В. К. Кантор. К.Д.Кавелин.............. 3 НАШ УМСТВЕННЫЙ СТРОЙ Взгляд на юридический быт древней России........ 11 Ответ «Москвитянину»................ 68 Взгляд на русскую сельскую общину........... 95 Дворянство и освобождение крестьян........... 124 Краткий взгляд на русскую историю........... 158 Мысли и заметки о русской истории........... 171 Т. Н. Грановский.................. 256 Воспоминания о В. Г. Белинском............ 261 Философия и наука в Европе и у нас........... 278 Белинский и последующее движение нашей критики..... 293 Наш умственный строй................ 307 Авдотья Петровна Елагина............... 320 Московские славянофилы сороковых годов......... 336 О задачах искусства................. 367 Наши недоразумения................. 408 Разговор с социалистом-революционером......... 424 Письмо Ф. М. Достоевскому.............. 448 Мефистофель Антокольского.............. 476 Злобы дня.................... 489 Примечания (В. К. Кантор и О. Е. Майорова)........ 541 Указатель имен................... 641
Кавелин Константин Дмитриевич Историк, философ, правовед, виднейший представитель русской общественной мысли XIX века. Окончив в 1842 г. юридический факультет Московского университета, переехал в Петербург, где работал в Министерстве юстиции. В Петербурге сблизился с кружком В. Г. Белинского, а по возвращении в Москву (1844) вошел в круг московских западников, друзей Белинского. Защитив в 1844 г. магистерскую диссертацию «Основные начала русского судоустройства и гражданского судопроизводства», получил место при кафедре истории русского законодательства Московского университета. В 1848 г. снова переехал в Петербург, определившись на службу сначала в Министерство внутренних дел, а позднее — в канцелярию Комитета министров. В 1857 г. приступил к чтению лекций в Петербургском университете. В 1861 г., возмущенные поведением администрации во время студенческих волнений, Кавелин и еще несколько прогрессивных профессоров подали в отставку. С 1877 г. преподавал гражданское право студентам Военно-юридической академии.
«Западнические» убеждения Кавелина отчетливее всего выразились в его историософских построениях. Его репутация как создателя антиславянофильской концепции русской истории утвердилась в 1847 г. с появлением в «Современнике» статьи «Взгляд на юридический быт древней России», сразу сделавшей Кавелину имя и вызвавшей массу восторженных отзывов. Кавелин по-новому взглянул на прошлое России, вступая то в скрытую, то в явную полемику с наиболее влиятельными концепциями конца 1830-х – начала 1840-х гг. Он внес большой вклад в развитие русской общественной мысли: преодолевая чаадаевскую концепцию о том, что Россия не имела личностей, способных определить ее самобытное прогрессивное движение, он вписал личность в отечественную историю, обосновав закономерность ее появления. |