URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Часть 2: Синтаксис Обложка Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Часть 2: Синтаксис
Id: 283773
724 р.

Современный русский литературный язык.
Часть 2: Синтаксис. Ч.2. Изд. стереотип.

URSS. 2022. 352 с. ISBN 978-5-9710-9589-7.
Типографская бумага

Аннотация

Двухтомный вузовский курс "Современный русский литературный язык" известного отечественного лингвиста А.Н.Гвоздева (1892–1959) --- явление в русистике второй половины ХХ века достаточно уникальное. В отличие от большинства других вузовских теоретических курсов, являющихся обычно результатом коллективной деятельности, --- это произведение одного автора, соответственно характеризующееся единством замысла и концептуальной целостностью.

Кроме... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие к первому изданию
Предисловие ко второму изданию
Предисловие к пятому изданию
Задачи синтаксиса
Предложение и его структура
Основные средства выражения синтаксических отношений
Словосочетание
Согласование, управление, примыкание
 Согласование
 Управление
Совмещение управления и согласования
 Примыкание
Синтагмы
Виды предложений
 Утвердительные и отрицательные предложения
 Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения
 Восклицательные предложения
ПРОСТОЕ ПРЕД ЛОЖЕНИЕ
Понятие о простом двусоставном предложении
 Выражение подлежащего
 Выражение сказуемого
  Именное составное сказуемое
  Глагольное составное сказуемое
  Осложненные типы составного сказуемого
  Сложное сказуемое
 Согласование сказуемого с подлежащим
 Частицы, выражающие отношения между подлежащим и сказуемым
Односоставные предложения
 Определенно-личные предложения
 Обобщенно-личные предложения
 Неопределенно-личные предложения
 Безличные предложения
 Инфинитивные предложения
 Назывные предложения
Второстепенные члены предложения
 Разработка вопроса о второстепенных членах предложения
 Состав и определение второстепенных членов
 Дополнение
 Определение
 Приложение
 Обстоятельства
  Обстоятельство времени
  Обстоятельство места
  Обстоятельство причины
  Обстоятельство цели
  Обстоятельства условия и уступительности
  Обстоятельства образа действия
  Обстоятельства меры и степени
Однородные члены предложения
 Соединительные отношения
 Противительные отношения
 Разделительные отношения
 Обобщающие слова
 Особенности согласования сказуемого и определения, относящихся к однородным членам в целом
 Употребление предлогов при однородных членах
Обособленные второстепенные члены предложения
 Обособленные определения
 Обособленные приложения
 Обособленные обстоятельства
 Обособленные дополнения
Порядок слов в простом предложении
 Порядок слов в словосочетаниях
 Порядок слов в предложении
Неполные предложения
Междометные предложения
 Побудительные междометные предложения
 Восклицательные междометные предложения
 Утвердительные и отрицательные междометные предложения
 Междометные предложения, являющиеся выражением речевого этикета
 Вокативные предложения
Слова и группы слов, грамматически не связанные с предложением
 Вводные слова
 Вводные и вставные предложения
 Обращения
 Междометия
СЛОЖНОЕ ПРЕД ЛОЖЕНИЕ
 Понятие о сложном предложении
 Синтаксические средства, служащие для выражения связи отдельных предложений внутри сложного
 Сочинение и подчинение предложений
Сложносочиненные предложения
 Сложносочиненные предложения, выражающие соединительные и присоединительные отношения
 Сложносочиненные предложения, выражающие противительные и сопоставительные отношения
 Сложносочиненные предложения, выражающие разделительные отношения
Сложноподчиненные предложения
 Сложноподчиненные предложения с придаточным подлежащим
 Сложноподчиненные предложения с придаточным сказуемым
 Сложноподчиненные предложения с дополнительным придаточным предложением
 Сложноподчиненные предложения с определительным придаточным предложением
 Сложноподчиненные предложения с придаточным времени
 Сложноподчиненные предложения с придаточным места
 Сложноподчиненные предложения с придаточным причины
 Сложноподчиненные предложения с придаточным цели
 Сложноподчиненные предложения с придаточным условным
 Сложноподчиненные предложения с придаточным уступительным
 Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени
 Сложноподчиненные предложения с придаточным следствия
 Сложноподчиненные предложения с придаточным присоединительным
Бессоюзные сложноподчиненные предложения
Сложные предложения с несколькими придаточными предложениями
Сложные предложения с сочинением и подчинением
Чужая речь
 Прямая речь
 Косвенная речь
ПУНКТУАЦИЯ
Основы пунктуации
Обзор знаков препинания
Приложение к разделу "Сложноподчиненные предложения"

Предисловие к первому изданию
top

Раздел "Синтаксис" представляет вторую часть пособия "Современный русский литературный язык" и служит продолжением первой части, посвященной фонетике и морфологии. Обе части связаны общим пониманием целей курса и характера его построения. Основные устремления курса были коротко намечены в предисловии к первой части.

Дополнительно следует указать, что в области синтаксиса дискуссионных и нерешенных проблем значительно больше, чем в морфологии. Особенно остро стоит вопрос о второстепенных членах и их определении, о классификации придаточных предложений, о месте и группировке бессоюзных предложений. При изложении этих тем в пособии сохраняются традиционные подходы и классификации. В первую очередь это сделано по практическим соображениям, чтобы не разрывать со школьной практикой, а также с широко распространенными в науке традициями (например, учение о второстепенных членах и группировка придаточных предложений в соответствии с членами простого предложения в основном приняты в академической "Грамматике русского языка"). Уже эта "живучесть" традиционных концепций свидетельствует, что, несмотря на имеющиеся в них недостатки, в них имеются и положительные стороны (это будет отмечено в соответствующих местах). К тому же взамен их не выработано новых решений о второстепенных членах и о классификации придаточных предложений, которые (решения) были бы настолько обстоятельно и конкретно разработаны, чтобы стать предметом изложения в учебном пособии.

Указанные синтаксические явления (второстепенные члены предложения, придаточные предложения) характеризуются сложностью, многообразием связей, переплетением и столкновением различных грамматических (а иногда и лексических) факторов.

В связи с этим задача их изучения состоит не в том, чтобы ограничиться распределением соответствующих синтаксических явлений по классификационным схемам или найти для них тот или иной терминологический ярлык, как это иногда делается, а в том, чтобы путем анализа выяснить их функции и присущие им грамматические средства, их соотношение с другими явлениями. Такая характеристика явлений и выдвигается на первый план. При этом обращается внимание на односторонность, схематичность традиционных трактовок проблем, а также выясняются связи между отдельными выделяемыми разрядами, отмечается наличие переходных явлений, условность отнесения к известным разрядам ряда стоящих особняком групп,

Необходимо сделать особое предупреждение относительно отмечаемых интонационных особенностей предложений разных типов. В устной речи они играют важную роль, и их изучение совершенно необходимо. Но письмо, включая и транскрипцию, не располагает средствами для сколько-нибудь точной передачи разновидностей интонаций. Следует поставить на очередь вопрос о сопровождении разделов, касающихся интонации и звуковой стороны речи вообще, воспроизведением устных иллюстраций средствами механической записи (пластинки, магнитофон, говорящее письмо). Это внесло бы полную четкость и уберегло бы от многих недоразумений. Пока этого не сделано, в настоящем курсе обычно внимание сосредоточивается на функциях интонаций и указываются лишь некоторые признаки их акустической характеристики. Предполагается, что владеющие русским языком студенты сами сумеют их воспроизводить, для чего все же требуется известная самостоятельность и внимание. Без такого активного отношения к произнесению приводимых примеров многое, касающееся интонаций, может оказаться неясным.

Выражаю благодарность проф. С.Е.Крючкову, проф. В.А.Малаховскому, читавшим рукопись и сделавшим ряд замечаний, способствовавших улучшению пособия.

5 ноября 1956 г.
А.Н.Гвоздев

Предисловие ко второму изданию
top

Второе издание по сравнению с первым переработано в соответствии с замечаниями рецензентов и дополнено новыми материалами. Переработку "Синтаксиса" после смерти автора докончила доцент Куйбышевского государственного педагогического института Е.С.Скобликова. Все исправления и дополнения сделаны Е.С.Скобликовой по наметкам и планам А.Н.Гвоздева. Эти исправления коснулись главным образом следующих параграфов: 15, 55, 75, 82–86, 88, 94, 111, 119, 120, 172, 198–201, 213, 214, 216, 219, 307–310, 352, 359, 361, 367, 378, 391, 397, 400, 406, 421, 425–427, 431–436, 439 и др.

Четвертое издание воспроизводит второе без изменений.


Предисловие к пятому изданию
top

В основном пятое издание воспроизводит второе, третье и четвертое без изменений. Но рассмотрение классификации сложноподчиненных предложений сопровождается в конце книги кратким Приложением, составленным доктором филологических наук, профессором Самарского государственного университета Е.С.Скобликовой. В Приложении рассматривается вопрос о соотношении двух различных классификаций, принятых в современных школьных учебниках.


Об авторе
top
photoГвоздев Александр Николаевич
Выдающийся отечественный языковед-русист. Деятельность его характеризуется широтой исследовательских интересов и масштабностью результатов, достигнутых в тех областях лингвистики, к которым он обращался: изучении детской речи, диалектологии, фонетике, фонологии, морфонологии и орфографии, создании вузовских курсов по современному русскому языку и стилистике.

В 1918 г. окончил Московский университет. 20 лет (1918–1938) работал в Пензе; с 1938 г. до конца жизни — в Куйбышевском педагогическом институте. К пензенскому периоду относятся работы по изучению детской речи, первые большие публикации по этой тематике в московских изданиях (1927–1928); избрание в 1925 г. членом Московской диалектологической комиссии; присвоение в 1938 г. без защиты диссертации ученой степени кандидата наук.

В 1943 г. А. Н. Гвоздев защитил в МГУ докторскую диссертацию «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка». В 1945 г. избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР.

С куйбышевским периодом жизни связано продолжение прежних разработок и новых направлений деятельности. А. Н. Гвоздев создает вузовские учебники и учебные пособия по современному русскому языку и стилистике, работы по фонологии, морфологии, орфографии, не потерявшие актуальность и в наши дни.