URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Хомский Н., Миллер Дж. Введение в формальный анализ естественных языков. Перевод с английского Обложка Хомский Н., Миллер Дж. Введение в формальный анализ естественных языков. Перевод с английского
Id: 6024
Предварительный заказ!  499 р.

Введение в формальный анализ естественных языков.
Перевод с английского

URSS. 2003. 64 с. ISBN 5-354-00114-5. Уценка. Состояние: 5-.
Газетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Книга выдающегося американского лингвиста Н.Хомского, написанная им в соавторстве с Д.Миллером, посвящена вопросам математической лингвистики. В ней обсуждаются математические модели языка.

Рассчитана на научных работников, инженеров, аспирантов и студентов различных специальностей, занимающихся и интересующихся кибернетикой. (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
1Уточнение границ исследования
2Некоторые алгебраические аспекты кодирования
3Некоторые основные понятия лингвистики
4Некоторый простой класс порождающих грамматик
5Трансформационные грамматики
  5.1.Некоторые недостатки грамматик непосредственных составляющих
  5.2.Уточнение определения грамматической трансформации
  5.3.Структура составляющих в трансформированных цепочках
6Звуковая структура языка
  6.1.Роль фонологического компонента в грамматике
  6.2.Звуки и фонемы
  6.3.Условие инвариантности и условие линейности
  6.4.Некоторые фонологические правила
Литература

Введение в формальный анализ естественных языков
top

Язык и коммуникация играют особую, чрезвычайно важную роль в человеческом обществе, и над языковыми проблемами думают и работают ученые самых различных специальностей. Вклад, сделанный психологами, составляет лишь относительно небольшую часть от общих усилий. Поэтому, чтобы дать перспективную картину тех проблем, с которыми сталкивается математическая психология, изучая языковое поведение, нам придется в данной главе, как и в двух следующих, сильно выйти за рамки психологии в традиционном смысле слова.

Существо проблемы, возникающей при описании языка и языкового поведения, состоит в следующем: носитель языка обладает способностью понимать огромное число предложений, которые он никогда ранее не слышал и не произносил, а также способностью создавать в соответствии с ситуацией новые предложения, в свою очередь понятные другим носителям языка. Возникают следующие основные вопросы:

1. Какова точная природа этой способности?

2. Каким образом эта способность реализуется?

3. Как она приобретается человеком?

В последнее время имело место несколько попыток придать вопросам такого рода точную и эксплицитную форму и построить модели, имитирующие некоторые из указанных аспектов поведения носителя языка. Если построенные модели достаточно просты, то оказывается возможным чисто абстрактное изучение их внутреннего характера и общих свойств. Исследования такого рода находятся пока еще в младенческом состоянии; лишь очень немногие аспекты языка и коммуникации уже формализованы до такой степени, когда можно думать об абстрактном их изучении. Однако плодотворные результаты в этом направлении уже имеются, и количество их все возрастает. Мы попытаемся дать обзор этих результатов и показать, каким образом эти исследования могут углубить наше понимание природы и функционирования языка.

Первый из трех вопросов касается природы языка, и чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выявить внутреннюю структуру, общую для всех естественных языков. В логике и лингвистике возник ряд попыток подойти к этой задаче с принципиально новой стороны; в последние годы эти попытки сконцентрировались вокруг краеугольного понятия "грамматики". Включение данной работы в книгу, посвященную математической психологии, даст возможность познакомить психологов с более реалистичным взглядом на то, что же в конечном счете приобретает человек, когда он обучается говорить и понимать естественный язык. Ассоциирование звуковых реакций с визуальными раздражителями – фактор, который больше всего привлекал внимание психологов, – является далеко не единственным существенным аспектом процесса обучения языку.

Ответом на второй вопрос должно быть формальное (т.е. основанное на построении моделей) описание носителей естественного языка. Психологи, которые, как можно было бы ожидать, должны были бы заниматься этим вопросом в общей программе изучения человеческого поведения, пока что давали лишь самые общие (и часто мало правдоподобные) ответы на этот вопрос. Некоторые ценные идеи, относящиеся к этой тематике, возникли в общей теории связи; их связь с психологией была самая непосредственная, и она довольно быстро получила признание. Однако понятия теории связи являются преимущественно статистическими и лишь незначительно соприкасаются с тем, что известно о внутренней структуре языка.

Формулируя вопросы (1) и (2) раздельно, мы хотим отчетливым образом отвергнуть то общее мнение, что язык есть не что иное, как множество словесных реакций. Если утверждается, что в некотором естественном языке действует определенное грамматическое правило, то это еще не значит, что люди, которые пользуются этим языком, могут последовательно соблюдать это правило. Дать точное описание языка – это одна задача; дать описание носителя языка – другая. Эти две задачи очевидным образом связаны друг с другом, но не тождественны.

Третий из поставленных вопросов не менее существен, чем первые два; однако здесь имеется пока гораздо меньше исследований, которые могли бы послужить основой для постановки его в абстрактной форме. Те процессы, которые вступают в действие, когда ребенок начинает говорить, находятся пока за пределами математического моделирования. Мы можем только упомянуть о том, что этот вопрос является весьма существенным, и выразить сожаление по поводу того, что ему не уделяется должного внимания в последующем изложении.


Об авторе
top
photoХомский Ноам
Выдающийся американский лингвист, философ и общественный деятель. Родился в Филадельфии, в семье ученого-гебраиста. С 1945 г. изучал философию и лингвистику в Пенсильванском университете, где в 1955 г. получил докторскую степень; но большинство исследований, положенных в основу диссертации, проводил в Гарвардском университете в течение четырех лет. В том же 1955 г. перешел в Массачусетский технологический институт; с 1961 г. — профессор отделения лингвистики и философии этого института.

Ноам Хомский — создатель системы грамматического описания, известной как генеративная (порождающая) грамматика, которая оказала огромное влияние на развитие науки о языке во всем мире. Он пишет и читает лекции на самые различные темы, включая лингвистику, философию, историю интеллектуализма, а также является одной из самых известных фигур левого крыла американской политики. Автор многочисленных научных работ, ряд которых переведен на русский язык.