Обложка Павлович Н.В. // Pavlovich N.V. Словарь поэтических образов: На материале русской художественной литературы XVIII--XX веков // Slovar poeticheskij obrazov (in Russian)
Id: 675
3390 руб.

Словарь поэтических образов:
На материале русской художественной литературы XVIII--XX веков // Slovar poeticheskij obrazov (in Russian) Т.1,2

Pavlóvich N.V. "Diccionario de imágenes poéticas: En el material de la Literatura Rusa de los siglos XVIII---XX".
Pavlóvich N.V. "Dictionary of poetic images: On the material of Russian literature of the XVIII---XX centuries".
URSS. 1999. 1744 с. ISBN 5-901006-84-4.
  • Твердый переплет

Аннотация

Данный словарь представляет собой свод парадигм образов русской поэзии и прозы XVIII-XX вв. В нем около 40000 образов более 600 авторов.

Словарь дает возможность увидеть мир поэтических образов в целом. Этот мир существует и развивается по своим законам -- парадигмам -- совершенно независимо от воли каждого отдельного автора. Но все вместе -- и большие, и маленькие поэты -- участвуют в его развитии. Просматривая каждую парадигму словаря,... (Подробнее)


Оглавление

Оглавление в формате PDF.

Предисловие в формате PDF.

Отрывок из книги в формате PDF.


Из предисловия

О двух языковых мирах -- рациональном и поэтическом

Человек живет в двух языковых мирах -- в рациональном и иррациональном. Первый -- рациональный мир -- это нормативный, или общелитературный язык, а также язык терминологии, или язык науки. Для выживания человеку, видимо, вполне достаточно этого мира, языковым идеалом которого является точность и однозначность высказывания. Лектор в университете, депутат в думе, покупатель в магазине, -- все они должны сделать так, чтобы их высказывание понималось однозначно.

Второй языковой мир -- иррациональный, или поэтический -- это мир необычных, нестандартных смыслов -- поэтические образы, каламбуры, шутки, намеки, придумывание слов, жаргонные, детские слова -- все то, где происходят смысловые сдвиги и нарушение логики -- несходное становится сходным, а противоречащее -- тождественным. Это и серьезный, и несерьезный мир, и его идеал -- в одновременном совмещении как можно большего числа разных смыслов на как можно меньшем языковом пространстве -- иными словами, в максимальном богатстве смыслов.

Никто из нас не принадлежит полностью только одному из этих миров. Оба они одинаково важны для нас, и в каждом из них мы проявляем себя в той или иной степени.

Словарь образов -- это попытка с помощью первого -- рационального -- мира облегчить читателю путь во второй -- поэтический. Зачем нужно это делать?

Известно, что одни люди любят поэзию, другие к ней равнодушны. Однако любить можно только в какой-то степени понятное. Хорошо это видно в музыке, где непрофессионал может получить радость, если есть что-то узнаваемое -- ритм, мелодия. Поэтому, чтобы получать радость от поэзии, необходимо понимать ее язык. Это расширяет мир тонких смыслов и увеличивает духовное пространство жизни.