и столкновением различных грамматических (а иногда и лексических) факторов. В связи с этим задача их изучения состоит не в том, чтобы ограничиться распределением соответствующих синтаксических явлений по классификационным схемам или найти для них тот или иной терминологический ярлык, как это иногда делается, а в том, чтобы путем анализа выяснить их функции и присущие им грамматические средства, их соотношение с другими явлениями. Такая характеристика явлений и выдвигается на первый план. При этом обращается внимание на односторонность, схематичность традиционных трактовок проблем, а также выясняются связи между отдельными выделяемыми разрядами, отмечается наличие переходных явлений, условность отнесения к известным разрядам ряда стоящих особняком групп, Необходимо сделать особое предупреждение относительно отмечаемых интонационных особенностей предложений разных типов. В устной речи они играют важную роль, и их изучение совершенно необходимо. Но письмо, включая и транскрипцию, не располагает средствами для сколько-нибудь точной передачи разновидностей интонаций. Следует поставить на очередь вопрос о сопровождении разделов, касающихся интонации и звуковой стороны речи вообще, воспроизведением устных иллюстраций средствами механической записи (пластинки, магнитофон, говорящее письмо). Это внесло бы полную четкость и уберегло бы от многих недоразумений. Пока этого не сделано, в настоящем курсе обычно внимание сосредоточивается на функциях интонаций и указываются лишь некоторые признаки их акустической характеристики. Предполагается, что владеющие русским языком студенты сами сумеют их воспроизводить, для чего все же требуется известная самостоятельность и внимание. Без такого активного отношения к произнесению приводимых примеров многое, касающееся интонаций, может оказаться неясным. Выражаю благодарность проф. С.Е.Крючкову, проф. В.А.Малаховскому, читавшим рукопись и сделавшим ряд замечаний, способствовавших улучшению пособия. 5 ноября 1956 г.
А.Н.Гвоздев
Второе издание по сравнению с первым переработано в соответствии с замечаниями рецензентов и дополнено новыми материалами. Переработку "Синтаксиса" после смерти автора докончила доцент Куйбышевского государственного педагогического института Е.С.Скобликова. Все исправления и дополнения сделаны Е.С.Скобликовой по наметкам и планам А.Н.Гвоздева. Эти исправления коснулись главным образом следующих параграфов: 15, 55, 75, 82–86, 88, 94, 111, 119, 120, 172, 198–201, 213, 214, 216, 219, 307–310, 352, 359, 361, 367, 378, 391, 397, 400, 406, 421, 425–427, 431–436, 439 и др. Четвертое издание воспроизводит второе без изменений. В основном пятое издание воспроизводит второе, третье и четвертое без изменений. Но рассмотрение классификации сложноподчиненных предложений сопровождается в конце книги кратким Приложением, составленным доктором филологических наук, профессором Самарского государственного университета Е.С.Скобликовой. В Приложении рассматривается вопрос о соотношении двух различных классификаций, принятых в современных школьных учебниках. Гвоздев Александр Николаевич Выдающийся отечественный языковед-русист. Деятельность его характеризуется широтой исследовательских интересов и масштабностью результатов, достигнутых в тех областях лингвистики, к которым он обращался: изучении детской речи, диалектологии, фонетике, фонологии, морфонологии и орфографии, создании вузовских курсов по современному русскому языку и стилистике.
В 1918 г. окончил Московский университет. 20 лет (1918–1938) работал в Пензе; с 1938 г. до конца жизни — в Куйбышевском педагогическом институте. К пензенскому периоду относятся работы по изучению детской речи, первые большие публикации по этой тематике в московских изданиях (1927–1928); избрание в 1925 г. членом Московской диалектологической комиссии; присвоение в 1938 г. без защиты диссертации ученой степени кандидата наук. В 1943 г. А. Н. Гвоздев защитил в МГУ докторскую диссертацию «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка». В 1945 г. избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР. С куйбышевским периодом жизни связано продолжение прежних разработок и новых направлений деятельности. А. Н. Гвоздев создает вузовские учебники и учебные пособия по современному русскому языку и стилистике, работы по фонологии, морфологии, орфографии, не потерявшие актуальность и в наши дни. |