Ситуация на мировых рынках и в макроэкономике в последние десятилетия претерпела значительные изменения, что в первую очередь отразилось на международных экономических отношениях (МЭО). В качестве одной из основных причин этих изменений специалисты выделяют процесс глобализации, который особенно остро ставит вопросы международного сотрудничества, но в то же время усиливает противоречия между участниками МЭО. Ярким следствием процесса глобализации является образование единого глобального рынка. Все более важную роль начинают играть транснациональные корпорации (ТНК), международные финансовые, политические и экономические организации, представляющие собой наднациональные структуры. В процессе либерализации международной торговли складывается новая система международных обменов. Усиливается влияние Всемирной торговой организации (ВТО). Возникают новые полюса торгового и финансово-экономического притяжения, происходит переориентация традиционных центров экономического развития. Наблюдается явное изменение баланса сил, что в свою очередь приводит к обострению борьбы за передел сфер экономического влияния, в том числе за контроль над факторами производства. Несмотря на то, что экономическую конкурентоспособность государства или группы стран все больше определяет уровень использования высоких технологий, особую важность по-прежнему представляют энергоресурсы. Ситуация осложняется тем, что рынок не в состоянии самостоятельно обеспечить решение ключевых проблем развития. В связи с этим возрастает значение государственного регулирования, как на национальном, так и на региональном уровнях. В современных условиях обеспеченность экономики природными, и в первую очередь энергетическими, ресурсами является залогом экономической независимости любого народного хозяйства, основой потенциала экономического роста. Достаточно сказать, что в период с 1985 по 1995 гг. добыча и потребление нефти в мире выросли почти на 500 млн т и составили 3,3 млрд т, а к 2020 г., по оценкам, увеличатся еще на 2 млрд т. Прогнозы потребления и снабжения энергоносителями мировой экономики свидетельствуют о том, что за период до 2020 г. потребление первичной энергии в мире увеличится в 1,6 раза. Если в настоящее время от импорта энергоресурсов зависит жизнедеятельность приблизительно половины населения Земли, то к концу первой четверти нового столетия этот показатель составит уже 80%. Это находит свое отражение в государственных программах, определяющих основные направления и механизмы международного экономического сотрудничества. Так, в 2000 г. были приняты "Концепция национальной безопасности РФ", "Концепция внешней политики РФ" и ряд других важных документов, определяющих современные и перспективные позиции России в мировом сообществе. На пороге XXI века перед мировым хозяйством по-прежнему стоит проблема стабильного обеспечения энергетическими ресурсами, в первую очередь нефтью и газом. Всемирный нефтяной кризис начала 70-ых, а затем и 80-ых годов продемонстрировал уязвимость мирового рынка углеводородов, наглядно показал хрупкость мирового энергетического баланса. В этих условиях крупнейшие страны-потребители, с одной стороны, принялись за осуществление широкомасштабных программ энергосбережения, а с другой – за диверсификацию источников поступления углеводородов для того, чтобы в условиях прогрессирующего падения внутренней добычи снизить зависимость их национальных хозяйств от не всегда стабильных районов добычи углеводородов, в первую очередь, от Персидского залива. С этой целью ведущие нефтяные ТНК развитых стран при активной поддержке государственных структур проводят политику экономической экспансии для обеспечения и расширения контроля над основными нефтегазодобывающими районами планеты. Таким образом, роль энергетических ресурсов в обеспечении экономического роста в мире не снижается и проблемы контроля над этими ресурсами, их добычи, производства, переработки и доставки потребителям продолжают оставаться актуальными. По прогнозам, эволюция мировой энергетики будет сопровождаться дальнейшим развитием в этом секторе мировой экономики рыночных элементов, в частности, в ходе процессов приватизации и демонополизации. В этой связи топливно-энергетические отрасли в ряде стран становятся все более привлекательными для транснациональных корпораций, что обуславливает усиление конкуренции между ними за контроль над производством и реализацией энергоресурсов. При этом ТНК будут по-прежнему поддерживаться правительствами стран происхождения и базирования. Уже около века нефтяной фактор остается одним из основных элементов, влияющих на международные отношения. Это объясняется рядом причин. Прежде всего, международные отношения тесно связаны с проблемой энергетической безопасности. Постоянно повышающееся значение энергоресурсов в мировой политике вызывает новое обострение как скрытого, так и открытого политического и военно-политического противоборства между ведущими державами за контроль над ними. Существенно влияет на внешнюю политику всех стран, вовлеченных в нефтяную дипломатию и тот факт, что добыча и реализация углеводородов остается одним из самых прибыльных видов предпринимательства. Это касается как отдельных компаний, так и целых государств. Кроме того, энергетика является ключевой отраслью для многих стран мира в экономическом, социальном и политическом плане. Энергетическая безопасность любого государства во многом определяется положением на мировых энергетических рынках. Энергетические ресурсы распределены в мире неравномерно, у ряда стран наблюдается их избыток, у большинства – нехватка. Острая конкурентная борьба, которая ведется за доступ к энергоресурсам, а также за контроль за их сбытом, определяет внешнюю политику и дипломатическую деятельность многих государств. Энергетический фактор оказывает все более весомое влияние на мировую политику. Такие страны, как США, Великобритания, Япония, Норвегия и ЕС, формируют собственную внешнюю энергетическую политику и энергетическую дипломатию, которая становится важной частью их внешнеполитической линии. Усиливается межгосударственное взаимодействие нефтедобывающих стран в энергетической области. Принимаются серьезные меры для обеспечения стабильности и предсказуемости ситуации на рынках. Основные задачи, которые ставят перед собой энергопроизводители и энергопотребители, – избежать резких ценовых колебаний и предотвратить взаиморазрушающую конкуренцию. Две международных организации оказали значительное влияние на формирование мировой энергетической политики: развитые страны – потребители энергоресурсов в рамках Международного энергетического агентства (МЭА) и нефтедобывающие страны в рамках Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Энергетическая тематика занимает серьезное место на ежегодных встречах индустриально развитых государств. В региональных структурах экономического взаимодействия также наблюдается рост роли энергетического фактора: в Северной и Южной Америке (НАФТА, МЕРКОСУР), в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТЭС), в Черноморско-Каспийском регионе (ЧЭС), Организации экономического сотрудничества (ОЭС) в Центральной Азии. Стратегические интересы России обусловливают необходимость формирования единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии, развития международных энерготранспортных систем и обеспечения недискриминационного транзита энергоносителей. В этих целях государство намерено поощрять участие российских акционерных обществ и компаний в разработке и реализации крупномасштабных международных проектов транспорта газа, нефти и электроэнергии как в западном, так и в восточном направлениях. Уникальное географическое и геополитическое положение России создает все необходимые предпосылки для того, чтобы транзит углеводородов обеспечивал надежность ее снабжения топливно-энергетическими ресурсами, их эффективный экспорт и получение дохода от транзитных функций. В данной публикации акцент сделан на южном направлении транспортировки топливо-энергетических ресурсов Российской Федерации. |